Мои Конспекты
Главная | Обратная связь

...

Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Компьютерное обучение





Помощь в ✍️ написании работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В 70—80-х годах XX в. компьютеры стремитель­но вошли в процесс обучения и положили тем са­мым начало новой технологии обучения. В основе компьютерного обучения лежит программирован­ное обучение (см. разд. 5.1) с использованием тех­нического устройства высокого уровня, компьюте­ра. Программное обеспечение компьютерного обу­чения включает в себя системную и обучающую

программу (ОП). Роль программного обеспечения чрезвычайно велика, да и стоимость тоже. В насто­ящее время стоимость программного обеспечения на мировом рынке составляет свыше 70 % стоимо­сти компьютеров. Поэтому «понятно шутливое выс­казывание о том, что скоро компьютер будет прода­ваться как упаковка к своему программному обес­печению» /103, с.9/.

Итак, сам по себе компьютер проблемы обуче­ния не решает, надо еще «научить» его педагоги­ческому искусству, и это, как видно из предприни­маемых в последние 25 лет усилий, совсем не про­сто. Необходимо решить проблемы, связанные с технологией компьютерного обучения, т. е. психо­лого-педагогические проблемы компьютерного обу­чения и эффективно использовать их в конкретных ситуациях, возникающих в учебном процессе.

В результате поисков и разработки программ выделены три группы целей использования ЭВМ:

1) для развития у обучаемых навыков алгорит­мизации решения задач и формирования на этой основе логического системного мышления. ЭВМ становится при этом средством, которое совершен­ствует процесс познания изучаемого объекта или явления;

2) для обучения с помощью моделей, адекватно отражающих функционирование реальных объек­тов и сущность изучаемых явлений. Это игровые методы обучения;

3) для обучения применению автоматизирован­ных систем различного назначения: АСНИ, САПР и др.

Вузами накоплен достаточно большой опыт ис­пользования ЭВМ при выполнении вычислительных работ и моделировании, в курсовом и дипломном

проектировании, системах автоматизированного проектирования, управления научными исследова­ниями, технологическими процессами, информаци­онным обеспечением.

Однако все еще остается большой проблемой раз­работка обучающих программ по конкретным дис­циплинам для формирования определенных знаний, умений и навыков при самостоятельной работе сту­дентов. Материальным выражением компьютерно­го обучения является OIL

ОП — это специально созданное пособие, разра­ботанное с учетом психофизиологических законо­мерностей восприятия человеком информации с дисплея, методических особенностей подачи учеб­ного материала, а также возможности ЭВМ. Суще­ствует мнение, что работа с ОП может быть успеш­на, если ОП создавалась психологом, дидактом и методистом. Отрицать это нельзя, но необходимо учитывать и объективно существующую реальность:

с одной стороны, отсутствие в вузах такой возмож­ности, а с другой стороны — крайняя нужда в та­ких ОП. Неоднократные попытки Министерства и методических объединений создать инициативные группы по разработке ОП, к сожалению, не дали положительных результатов, ибо трудно разрабо­тать ОП по всем дисциплинам с учетом специфики всех вузов.

Следовательно, необходимо разрабатывать ОП по конкретным дисциплинам самим преподавателям, используя:1) богатейший опыт высококвалифици­рованных педагогов, а они, как правило, хорошо программируют познавательную деятельность сту­дентов; 2) данные педагогической психологии;

3) знание дидактических требований, предъявляе­мых к компьютерным ОП.

Компьютерные программы обычно классифици­руются по следующим характеристикам:

1) функциональному назначению: обучающие, информационные, контролирующие, игровые, ком­бинированные;

2) способу программирования: линейные, развет­вленные, комбинированные;

3) способности адаптироваться к уровню знаний обучаемых: адаптивные, частично адаптивные, не­адаптивные. Адаптивная — разветвленная програм­ма, наиболее полно учитывающая уровень знаний, умений и навыков обучаемых; частично адаптив­ная — комбинированная (линейная и разветвлен­ная) программа; неадаптивная — это линейная про­грамма.

Классификация программ по функциональным признакам носит условный характер, так как в ре­альном учебном процессе они обычно выступают в виде обучающих программ, целью которых явля­ется формирование у обучаемых определенных зна­ний, умений и навыков.

Структура компьютерной ОП такая же,как и безмашинной ОП:

1) вступительная часть — мотивационная и орга­низационно-практическая. Ее цель — вызвать мо­тив деятельности (зачем это надо) и объяснить, как следует выполнять данную ОП;

2) основная часть, предназначенная для форми­рования определенных знаний, умений и навыков, состоит из шагов, разделов или циклов и обеспечи­вает постепенное обучение, закрепление, усвоение учебного материала, самоконтроль и самокоррек­цию. Шаг включает информацию, задание для опе­рации, контроль и оценку выполнения задания в данном шаге. При верно выполненном задании про-

грамма направляет студента к следующему шагу, целью которого может быть закрепление данного материала или умения или информация о новом материале. При неточно или неверно выполненном задании следует комментарий, разъяснение и сту­денту предлагается выполнять данное или подоб­ное задание до тех пор, пока он не усвоит соответ­ствующую информацию;

3) заключительная часть, предназначенная для обобщения всей работы с ОП.

