· подчеркнутые корни, врастающие в землю – ориентация на прошлое, потребность в опоре и привязанности, значимость семейных связей, отсутствие чувства безопасности или сильное укоренение в реальности; корни без изображения земли или висящие над землей – отсутствие привычной почвы; дерево без корней висит в воздухе –непрактичность, недостаточная социальная адаптация, ослабленная привязанность к дому и семье; обозначена земля, но нет корней – подавленные эмоции; отсутствие линий, символизирующих землю – податливость стрессу;
· ветви расходятся в стороны – экстравертированность, закрыты линией кроны – скрытность; подробно структурированы – упорядоченное общение, склонность к детальному планированию действий; не структурированы – случайные контакты, импульсивность, отсутствие планирования действий; оканчиваются остриями – агрессивность; направлены вверх – активность; опущены вниз, как у плакучей ивы –астения или депрессия; ветки резко обрываются на верхушке кроны – подавление или отрицание болезненных фантазий;
· крона отсутствует – нет представлений о собственном будущем, осознания своих перспектив; узкая – интровертированность; большая, подробно разработанная – хорошо развито планирование; большая, непроработанная – мечтательность, защитное фантазирование; засохшее, сломанное или срубленное дерево без листьев – подавленность, психотравма;
· сломанная ветвь, дупло – травма, несчастный случай, изнасилование; подчеркнутое дупло – психосоматические расстройства; маленькое или круглое дупло – переживание сексуального преследования или ранний сексуальный опыт; сильно обозначенный контур дупла – сильное влияние травмы; концентрические круги внутри – оставленный в прошлом, «залеченный» опыт; заштрихованное, затемненное дупло – стыд, связанный с данным опытом; большое дупло – охваченность идеей воспроизведения; птица или белка в дупле – потребность в защите и уюте, амбивалентность, касающаяся отцовства или материнства.
По С.А. Болдыревой (1974), для рисунков детей, больных шизофренией, характерны:
· незавершенность в изображении предметов и действий;
· резкая деформация рисунка;
· увеличение анатомических частей;
· вычурность, разорванность в изображении;
· патологическое влечение к изображению определенных предметов;
· парадоксальность в изображении героев сюжета.
При интерпретации группового рисунка Г. Смит (2001) рекомендует обращать внимание на процесс рисования и его результат. Анализ процесса включает: 1) следование инструкции – кто из участников действовал согласно инструктажу, а кто его нарушал, напр., не освобождал во время места; 2) последовательность работы – кто определяет очередность работы; 3) вовлеченность в процесс рисования – имелась ли тенденция к сотрудничеству, взаимодополнению или завершению начатых другими рисунков; кто кому помогал, а кто нет; наблюдались ли попытки испортить или изменить начатый другими рисунок, кто и как это делал.
При анализе результата учитывается:
· пространственная организация рисунка – много ли осталось незаполненного места; кто занял больше всего места, а кто – меньше всего; кто занял центр изображения, кто его верхнюю часть, левую и правую половину; цветные фрагменты изолированы и принадлежат определенным участникам или объединены в одну картину, не накладываются ли они друг на друга;
· тональные особенности изображения – приятен ли в цветовом отношении законченный рисунок, выглядит оптимистичным или пессимистичным, спокойным или напряженным, согретым любовью или пронизанным ненавистью; кто использовал мрачные и агрессивные цвета;
· тематические особенности изображения – имеет ли рисунок общую тему или содержание, кто проявлял инициативу в их выборе, кто пытался изменить тему и характер рисунка.
Пациентам предлагаются также разнообразные занятия художественно-прикладного характера (резьба по дереву, чеканка, лепка, выжигание, рисование, изготовление мозаики, витражей, всевозможных поделок из дерева, тканей, меха и т.д.). При неструктурированной форме проведения занятий участники сами выбирают тему, материал, инструменты.
В конце занятий проводится обсуждение темы, манеры выполнения и пр. Арттерапевт обучает участников необходимым навыкам, оказывает им техническую помощь, подбадривает, участвует в заключительной дискуссии и устройстве выставок творчества больных. Возможность сублимировать свои сильные чувства и эстетизировать их снижает напряженность агрессивных и аутоагрессивных эмоций, что приводит к успокоению и катарсису. Личностная вовлеченность в процесс творчества активизирует больного, а вновь приобретенные навыки самовыражения повышают самооценку.
Невербальные приемы преобладают на первых этапах работы, с них же начинаются занятия. К подобным методам прибегают также во время дискуссий для разрешения трудных ситуаций, чтобы обратить внимание группы на характерные особенности поведения, вскрыть существующие взаимоотношения и сделать их более наглядными, оживить процесс взаимодействия, вовлечь пассивных участников, дать дополнительный материал для анализа проблем группы в целом и каждого участника в отдельности.
