Мои Конспекты
Главная | Обратная связь

...

Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

ПРЕДПРИЯТИЕ КАК СУБЪЕКТ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ





Помощь в ✍️ написании работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Предприятие (организация) является основным звеном народ­ного хозяйства. В соответствии с Гражданским кодексом Российс­кой Федерации (ГК РФ) основой предпринимательской деятельно­сти является извлечение прибыли. Предпринимательской деятель­ностью могут заниматься только лица, зарегистрированные в этом качестве в установленном законом порядке. В качестве субъектов предпринимательской деятельности могут выступать юридиче­ские лица, а также физические лица, занимающиеся предприни­мательской деятельностью без образования юридического лица. Предприятие выступает в качестве экономически обособленного товаропроизводителя, имеет законченный цикл воспроизводства, действует на основе самоокупаемости, возмещая свои затраты за счет собственных доходов.

В современных условиях предпринимательская деятельность тесно связана с непрерывной разработкой и внедрением на рынок новых видов продукции (работ, услуг). При этом известно, что коммерческий успех достигает­ся лишь в 8—10% начатых проектов.

Высокая неопределенность инновационных процессов и конку­ренция на рынке существенно влияют на длительность существо­вания предприятия. В США примерно 25 % всех предприятий име­ет возраст менее года, а средний возраст предприятий составляет примерно семь лет. Оценки продолжительности существования новых организаций весьма скромны: 54 % новых предприятий живут не более полутора лет, и лишь четверть из них преодолевает шестилетний рубеж.

Для инновационных предприятий характерны переходные про­цессы, представляющие изменение параметров его деятельности, при которых достигается максимальный выход. В процессе осво­ения новшества наблюдается нарушение равновесного состояния предприятия, которое вызвано преобразованием его технологичес­кой структуры, форм и методой управления и др.

Для открытых, развивающихся систем (предприятий), близких к равновесию и стремящихся к стаци­онарному состоянию, справедливо уравнение:

 

где

tp(t) — плотность вероятности состояния системы в момент времени t;

tpcm — плотность вероятности состояния системы в стационарном состоянии;

а — коэффициент пропорциональности. Решение уравнения (6);

где

Ь — коэффициент, характеризующий положение функции во времени с учетом начальных условий

Зная плотность вероятности состояния системы, можно записать:

 

 

 

или

 


 

Вычислив интеграл, получим формулу для определения дли­тельности переходного процесса:

 

 

Целостные вероятностные системы имеют следующие свойства: целостность, делимость, разнообразие, идентифицируемость, на­блюдаемость, изолированность, возрастание энтропии (меры не­определенности), устойчивость, устойчивость связей.

Согласно теории систем, состояние предприятия может оцени­ваться при помощи некоторого показателя устойчивости, который определяется из его возможности сохранять динамическое равно­весие. Это предполагает задание закона развития предприятия, определение траектории его целенаправленного движения. Отклонение от заданной траектории служит для предприятия сигналом о возможной потере его устойчивости и о необходимости разработки мероприятий, направленных на повышение его управляемос­ти. Для предприятия основной целевой функцией является фун­кция прибыли, зависящая от вероятности успеха инноваций, объема выпуска продукции и от затрат ресурсов. Выбор функции прибыли в качестве целевой базируется на том, что она является основным источником финансирования инновационной деятельности, расширенного воспроизводства и мероприятий социального характера. Она имеет следующий вид:

 

 

где

П(Т) — ожидаемая прибыль предприятия за временной период Т;

Рi - произведение вероятностей благоприятного исхода событий в процессе осуществления инновационной деятельности (вероятности: успешного завершения НИОКР, освоения новше­ства, рыночного успеха новой продукции, правильного выбора проекта и др.);

P(t) и С (t) — цена и себестоимость единицы новой продукции в момент времени;

Q(t) — объем выпуска новой про­дукции в момент времени t;

Т — время ввода и длительность жизненного цикла нового продукта на рынке.

Во многих отраслях промышленности США технология считается устаревшей через пять — семь лет использования, а в электронной — через два—четыре года. Приведенные данные могут быть для российских инновационных предприятий ориентиром.

Отклонение прогнозного значения функции прибыли от фактического показано на рис. 4:


 

Рис. 4. Динамика прогнозной и фактической прибыли пред­приятия

Для расчета коэффициента управляемости предприятия целесообразно использовать следующую модель:


Если коэффициент = 1, то можно сделать вывод о высокой уп­равляемости предприятием. В противном случае необходимо разрабатывать и внедрять и практику деятельности предприятия но­вые управленческие решения, направленные на снижение неопре­деленности, связанной с природой инновационных процессов, непрерывно снижающимися циклами спроса на продукцию, быс­трыми структурными изменениями. Чтобы инновационное пред­приятие могло нормально функционировать, необходимо иметь . информацию о закономерностях вероятностных процессов для; разработки способов воздействия на них.

