Предприятие (организация) является основным звеном народного хозяйства. В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (ГК РФ) основой предпринимательской деятельности является извлечение прибыли. Предпринимательской деятельностью могут заниматься только лица, зарегистрированные в этом качестве в установленном законом порядке. В качестве субъектов предпринимательской деятельности могут выступать юридические лица, а также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Предприятие выступает в качестве экономически обособленного товаропроизводителя, имеет законченный цикл воспроизводства, действует на основе самоокупаемости, возмещая свои затраты за счет собственных доходов.
В современных условиях предпринимательская деятельность тесно связана с непрерывной разработкой и внедрением на рынок новых видов продукции (работ, услуг). При этом известно, что коммерческий успех достигается лишь в 8—10% начатых проектов.
Высокая неопределенность инновационных процессов и конкуренция на рынке существенно влияют на длительность существования предприятия. В США примерно 25 % всех предприятий имеет возраст менее года, а средний возраст предприятий составляет примерно семь лет. Оценки продолжительности существования новых организаций весьма скромны: 54 % новых предприятий живут не более полутора лет, и лишь четверть из них преодолевает шестилетний рубеж.
Для инновационных предприятий характерны переходные процессы, представляющие изменение параметров его деятельности, при которых достигается максимальный выход. В процессе освоения новшества наблюдается нарушение равновесного состояния предприятия, которое вызвано преобразованием его технологической структуры, форм и методой управления и др.
Для открытых, развивающихся систем (предприятий), близких к равновесию и стремящихся к стационарному состоянию, справедливо уравнение:
где
tp(t) — плотность вероятности состояния системы в момент времени t;
tpcm— плотность вероятности состояния системы в стационарном состоянии;
а — коэффициент пропорциональности. Решение уравнения (6);
где
Ь — коэффициент, характеризующий положение функции во времени с учетом начальных условий
Зная плотность вероятности состояния системы, можно записать:
или
Вычислив интеграл, получим формулу для определения длительности переходного процесса:
Целостные вероятностные системы имеют следующие свойства: целостность, делимость, разнообразие, идентифицируемость, наблюдаемость, изолированность, возрастание энтропии (меры неопределенности), устойчивость, устойчивость связей.
Согласно теории систем, состояние предприятия может оцениваться при помощи некоторого показателя устойчивости, который определяется из его возможности сохранять динамическое равновесие. Это предполагает задание закона развития предприятия, определение траектории его целенаправленного движения. Отклонение от заданной траектории служит для предприятия сигналом о возможной потере его устойчивости и о необходимости разработки мероприятий, направленных на повышение его управляемости. Для предприятия основной целевой функцией является функция прибыли, зависящая от вероятности успеха инноваций, объема выпуска продукции и от затрат ресурсов. Выбор функции прибыли в качестве целевой базируется на том, что она является основным источником финансирования инновационной деятельности, расширенного воспроизводства и мероприятий социального характера. Она имеет следующий вид:
где
П(Т) — ожидаемая прибыль предприятия за временной период Т;
Рi - произведение вероятностей благоприятного исхода событий в процессе осуществления инновационной деятельности (вероятности: успешного завершения НИОКР, освоения новшества, рыночного успеха новой продукции, правильного выбора проекта и др.);
P(t) и С (t) — цена и себестоимость единицы новой продукции в момент времени;
Q(t) — объем выпуска новой продукции в момент времени t;
Т — время ввода и длительность жизненного цикла нового продукта на рынке.
Во многих отраслях промышленности США технология считается устаревшей через пять — семь лет использования, а в электронной — через два—четыре года. Приведенные данные могут быть для российских инновационных предприятий ориентиром.
Отклонение прогнозного значения функции прибыли от фактического показано на рис. 4:
Рис. 4. Динамика прогнозной и фактической прибыли предприятия
Для расчета коэффициента управляемости предприятия целесообразно использовать следующую модель:
Если коэффициент = 1, то можно сделать вывод о высокой управляемости предприятием. В противном случае необходимо разрабатывать и внедрять и практику деятельности предприятия новые управленческие решения, направленные на снижение неопределенности, связанной с природой инновационных процессов, непрерывно снижающимися циклами спроса на продукцию, быстрыми структурными изменениями. Чтобы инновационное предприятие могло нормально функционировать, необходимо иметь . информацию о закономерностях вероятностных процессов для; разработки способов воздействия на них.
