Одной из важнейших задач, решаемых инновационным предприятием, является оценка и отбор инвестиционных (научно-технических, инновационных) проектов. Для решения указанной задачи проводится инновационно-технологическая экспертиза, являющаяся одним из средств объективизации принимаемых решений в области финансирования инвестиционных проектов, ре-ализация которых направлена на создание и тиражирование конкурентоспособной инновационной продукции.
Непосредственно на предприятиях экспертиза и конкурсный отбор проектов осуществляется экспертными советами, которые формируются из числа наиболее авторитетных ученых в своих областях науки, а также практических работников, занятых реализацией проектов. Для проведения экспертизы предприятием могут привлекаться внешние специализированные организации (институты, центры, бюро).
Процедура экспертизы основана на использовании метода экспертных оценок согласно которому получение интегральной оценки проекта осуществляется путем статистической обработки индивидуальных оценок проекта, данных независимыми экспертами.
Процедура экспертизы проектов. Экспертиза проектов осуществляется в три этапа:
— подготовительный;
— оценка проектов экспертами;
— заключительный.
Подготовительный этап. На данном этапе рабочая группа, созданная решением ученого (научного, научно-технического) совета предприятия, осуществляет следующие операции:
— обеспечивает сбор и регистрацию материалов по проектам;
— формулирует и уточняет цели экспертной процедуры;
— проводит классификацию проектов;
— определяет номенклатуру показателей качества, их коэффициенты весомости и другие характеристики, необходимые для экспертной оценки;
— выбирает методы и способы опроса экспертов;
— разрабатывает ад кеты для опроса экспертов;
— формирует группы экспертов;
выносит материалы по проведению экспертизы на рассмотрение ученого (научного, научно-технического) совета предприятия, который рассматривает и утверждает цели экспертной процедуры, состав экспертных групп и порядок экспертизы.
Оценки проектов экспертами. Экспертная оценка проекта формализуется в виде ответов на вопросы экспертной анкеты в числовой форме и предусматривает краткую рецензию на проект. Анкета опроса эксперта состоит из таблицы опроса и заключения эксперта. В таблице опроса эксперту предлагается перечень показателей, по которым он должен произвести оценку проекта. В табл. 18 приведена шкала-идентификатор качественных показателей проекта,
содержащая их семантику и диапазон оценок. Эта процедура осуществляется экспертами на основе анализа объяснительных записок к проектам, а также исходя из их компетентности.
В заключении, экспертом приводится сумма баллов, набранных проектом, а также дается обобщенное мнение о проекте в словесной форме, высказываются предложения по доработке, развитию проекта и т.п.
Максимальный срок экспертизы (после получения проекта экспертом) — две недели.
Заключительный этап. На данном этапе проводится предварительное рассмотрение оценок экспертов по каждому проекту с последующей математической обработкой полученных результатов.
В случае значительного расхождения оценок экспертов (коэффициент конкордации менее 0,3), проект направляется на дополнительную экспертизу с последующим рассмотрением на заседании экспертного совета.
Интегральная оценка ft-ro проекта Rkосуществляется по следующей формуле:
где a,iK— значимость k-ro проекта по i-му показателю, установленная у-м экспертом; Л, — весомость 1-го показателя; л — количество показателей качества проекта; m -количество экспертов в группе. Среднее значение коэффициента весомости 1-го показателя качества определяется по формуле:
Для коэффициентов весомости а^ должно выполняться следующее условие:
Количественным оценкам, полученным в результате математической обработки заключений экспертов, соответствуют словесные выражения уровней качества проектов, которые приведены в многобалльной к в ал и метрической шкале (табл. 19).
Для оценки экономической эффективности инвестиционных проектов можно использовать Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов (утверждены Минэкономики Российской Федерации, Минфином Российской Федерации и Госстроем Российской Федерации 21 июня 1999 г. № ВК 477), извлечения из которых даны в Приложении.