Анализ причинно-следственных связей позволяет сделать вы­вод, что новое событие или явление не появляется беспричинно и всегда существует некое, предшествующее ему, другое явление, либо их совокупность, которая вызывает данное. Поскольку при­чинно-следственная связь между компонентами системы органична, то изменение состояний одного из них вызывает изменения в других и в системе в целом.

Если исходить из того, что динамика любых целенаправленных процессов представляет непрерывную последовательность упорядо­ченных состояний, то непременным условием их детерминирован­ного развития должна быть общность цели и наличие механизма управления процессом ее достижения. Поэтому в целенаправлен­ной социально-экономической системе выделяются подсистемы управляющие (системы органов управления) и управляемые пере­менные (факторы, значения которых подвергаются изменению в процессе поиска решения).

В широком смысле управление — вид человеческой деятельности, направленной на постановку целей предприятия, разработку и реализацию соответствующих мероприятий, направленных на их достижение.

Управление инновационным предприятием призвано выполнять следующие функции:

— выбор и обоснование целей на основе познания закономерностей и приоритетов социально-экономического и научно-технического развития;

— выработку системы мероприятий, необходимых для достижения целей;

— создание необходимых условий для достижения поставленных целей;

— организацию контроля за ходом движения к цели;

— генерацию корректирующих и регулирующих воздействий (если наметилось рассогласование);

— анализ достигнутого уровня развития;

выявление новых потребностей;

— выбор новых целей.

Содержание процесса управления предприятием включает сле­дующие этапы:

— проектирование проблемной ситуации;

— на базе прогнозов разработку и принятие управленческих решений;

— разработку планов НИОКР,освоения, производства и сбыта продукции;

— организацию, координацию и регулирование работ;

—осуществление контроля за ходом работ, анализ полученных результатов.

Качество системы управления инновационным предприятием во многом определяется его способностью решать следующие задачи:

— прогнозирование объема продаж (доли рынка), обеспечивающего предприятию требуемую массу и норму прибыли;

— создание механизма управления инновациями, чутко реап руюгцего на рыночные изменения;

— прогнозирование вероятности успешного ввода продукта н рынок;

— прогнозирование частоты замещения нововведений н рынке;

— установление взаимосвязи НИОКР с рынком труда, матери альных и финансовых ресурсов;

— определение размера бюджета НИОКР;

— прогнозирование успешного завершения НИОКР во время заданное рынком;

— организацию комплексного исследования рынка, включаю щего определение числа потенциальных покупателей, анализ и? покупательной способности и инновационного потенциала;

— создание благоприятного климата по поддержке, стимул и рованию внедрения научно-технических новшеств;

— прогнозирование жизненного цикла товара на рынке, разра­ботку прогнозов, что потребуется на рынке через 10—15 лет в силу непрерывности научно-исследовательского процесса;

— определение производственных возможностей предприятия с целью удовлетворения спроса покупателей;

— прогнозирование последствий перерывов в процессе дивер­сификации;

— разработку механизма согласования экономических интере­сов участников инновационной деятельности;

— оценку влияния продаж новых товаров на продажи суще­ствующих, чтобы общий объем сбыта предприятия не сократился;

— прогнозирование соответствия цены создаваемого научно-технического новшества рыночным ценам;

— разработка механизма выбора оптимальных проектов НИОКР и распределения ресурсов;

— создание механизма, обеспечивающего непрерывный обмен и интеграцию рыночной и научной информации;

— интегрированное планирование рынка, производства, НИОКР и др.

Решение перечисленных задач связано с необходимостью раз­работки стратегии проникновения нового товара на рынок для до­стижения его экономического успеха, который предопределяется еще на стадии НИОКР. Это свидетельствует о том, что характер проводимых НИОКР должен быть ориентирован на рынок, т. е. их тематика должна быть определена на основе информации, полу­ченной при комплексном исследовании рынка, ценность которой состоит в точности определения будущих нужд потенциальных покупателей.

Неотъемлемой составной частью комплексного исследования рынка с целью определения эффективности внедрения нововведе­ния является анализ тенденций и направлений развития науки и техники. Важный источник сведений об этих тенденциях — патентная информация, являющаяся наиболее достоверной, так как к заявке на получение патента прилагается описание изобре­тения. Данные патентной информации в сочетании с экономичес­кими показателями конъюнктуры позволяют сделать выводы о бу­дущем развитии рынка.

