Происходящие в ходе инновационной деятельности изменения затрагивают интересы многих людей, работающих на предприятии, поскольку создаются новые и ликвидируются старые подразделения, перераспределяются функции и т. п. Нововведения нарушают устоявшийся ритм жизни конкретных людей, характер взаимодействия, вызывают повышенные требования к их квалификации. Эти и многие другие факторы могут существенно снизить восприимчивость предприятия к нововведениям, если отсутствует достаточно продуманная система стимулирования и ответственности работни-! ков за реализацию инновационных мероприятий.
При разработке систем стимулирования работников, занятых в инновационной сфере, необходимо учитывать следующие основные факторы:
— психо-физиологическое состояние активной части населения страны;
— ценностное отношение населения к труду;
— национальную ментальность;
— отношение руководителя предприятия к нововведениям. Последнее десятилетие российской истории характеризуется
резким снижением уровня жизни большинства населения, его не прерывным разочарованием результатами политических и экономических реформ, что крайне негативно сказывается на физическом и моральном здоровье главным образом трудоспособного населения. Как следует из прогнозно-аналитического доклада Центра стратегического анализа и прогноза, сделанного еще в 1995 г. [23, с. 3], «.. .основная часть активного населения уже довела еебядо нервного истощения и потому не способна не только на массовый политический протест, но и на активную созидательную деятельность — тем более на дальнейшее активное участие в предлагаемой "гонке на выживание". Анализ данного факта свидетельствует о низкой вероятности активного включения населения страны в инновационную деятельность, требующую высокого созидательного начала.
Инновационная деятельность, особенно на ее начальных этапах, является во многом творческой. Считается общепризнанным, что творчество — это целенаправленная деятельность человека, создающая новые материальные и духовные ценности, обладающие общественным значением. Людей, способных к творчеству, крайне мало даже в здоровом обществе. Занятие творческой деятельностью требует от человека не прагматического мышления, которое не способно отойти от выработанных и общепризнанных подходов к разрешению той или иной задачи, а абстрактного мышления, способного проектировать и решать принципиально новые проблемы. Это требует оценки творческого потенциала российского общества, главным образом молодежи, составляющей около 37% трудоспособного населения страны.
Результаты социологических опросов молодежи показывают, что в их представлении труд не является основным источников самореализации, материального благополучия. Ценностное отношение к труду проявляется у молодежи в стереотипной и личностной формах. Причем стереотипная форма характерна примерно для 2/3 числа молодежи. Стереотипное сознание несовместимо с новаторством, способствует возникновению и закреплению предубеждений к нововведениям, неприязни к творчеству.
При формировании механизма трудовой мотивации работников необходимо учитывать национальный характер, национальную ментальность народа. Социологи отмечают, что в психологии россиян прочно укоренилось чувство принадлежности к коллективу, без которого они не мыслят своего существования. В поведении народа глубоко заложены коллективная этика труда, понимание социальной справедливости. Правда, в последние годы происходит ломка сложившейся системы ценностей, формирование сознания, предполагающего главенство индивидуальных интересов над общими.
Важнейшими факторами, определяющими успешное осуществление инновационной деятельности, являются отношение руководителя предприятия к нововведениям, уровень его культуры, образования, психофизиологические особенности, мотивация и др.
Опыт показывает, что очень многие руководители предприятий стремятся решать текущие, хорошо предсказуемые задачи, а не крупномасштабные проблемы. Однако пассивная реакция таких руководителей на динамичное развитие науки и техники приводит к нарастающему отставанию от инновационно активных предприятий, руководство которых своевременно концентрирует управленческие усилия на освоение и использование перспективных достижений НТП.
В зависимости от характеристик личности в литературе выделяют пять типов руководителей предприятий по их отношению к инновационным процессам:
— консервативный: ориентированный на привычные, многократно проверенные на практике способы работы; к новому относится с предубеждением, иной раз даже насмешливо; при инициативе сверху старается достойно «увильнуть» или растянуть сроки;
— декларативный: на словах — за любое новшество, за прогресс, на деле же отличается от консервативного руководителя лишь тем, что проводит в жизнь нововведения, не требующие больших затрат труда, энергии и риска;
— колеблющийся: боится нововведений, не имеет собственной точки зрения; решения его в области инноваций зависят от того, под влиянием кого из своих ближайших помощников находится; принимает с одинаковой легкостью противоположные решения, часто их меняет;
— прогрессивный: постоянно ищет новые, более экономичные пути достижения целей; обладает развитым чувством нового, передового; глубоко продумывает инициативные предложения, тщательно рассчитывает варианты, предвидит возможные результаты; идет на разумный риск;
— одержимый: разнообразные изменения и перестройки являются манией такого руководителя; он все время что-то меняет, не утруждая себя глубоким предварительным расчетом и обоснованием; реализует новшества методом проб и ошибок.