Таким образом, как уже отмечалось в разделе 5.1, ОП отличается от традиционного пособия тем, что в ней программируется не только учебный ма­териал, но и усвоение, т. е. понимание и запомина­ние этого материала, и контроль формирования зна­ний, умений и навыков.

Принципы, составления ОП. Во-первых, она дол­жна отвечать всем требованиям, предъявляемым к вузовским пособиям вообще, а именно следовать дидактическим принципам обучения:

• научность (создавать ОП на материале новей­ших научных данных);

• доступность (расчет на определенный уровень подготовки);

• систематичность;

• связь с практикой (практическая направлен­ность);

• сознательность и активность обучаемых;

• наглядность;

• прочность усвоения (не менее 3—4 повторов);

• индивидуализация обучения, подготавливаю­щая студента к коллективному обучению.

Кроме того, необходимо соблюдать эргономические требования, т. е. удобную для работы форму пре­поднесения материала, расположения информации на экране, четкость задания, комментариев и т.п., а также общеобразовательные принципы обучения. ЭВМ обеспечивает формирование некоторых навы­ков самообразования.

Во-вторых, ОП — это специфическое учебное пособие, предназначенное для самостоятельной ра­боты студентов. Следовательно, оно должно способ­ствовать максимальной активизации студентов, ин­дивидуализируя их работу, с одной стороны, на­правляя ее, с другой — предоставляя им возмож­ность (в доступных и достаточных пределах) самим управлять своей познавательной деятельностью. ОП является лишь частью всей системы обуче­ния, следовательно, должна быть увязана со всем учебным материалом, выполняя свои специфичес­кие функции и отвечая вытекающим из этого тре­бованиям.

ОП называются обучающими, потому что прин­цип их составления носит обучающий характер пояснениями, правилами, образцами выполнения заданий и т.п.). Программами они называются по­тому, что составлены с учетом всех пяти принци­пов программированного обучения:

1) наличие поддающейся измерению цели учеб­ной работы и алгоритма достижения этой цели;

2) расчлененность учебной работы на шаги, свя­занные с соответствующими дозами информации, которые обеспечивают осуществление шага;

3) завершение каждого шага самопроверкой и возможным корректирующим воздействием;

4) использование автоматического устройства;

5) индивидуализация обучения (в достаточных и доступных пределах).

При составлении ОП необходимо учитывать пси­хофизиологические закономерности восприятия информации с экрана (с дисплея). Очень важно вызвать интерес к работе и поддерживать его во время выполнения всей ОП: это необходимое усло­вие успешности обучения; создать положительный эмоциональный фактор. Эмоции — это стимул к деятельности. Деятельность — это активность, по­буждаемая мотивами и направляемая целью; учесть возможности внимания студентов. Выполнение ОП в дисплейном классе должно длиться не более 45 мин. В противном случае наблюдаются рассеи­вание внимания, спад активности, утомление, ут­рата интереса к работе, что в конечном счете ведет к потере времени.

Дисплеи (в отличие от других ТСО) вредят здо­ровью, так как вызывают утомление, снижение ос­троты зрения, что приводит к развитию близоруко­сти. Самой трудоемкой для человеческого зрения является работа с текстами. Если край не резок, глаз постоянно ищет резкости. Не находя, быстро устает. Подобное зрительное утомление требует дли­тельного восстановления. Недостаточная частота смены кадров может оказать влияние на централь­ную нервную систему.

При разработке ОП необходимо:

• избегать монотонности заданий, учитывать сме­ну деятельности по ее уровням: узнавание, воспро­изведение, применение;

• дать возможность успешно работать с ОП и сильным, и средним, и слабым студентам;

• учитывать фактор памяти (оперативной, крат­ковременной и долговременной). Нельзя контроли­ровать то, что введено еще на уровне оперативной и кратковременной памяти.

Большое значение имеет длительность паузы для выполнения студентами задания. Чтобы не ставить студентов в дискомфортные условия (при короткой или длительной паузе), следует помнить, что при обучении не рекомендуется ограничивать паузу для выполнения работы, а паузы для контроля выпол­нения задания можно и нужно ограничить, но это возможно лишь только после длительной опыт­ной проверки ОП и умения студентов свободно работать с клавиатурой.