Значительная часть новой продукции, по существу, представля­ет ту или иную модификацию ранее освоенных изделий. Потреб­ность рынка в такой продукции хотя и существует, но непрерыв­но сокращается. Данное обстоятельство требует от инновационно­го предприятия одновременно выпускать как старую, так и принципиально новую продукцию, формирующую новый рынок.

Поэтому предприятию необходимо проектировать нововведе­ния разных типов. Набор нововведений следует строить так, что­бы каждый вид удовлетворял потребности определенной группы потребителей. Выбирать нововведение следует с учетом его совме­стимости с базисными технологиями предприятия, а проектиро­вать нововведения модульного типа — с целью их быстрейшего ре­агирования на запросы потребителей с минимальными затратами. При этом необходимо учитывать, что спрос может измениться в те­чение временного лага между разработкой нового товара и внедре­нием его в производство.

В условиях конкуренции деятельность предприятия характери­зуется высокими темпами обновления продукции, сбыт которой все в большей степени зависит от неконтролируемой динамики структуры спроса.

Предприятия должны правильно выбрать свою рыночную стра­тегию, которая заключается в прогнозировании динамики будуще­го спроса, формировании необходимого задела НИОКР для дости­жения будущего превосходства над конкурентами, ориентации на радикальные нововведения, прогнозировании своих технологичес­ких возможностей.

Каждая стадия жизненного цикла товара на рынке характери­зуется определенным соотношением объема продаж к объему зат­рат, являющимся базовым критерием в теории принятия решения о выборе стратегии поведения предприятия в зависимости от сте­пени отклонения фактического значения от критического. Эффек­тивность управления по отклонениям будет состоять в таком спо­собе организации производства, который оперативно реагировал бы на возникающие рыночные изменения.

Характерная особенность современного этапа НТП — быстрая сменяемость моделей новых продуктов, соответственно более ко­роткий их жизненный цикл в связи с появлением новых знаний, формирующих качественно новые продукты и технологии их со­здания, что вызывает необходимость в регулярной переориента­ции производства на новые потребности. Кроме того, длительность жизненного цикла на рынке однородных продуктов разных пред­приятий зависит от величины потребительских свойств товара и степени адаптации к рыночным ценам. Поэтому лицо, принима­ющее решение (ЛПР) каждого предприятия, внедрившего свой продукт на рынок, должно анализировать множество факторов, определяющих темпы проникновения и распространения новых продуктов на рынке. Таким образом, управление по отклонениям, в свою очередь, может быть рассмотрено в двух направлениях: с от­слеживанием соответствия технического уровня поставленного на рынок изделия путем его непрерывной модернизации в рамках су­ществующих возможностей на данном этапе научно-техническо­го развития; с регулированием оптимального соотношения между ценами и себестоимостью новшества в процессе его производства. Это требует от ЛПР организации и проведения НИОКР, направлен­ных на совершенствование технологий, которые позволят добить­ся стратегической стабильности конкурентных позиций. Следова­тельно, система управления, ориентированная на реализацию оптимальной рыночной стратегии, должна воплощать в себе ком­плекс элементов, позволяющих эффективно управлять инноваци­онным процессом как целостной системой «НИОКР — Производ­ство — Продажа». ЛПР должно определить такую стратегию по­ведения, которая позволяла бы учесть оптимальные соотношения свойств научно-технического новшества, определяемые собствен­ным потенциалом и требованиями рынка, т. е. необходимо непре­рывное соотнесение интенсивности инновационной деятельности с интенсивностью рыночной конкуренции.

Следует также отметить уникальность каждого инновационно­го процесса, потому что не существует каких-либо общих законов, реализация которых обеспечила бы автоматически успех новше­ства на рынке. Процесс принятия решения должен протекать с учетом конкретной ситуации. Это накладывает свои требования на организационную структуру предприятия, так как она должна быть не какой-то застывшей, а саморегулирующейся системой, под влиянием рыночных импульсов обеспечивающей максимальную гибкость производственных, научно-исследовательских и финан­совых аспектов деятельности. Это значит, что гибкости рыночной стратегии должна соответствовать гибкость организационных структур как средства реализации процесса достижения цели.

Стратегия экономического поведения предприятия, внедряющего свой продукт на рынок, должна определяться на каждой стадии жизненного цикла. Поскольку конкурентоспособность новшества определяется главным образом еще на стадии НИОКР, важно вы­бирать такие проекты исследований и разработок, чтобы создан­ные на их основе товары отвечали требованиям рынка как по уров­ню потребительских свойств, так и по цене, обеспечивая при этом продавцу требуемую норму прибыли.