Анализ причинно-следственных связей позволяет сделать вывод, что новое событие или явление не появляется беспричинно и всегда существует некое, предшествующее ему, другое явление, либо их совокупность, которая вызывает данное. Поскольку причинно-следственная связь между компонентами системы органична, то изменение состояний одного из них вызывает изменения в других и в системе в целом.
Если исходить из того, что динамика любых целенаправленных процессов представляет непрерывную последовательность упорядоченных состояний, то непременным условием их детерминированного развития должна быть общность цели и наличие механизма управления процессом ее достижения. Поэтому в целенаправленной социально-экономической системе выделяются подсистемы управляющие (системы органов управления) и управляемые переменные (факторы, значения которых подвергаются изменению в процессе поиска решения).
В широком смысле управление — вид человеческой деятельности, направленной на постановку целей предприятия, разработку и реализацию соответствующих мероприятий, направленных на их достижение.
Управление инновационным предприятием призвано выполнять следующие функции:
— выбор и обоснование целей на основе познания закономерностей и приоритетов социально-экономического и научно-технического развития;
— выработку системы мероприятий, необходимых для достижения целей;
— создание необходимых условий для достижения поставленных целей;
— организацию контроля за ходом движения к цели;
— генерацию корректирующих и регулирующих воздействий (если наметилось рассогласование);
— анализ достигнутого уровня развития;
— выявление новых потребностей;
— выбор новых целей.
Содержание процесса управления предприятием включает следующие этапы:
— проектирование проблемной ситуации;
— на базе прогнозов разработку и принятие управленческих решений;
— разработку планов НИОКР,освоения, производства и сбыта продукции;
— организацию, координацию и регулирование работ;
—осуществление контроля за ходом работ, анализ полученных результатов.
Качество системы управления инновационным предприятием во многом определяется его способностью решать следующие задачи:
— создание механизма управления инновациями, чутко реап руюгцего на рыночные изменения;
— прогнозирование вероятности успешного ввода продукта н рынок;
— прогнозирование частоты замещения нововведений н рынке;
— установление взаимосвязи НИОКР с рынком труда, матери альных и финансовых ресурсов;
— определение размера бюджета НИОКР;
— прогнозирование успешного завершения НИОКР во время заданное рынком;
— организацию комплексного исследования рынка, включаю щего определение числа потенциальных покупателей, анализ и? покупательной способности и инновационного потенциала;
— создание благоприятного климата по поддержке, стимул и рованию внедрения научно-технических новшеств;
— прогнозирование жизненного цикла товара на рынке, разработку прогнозов, что потребуется на рынке через 10—15 лет в силу непрерывности научно-исследовательского процесса;
— определение производственных возможностей предприятия с целью удовлетворения спроса покупателей;
— прогнозирование последствий перерывов в процессе диверсификации;
— разработку механизма согласования экономических интересов участников инновационной деятельности;
— оценку влияния продаж новых товаров на продажи существующих, чтобы общий объем сбыта предприятия не сократился;
— разработка механизма выбора оптимальных проектов НИОКР и распределения ресурсов;
— создание механизма, обеспечивающего непрерывный обмен и интеграцию рыночной и научной информации;
— интегрированное планирование рынка, производства, НИОКР и др.
Решение перечисленных задач связано с необходимостью разработки стратегии проникновения нового товара на рынок для достижения его экономического успеха, который предопределяется еще на стадии НИОКР. Это свидетельствует о том, что характер проводимых НИОКР должен быть ориентирован на рынок, т. е. их тематика должна быть определена на основе информации, полученной при комплексном исследовании рынка, ценность которой состоит в точности определения будущих нужд потенциальных покупателей.
Неотъемлемой составной частью комплексного исследования рынка с целью определения эффективности внедрения нововведения является анализ тенденций и направлений развития науки и техники. Важный источник сведений об этих тенденциях — патентная информация, являющаяся наиболее достоверной, так как к заявке на получение патента прилагается описание изобретения. Данные патентной информации в сочетании с экономическими показателями конъюнктуры позволяют сделать выводы о будущем развитии рынка.
Значительная часть новой продукции, по существу, представляет ту или иную модификацию ранее освоенных изделий. Потребность рынка в такой продукции хотя и существует, но непрерывно сокращается. Данное обстоятельство требует от инновационного предприятия одновременно выпускать как старую, так и принципиально новую продукцию, формирующую новый рынок.