Формирование конкретных навыков и умений осуществляется по принципу деятельности на осно­ве отобранного материала. Причем необходимо учи­тывать психологические возрастные особенности студентов, способность ориентироваться на мысли­тельные задачи, требующие конструирования отве­та, а не просто механического запоминания. ЭВМ нужна, если есть необходимость и возможность сфор­мировать знания и умения 3-го уровня, знания-уме­ния. Если формируются знания только 1-го и 2-го уровней (узнавания и воспроизведения), знания-зна­комства, знания-копии, то использовать ЭВМ неце­лесообразно, неэффективно, так как возможности ее значительно шире и следует использовать их на высоком уровне, по максимуму.

Если ОП составлена с учетом развития мысли­тельных (умственных) способностей человека, т. е. развития наблюдательности, ассоциативности, срав­нения, аналогии, выделения главного, обобщения, воображения и т.п., то она учит человека видеть, узнавать, думать.

С методической точки зрения ОП не должна за­менять другие виды самостоятельной работы. Она — часть дидактического материала, предназначенно­го для самостоятельной работы. Следовательно,

необходимо обозначить место данной ОП во всей си­стеме самостоятельной работы студентов. Выполне­ние компьютерной ОП — один из видов самостоя­тельной работы студентов на том этапе, когда уже сформированы знания с коэффициентом не менее 0,7, т. е. уровень знания должен оцениваться не менее,чем «удовлетворительно».

Оправдали себя ОП, начинающиеся с констатирующего теста и заканчивающиеся заключитель­ным или резюмирующим тестом. Полезно состав­лять методическую записку по использованию ОП для преподавателя, под контролем которого прово­дится самостоятельная работа студентов. В методи­ческой записке указывается вся спецификация ОП (на кого рассчитана, виды умений, которые выра­батываются с ее помощью, на каком материале, при­мерное время работы, место ОП в учебном процес­се, что было до нее, что будет после нее и т.п.), желательно приложить сценарий ОП.

Составленную ОП необходимо проверить в рабо­те среди своих коллег, учесть их мнение при кор­ректировке ОП, затем апробировать в группе сту­дентов, учесть их замечания при ее доработке и лишь затем регистрировать для широкого пользо­вания.

Можно использовать дополнительный дидакти­ческий материал, давать письменные задания. Однако не следует этим увлекаться, так как кон­тактное время работы с машиной используется не­рационально.

Стилистически компьютерная ОП приближает­ся к разговорному общению. Компьютер дает эту возможность, обращаясь к студенту по имени.

Чрезвычайно важную роль играют возможные комментарии, стимулирующие работу студентов.

Студентам нравятся знаки внимания к их работе, доброжелательные замечания в отношении допущен­ных ими ошибок, подбадривающие реплики, спо­собствующие их более активному заинтересованно­му выполнению ОП. Доброжелательность в обще­нии является одной из ведущих психофизиологи­ческих закономерностей лучшего восприятия ин­формации студентом. Поэтому в буферы лучше вво­дить не просто реплики: ответ правильный, верно, неверно, ваш ответ непонятен, а по возможности высказывая отношение к действиям студента. На­пример: совершенно верно. Молодец! Очень хоро­шо. Молодец! К сожалению. Вы ошиблись. Ответь­те еще раз и т.п.

При подведении итогов работы с ОП важно не про­сто выставить оценку, но и прокомментировать ее. Следует отметить, что авторам-составителям обыч­но легче комментировать хорошую работу студен­тов и значительно труднее — плохую. Однако важ­но предусмотреть в программе и комментарии-сти­мулы для слабо успевающего студента. Например:

к сожалению, на этот раз Вы ошиблись. Сравните свой ответ с эталоном и попробуйте (постарайтесь внимательнее) выполнить задание...

Ваша оценка — неудовлетворительно, но не па­дайте духом. Попробуйте внимательнее выполнить... (данную работу, данный шаг, фрагмент, следующий фрагмент, задание и т.п.) еще раз. Желаю удачи!

В заключение хочу еще раз напомнить, что ком­пьютер хорош на своем месте, но это не панацея от всех педагогических бед. Он имеет и свои недостат­ки (о которых сказано выше), но главное следует помнить, что педагогический процесс — не только обучение, но и формирование личности. Компью­тер, к сожалению, этого не обеспечивает. Однако

он способствует релаксации студентов в процессе познавательной деятельности, что само по себе ак­тивизирует мышление, а следовательно, и усвое­ние изучаемого материала. В последние годы по­явилось множество статей и монографий в области компьютерного обучения. Преподавателям — раз­работчикам ОП, естественно, стоит ознакомиться с ними (103—107 и др.), а также со статьями по дан­ной теме в журнале «Alma mater», «Высшее обра­зование в России» и др.

Доверь свою работу ✍️ кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.