Поэтому не менее важная задача состоит в исследовании внут­реннего технического прогресса, технологических изменений внутри предприятия. Внедрение новых технологий приводит к увеличению выпуска конечной продукции в результате роста про­изводительности труда (уменьшения объема затрат на единицу продукции), что, в свою очередь, выразится в снижении себестои­мости продукции и, как следствие, в снижении продажных цен, что принесет дополнительную прибыль как потребителям, так и изготовителям новой продукции. Увеличение прибыли изготови­теля создает условия для дополнительного вложения капитала в данное предприятие и для дальнейшего расширения производства, что вызывает повышенный спрос на факторы производства в соот­ветствии с законом спроса и предложения. Проект НИОКР должен быть чувствителен к внешнему техническому прогрессу и внутрен­ним технологическим изменениям.

Из сказанного следует, что непрекращающиеся научные иссле­дования и разработки являются главным фактором успеха пред­приятия на рынке. Причем, чтобы избежать жесткой конкуренции на рынке, предприниматели должны осуществлять несколько па­раллельных конкурирующих проектов НИОКР и в конечном ито­ге решать многокритериальную задачу оптимального выбора при многих предпочтениях. Чтобы сузить пространство поиска опти­мального проекта НИОКР, отбор необходим еще на уровне идей с предпочтением пригодных для дальнейшей разработки. Основным критерием может служить рентабельность будущих изделий.

Основная направленность конкретных проектов НИОКР склады­вается в результате определения основных целей, политики и стра­тегии проникновения нового товара на рынок. Особую важность для планирования НИОКР представляют научно-технические прогно­зы, которые дают возможность в большей мере устранить неопреде­ленность в достижении технического и рыночного успеха. Имея прогноз потенциальных изменений в технике, которые могут по­влиять на продукцию, можно определить, каких технических ру­бежей она должна достигнуть. Научно-технические прогнозы по­зволяют сравнивать технические возможности конкурирующих товаров и определять перспективы положения товара на рынке.

Решение проблем выхода экономики из кризиса требует реше­ния проблем управления инновационными процессами, адаптации научно-технической сферы к рыночным отношениям. Отсутствие государственного регулирования и неразвитость рыночных отно­шений органически взаимоувязывались, усугубляя тем самым спад инновационной деятельности и экономический кризис.

За годы реформ в научно-технической сфере сложилась пара­доксальная ситуация. Даже в условиях непрерывного и целенап­равленного развала научно-технического потенциала страны на рынке научно-технической продукции наблюдается превышение предложения над спросом. Такое псевдонасыщение рынка вызва­но дефицитом платежеспособного спроса как предприятий, так и государства. В силу ускоряющегося устаревания научных знаний дефицит платежеспособного спроса на рынке научно-технической продукции приводит к деградации науки и последующему ее унич­тожению как отрасли народного хозяйства. Это объясняется тем, что из-за недостаточного финансирования наука не в состоянии генерировать новые знания темпами, которые превышали темпы обесценивания результатов прошлых исследований и разработок. Поэтому в условиях деиндустриализации страны, выражающей­ся в структурном сдвиге в пользу топливно-сырьевого сектора при ускоренном развале обрабатывающего сектора экономики необхо­димо: 1) путем целенаправленного проведения ценовой, налоговой и кредитной политики прекратить развал инновационного потен­циала 3 этом секторе; 2) определить перечень научно-технических программ по разработке радикальных инноваций, финансируемых за счет государственного бюджета в тех отраслях науки, которые обладают достаточным потенциалом для их реализации; 3) сформировать портфель наиболее значимых инновационных программ (проектов) и сконцентрировать усилия на их реализацию с мини­мальным привлечением иностранного капитала.

Проведенный анализ некоторых параметров управления не яв­ляется исчерпывающим. Вместе с тем изложенное свидетельст­вует, что экономический кризис во многом углубляется некомпетентными решениями правительства, которые становятся возмож­ными вследствие отсутствия прямых и обратных связей между качеством принимаемых решений и ответственностью за послед­ствия от их претворения в жизнь.

Если на всех уровнях управления (главным образом на федеральном) не будут приняты срочные и действенные меры по реани­мации научно-технической и инновационной сферы, ее развал ста­нет необратимым, что поставит под угрозу возможность выхода экономики из кризиса. Государство должно создать организаци­онно-экономический механизм управления инновационными про­цессами, обеспечивающий благоприятную устойчивую эконо­мическую среду для проведения НИОКР, осуществления ин­новационной деятельности и расширенного воспроизводства, повышения их заинтересованности в обновлении ассортимента выпускаемой продукции, что приведет к росту спроса на научно-техническую продукцию. Действенность указанного механизма во многом будет зависеть от качества и полноты системы норматив­ных актов, регулирующих экономические интересы государства, участников научно-технической и инновационной деятельности, с помощью которых создается благоприятный климат, стимулиру­ющий проведение НИОКР и интеграцию науки и производства.

Доверь свою работу ✍️ кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.