Поэтому предприятию необходимо проектировать нововведения разных типов. Набор нововведений следует строить так, чтобы каждый вид удовлетворял потребности определенной группы потребителей. Выбирать нововведение следует с учетом его совместимости с базисными технологиями предприятия, а проектировать нововведения модульного типа — с целью их быстрейшего реагирования на запросы потребителей с минимальными затратами. При этом необходимо учитывать, что спрос может измениться в течение временного лага между разработкой нового товара и внедрением его в производство.
В условиях конкуренции деятельность предприятия характеризуется высокими темпами обновления продукции, сбыт которой все в большей степени зависит от неконтролируемой динамики структуры спроса.
Предприятия должны правильно выбрать свою рыночную стратегию, которая заключается в прогнозировании динамики будущего спроса, формировании необходимого задела НИОКР для достижения будущего превосходства над конкурентами, ориентации на радикальные нововведения, прогнозировании своих технологических возможностей.
Каждая стадия жизненного цикла товара на рынке характеризуется определенным соотношением объема продаж к объему затрат, являющимся базовым критерием в теории принятия решения о выборе стратегии поведения предприятия в зависимости от степени отклонения фактического значения от критического. Эффективность управления по отклонениям будет состоять в таком способе организации производства, который оперативно реагировал бы на возникающие рыночные изменения.
Характерная особенность современного этапа НТП — быстрая сменяемость моделей новых продуктов, соответственно более короткий их жизненный цикл в связи с появлением новых знаний, формирующих качественно новые продукты и технологии их создания, что вызывает необходимость в регулярной переориентации производства на новые потребности. Кроме того, длительность жизненного цикла на рынке однородных продуктов разных предприятий зависит от величины потребительских свойств товара и степени адаптации к рыночным ценам. Поэтому лицо, принимающее решение (ЛПР) каждого предприятия, внедрившего свой продукт на рынок, должно анализировать множество факторов, определяющих темпы проникновения и распространения новых продуктов на рынке. Таким образом, управление по отклонениям, в свою очередь, может быть рассмотрено в двух направлениях: с отслеживанием соответствия технического уровня поставленного на рынок изделия путем его непрерывной модернизации в рамках существующих возможностей на данном этапе научно-технического развития; с регулированием оптимального соотношения между ценами и себестоимостью новшества в процессе его производства. Это требует от ЛПР организации и проведения НИОКР, направленных на совершенствование технологий, которые позволят добиться стратегической стабильности конкурентных позиций. Следовательно, система управления, ориентированная на реализацию оптимальной рыночной стратегии, должна воплощать в себе комплекс элементов, позволяющих эффективно управлять инновационным процессом как целостной системой «НИОКР — Производство — Продажа». ЛПР должно определить такую стратегию поведения, которая позволяла бы учесть оптимальные соотношения свойств научно-технического новшества, определяемые собственным потенциалом и требованиями рынка, т. е. необходимо непрерывное соотнесение интенсивности инновационной деятельности с интенсивностью рыночной конкуренции.
Следует также отметить уникальность каждого инновационного процесса, потому что не существует каких-либо общих законов, реализация которых обеспечила бы автоматически успех новшества на рынке. Процесс принятия решения должен протекать с учетом конкретной ситуации. Это накладывает свои требования на организационную структуру предприятия, так как она должна быть не какой-то застывшей, а саморегулирующейся системой, под влиянием рыночных импульсов обеспечивающей максимальную гибкость производственных, научно-исследовательских и финансовых аспектов деятельности. Это значит, что гибкости рыночной стратегии должна соответствовать гибкость организационных структур как средства реализации процесса достижения цели.
Стратегия экономического поведения предприятия, внедряющего свой продукт на рынок, должна определяться на каждой стадии жизненного цикла. Поскольку конкурентоспособность новшества определяется главным образом еще на стадии НИОКР, важно выбирать такие проекты исследований и разработок, чтобы созданные на их основе товары отвечали требованиям рынка как по уровню потребительских свойств, так и по цене, обеспечивая при этом продавцу требуемую норму прибыли.