По методике Г. Вассилиу участники группы приносят на занятие выполненные дома художественные изделия и выбирают большинством голосов одну работу, вокруг которой организуется обсуждение. Автор рассказывает о своем художественном замысле, делится своими чувствами до работы, во время работы и после ее завершения. Затем все остальные члены группы описывают свои реакции на его произведение и связанные с ним ассоциации. Те реакции и проекции, которые оказываются близкими к теме автора, получают название «коллективного образа» и определяют ведущую тему данного занятия. Таким путем члены группы «говорят» друг с другом с помощью общего стимула. В ходе дискуссии возникает различные проекции, сравниваются похожие точки зрения и возникает «коллективный образ» группы, вращающийся вокруг центральной общей темы с индивидуальными вариациями. Примером может служить занятие группы выздоравливающих пациенток психиатрической клиники, которым уже разрешалось некоторое время жить вне ее стен. У всех этих женщин были внутренние конфликты, связанные с воспитанием детей. Например, одна из них недавно развелась, и ей пришлось оставить ребенка, потому что она была не в состоянии одна о нем заботиться. Одна из женщин нарисовала медведицу с медвежонком. Смысл навеянного этой картиной коллективного образа был сформулирован так: «Мы зависим от терапевта. Мы хотим, чтобы он кормил нас (лекарствами, инструкциями и т. д.). Но иногда нам приходится самим играть роль матери, и это для нас невыносимо». Обсуждение отрицательных эмоций, вызванных картиной, подтолкнуло пациенток к выяснению причин своего плохого настроения.
По А.И. Копылову (2003) арттерапевт выполняет следующие функции:
§ создает атмосферу высокой терпимости и безопасности;
§ организует и структурирует деятельность членов группы, определяя основные групповые правила, при необходимости распределяя роли и предлагая определенные темы и материалы для работы;
§ является катализатором группового взаимодействия, устанавливая с участниками эмоциональный резонанс и обмениваясь с ними чувствами, образами и мыслями, используя как вербальную, так и невербальную коммуникацию;
§ формирует определенные ролевые модели, в том числе связанные с процессом художественной экспрессии, непосредственно участвуя в изобразительных и иных видах деятельности наравне с членами группы;
§ воздействует на способы коммуникации членов группы, предлагая им те или иные техники, упражнения и формы работы, связанные с сенсомоторными, проективно-символическими, драматически-ролевыми и вербальными способами коммуникации;
§ обеспечивает экстренную обратную связь с некоторыми членами группы с целью прояснения мотивов и целей их действий, используя в случае необходимости определенные методы их ограничения, а также оказывая некоторым из участников дополнительную эмоциональную поддержку;
§ регулирует направленность коммуникации членов группы в ходе их изобразительной деятельности, ориентируя их во внутриличностную сферу, на межличностное взаимодействие или совместные действия и тем самым влияя на укрепление внутригрупповых границ или их преодоление, предлагая членам группы различные техники и формы работы и используя те или иные вмешательства;
§ в определенной мере регулирует в ходе изобразительной деятельности членов группы уровень их коммуникации (отношений, переносов, проекций и пр.), предлагая группе те или иные формы и методы работы;
§ проводит регистрацию и оценку всего, что происходит в группе, как в процессе изобразительной деятельности ее членов, так и в ходе последующего обсуждения.
Арттерапевту следует осторожно высказывать аналитические заключения, поскольку они могут подавлять творческую активность участников. Полезнее задавать автору вопросы, направленные на уточнение содержания работы, его переживаний и мыслей. Используется амплификация (расширение сознания по Юнгу) – выявление ассоциативных связей между работами участников и различными событиями в их жизни, мифологическими, религиозными и эстетическими представлениями. В технике гештальта участников побуждают говорить об отдельных элементах их произведений от первого лица, озвучивать диалоги между этими элементами, а затем высказываться от имени произведения в целом.
Во время групповой дискуссии арттерапевт:
§ обозначает те или иные темы для обсуждения или помогает членам группы их выбрать;
§ структурирует обсуждения, определяя порядок и регламент обмена мнениями;
§ использует при необходимости собственные интерпретации и комментарии по поводу изобразительной продукции членов группы, их поведения и высказываний;
§ дает свои оценки внутригрупповым коммуникативным процессам и отношениям или предлагает членам группы самим это сделать;
§ является для участников группы источником разнообразной информации, помогает им расширить диапазон возможной концептуализации своего опыта;
§ в определенной мере формирует для членов группы ролевую модель, связанную с использованием наиболее продуктивных форм вербального самовыражения.
Работа в паре
Поочередное рисование. Один партнер начинает рисунок, другой продолжает его, возвращает первому и т.д.
Парный рисунок. Партнеры, не договариваясь, сообща рисуют обстановку, в которой им хотелось находиться вместе.
Спор цветов. Каждый участник выбирает себе цвет и затем – партнера с подходящим для будущей работы цветом. Партнеры проводят на общем листе бумаги свои цветные линии или изображают пятна, точки и определенные формы, имитируя ссору.
Проблема и ее решение. Один рисует на своей половине листа проблему, другой на своей половине – ее разрешение.
Опасное путешествие. Один рисует путь с препятствиями, другой – способы их преодоления.