Финансирование экспертизы. На сопровождение проектов (подготовку документации, проведение экспертизы, обеспечение работы экспертных советов и др.) предприятие выделяет средства целевым назначением (не более 5% от объема финансирования всего проекта).
Объяснительная записка к проектам. Объяснительная записка к проектам должна включать следующие разделы:
— резюме;
— описание научно-технической и инновационной продукции;
— оценка рынков сбыта;
— организационный план производства;
— правовая охрана;
— финансовый план проекта;
— оценка влияния проекта на социальную и природную среду;
— оценка риска.
Резюме. В резюме должно быть отражено краткое содержание объяснительной записки к проектам.
Описание продукции. Информация должна быть структурирована по основным разделам:
— назначение научно-технической продукции;
— степень завершенности научно-технической продукции;
— характеристики научно-технической продукции, в том числе новизна потребительских свойств;
— технические параметры инновационной продукции;
— преимущества инновационной продукции перед аналогами в стране и за рубежом (сравнительные технико-экономические и эксплуатационные характеристики);
— направления и сроки дальнейшего совершенствования потребительских свойств инновационной продукции;
— возможность экспорта инновационной продукции или им-иортозамещения.
Оценка рынков сбыта. Информация должна быть структурирована по основным разделам:
— потенциальные покупатели и планируемые объемы продаж тродукции в течение срока осуществления проекта по годам;
— анализ конкурентоспособности продукции (наличие конку-эентов в настоящем, вероятность появления потенциальных конкурентов в будущем);
— цены (прогнозная цена единицы продукции, цены на анало-•ичную продукцию в стране и за рубежом, предполагаемое изме-«ниецены);
— сервисное обслуживание и предоставление гарантий после зеализации продукции;
— каналы сбыта продукции.
Организационный план производства. Информация должна >ыть структурирована по основным разделам:
— наличие технической документации, степень ее технологи-1еской проработки;
— наличие лабораторных или опытных образцов по результа-•ам НИОКР;
— календарный план выполнения работ по проекту;
— предполагаемые сроки реализации проекта, включая дату •отовиости продукции к товарной реализации;
— планируемый объем производства по годам;
— описание имеющихся и требуемых для производства про-,укции основных фондов;
— количество и квалификация промышленно-производствен-юго персонала;
— необходимость поставок для производства продукции им-:ортных комплектующих изделий и материалов.
Правовая охрана. Информация должна быть структурирована :о основным разделам:
— наличие охранных документов по проекту (патенты, свидетельства, другие документы на объекты интеллектуальной собственности);
— полученные сертификаты соответствия и знаки соответствия продукции установленным требованиям;
— наличие лицензий на производство продукции. Финансовый план. Информация должна быть структурирована по основным разделам:
— смета затрат на проект по годам и статьям расходов;
— планируемый объем продаж продукции по годам (в натуральном и денежном выражении);
— расчет планируемой себестоимости единицы продукции по статьям затрат;
— планируемая прибыль от реализации продукции по годам;
— ожидаемая рентабельность проекта.
Оценка влияния проекта на социальную и природную среду. Информация должна быть структурирована по основным разделам:
— планируемое число новых рабочих мест, снижение уровня безработицы, обеспечение вторичной и сезонной занятости молодежи ;
— прогнозный уровень доходов занятых, в том числе молодежи и молодых семей;
— расчет значений показателей, характеризующих воздействие хозяйственной деятельности на окружающую среду и природные ресурсы (сброса загрязняющих сточных вод, выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, нарушение земель и др.).
Оценка риска. Информация должна быть структурирована по основным разделам:
— риск срыва сроков реализации проекта;
— риск отсутствия сбыта продукции;
— риск неплатежеспособности покупателей;
— риск нарушения договорных обязательств партнерами и поставщиками;
— риск роста налогов;
— политический риск;
— риск отсутствия квалифицированного персонала (рабочих и инженерно-технических кадров).
Обобщенные оценки проектов утверждаются экспертным советом и учитываются ученым (научным, научно-техническим) советом предприятия при отборе проектов для включения их в план и последующего финансирования.