Поэтому не менее важная задача состоит в исследовании внутреннего технического прогресса, технологических изменений внутри предприятия. Внедрение новых технологий приводит к увеличению выпуска конечной продукции в результате роста производительности труда (уменьшения объема затрат на единицу продукции), что, в свою очередь, выразится в снижении себестоимости продукции и, как следствие, в снижении продажных цен, что принесет дополнительную прибыль как потребителям, так и изготовителям новой продукции. Увеличение прибыли изготовителя создает условия для дополнительного вложения капитала в данное предприятие и для дальнейшего расширения производства, что вызывает повышенный спрос на факторы производства в соответствии с законом спроса и предложения. Проект НИОКР должен быть чувствителен к внешнему техническому прогрессу и внутренним технологическим изменениям.
Из сказанного следует, что непрекращающиеся научные исследования и разработки являются главным фактором успеха предприятия на рынке. Причем, чтобы избежать жесткой конкуренции на рынке, предприниматели должны осуществлять несколько параллельных конкурирующих проектов НИОКР и в конечном итоге решать многокритериальную задачу оптимального выбора при многих предпочтениях. Чтобы сузить пространство поиска оптимального проекта НИОКР, отбор необходим еще на уровне идей с предпочтением пригодных для дальнейшей разработки. Основным критерием может служить рентабельность будущих изделий.
Основная направленность конкретных проектов НИОКР складывается в результате определения основных целей, политики и стратегии проникновения нового товара на рынок. Особую важность для планирования НИОКР представляют научно-технические прогнозы, которые дают возможность в большей мере устранить неопределенность в достижении технического и рыночного успеха. Имея прогноз потенциальных изменений в технике, которые могут повлиять на продукцию, можно определить, каких технических рубежей она должна достигнуть. Научно-технические прогнозы позволяют сравнивать технические возможности конкурирующих товаров и определять перспективы положения товара на рынке.
Решение проблем выхода экономики из кризиса требует решения проблем управления инновационными процессами, адаптации научно-технической сферы к рыночным отношениям. Отсутствие государственного регулирования и неразвитость рыночных отношений органически взаимоувязывались, усугубляя тем самым спад инновационной деятельности и экономический кризис.
За годы реформ в научно-технической сфере сложилась парадоксальная ситуация. Даже в условиях непрерывного и целенаправленного развала научно-технического потенциала страны на рынке научно-технической продукции наблюдается превышение предложения над спросом. Такое псевдонасыщение рынка вызвано дефицитом платежеспособного спроса как предприятий, так и государства. В силу ускоряющегося устаревания научных знаний дефицит платежеспособного спроса на рынке научно-технической продукции приводит к деградации науки и последующему ее уничтожению как отрасли народного хозяйства. Это объясняется тем, что из-за недостаточного финансирования наука не в состоянии генерировать новые знания темпами, которые превышали темпы обесценивания результатов прошлых исследований и разработок. Поэтому в условиях деиндустриализации страны, выражающейся в структурном сдвиге в пользу топливно-сырьевого сектора при ускоренном развале обрабатывающего сектора экономики необходимо: 1) путем целенаправленного проведения ценовой, налоговой и кредитной политики прекратить развал инновационного потенциала 3 этом секторе; 2) определить перечень научно-технических программ по разработке радикальных инноваций, финансируемых за счет государственного бюджета в тех отраслях науки, которые обладают достаточным потенциалом для их реализации; 3) сформировать портфель наиболее значимых инновационных программ (проектов) и сконцентрировать усилия на их реализацию с минимальным привлечением иностранного капитала.
Проведенный анализ некоторых параметров управления не является исчерпывающим. Вместе с тем изложенное свидетельствует, что экономический кризис во многом углубляется некомпетентными решениями правительства, которые становятся возможными вследствие отсутствия прямых и обратных связей между качеством принимаемых решений и ответственностью за последствия от их претворения в жизнь.
Если на всех уровнях управления (главным образом на федеральном) не будут приняты срочные и действенные меры по реанимации научно-технической и инновационной сферы, ее развал станет необратимым, что поставит под угрозу возможность выхода экономики из кризиса. Государство должно создать организационно-экономический механизм управления инновационными процессами, обеспечивающий благоприятную устойчивую экономическую среду для проведения НИОКР, осуществления инновационной деятельности и расширенного воспроизводства, повышения их заинтересованности в обновлении ассортимента выпускаемой продукции, что приведет к росту спроса на научно-техническую продукцию. Действенность указанного механизма во многом будет зависеть от качества и полноты системы нормативных актов, регулирующих экономические интересы государства, участников научно-технической и инновационной деятельности, с помощью которых создается благоприятный климат, стимулирующий проведение НИОКР и интеграцию науки и производства.