Эти термины имеют в своей основе общий корень (от лат. humanus — человечный, humanitas — человечество, человечность /57, с. 196/), но каждый из них несет в себе несколько специфическую смысловую нагрузку. Гуманитаризация связана с введением в число изучаемых в вузе дисциплин также и гуманитарных дисциплин, т.е. общественных наук (история, культурология, социология, психология, филология и др.), а гуманизация означает гуманный, т. е. человеческий, человеколюбивый подход. Иначе говоря, гуманитаризация — это описание всего, что связано с человеком и обществом, а гуманизация означает: все для человека, ради человека, во имя человека.
При проектировании педагогической технологии каждый преподаватель может и должен осуществлять этот принцип, ибо рассматривая ту или иную проблему в области своей науки с точки зрения полезности ее для общества, раскрывая ее историческое значение и т.п., он вносит элементы гуманитаризации в технологию обучения. Рассматривая проблемы экологичности и одновременно учитывая возможности и способности студентов, используя не авторитарную педагогику, а педагогику сотрудничества, он делает свою педагогическую технологию более гуманной, человечной, т. е. осуществляет принцип гуманизации обучения, что в свою очередь способствует формированию высоконравственного человека.
5. Обучать исследуя, исследовать обучая. Этот принцип имеет две стороны.
С одной стороны, от каждого преподавателя вуза требуется проводить исследования в области своей науки, привлекая к ним студентов. С другой стороны, преподаватель разрабатывает технологию обучения, опробует ее в учебном процессе, наблюдает, вносит коррективы, если это необходимо, т. е. исследует ее в течение учебного процесса. Эти две стороны преподавательской деятельности чрезвычайно важны как для повышения своего профессионального и педагогического мастерства, так и для подготовки студентов к инженерной деятельности.
6. Непрерывность образования, т. е. подготовка студентов к необходимости совершенствовать свои профессиональные качества в течение всей жизни. Научить на всю жизнь нельзя, ибо информация меняется и дополняется каждые 5—10 лет. Следовательно, этот принцип предусматривает, что преподаватель в своей технологии уделит достаточно внимания самостоятельной работе студентов, выполняя наказ К. Д. Ушинского «учить учиться», строя свою технологию с учетом дидактического принципа перехода от обучения к самообучению.
7. Деятельностный подход предусматривает такую технологию, которая строится на дидактическом принципе связи теории с практикой. Знания приобретаются только в процессе деятельности, поэтому важно организовать деятельность студентов, чтобы они смогли применять полученные знания. Невостребованные знания, как известно, забываются.
Таковы основные принципы педагогических технологий, т. е. исходные положения, реализация которых ведет преподавателя к овладению педагогическим мастерством, а студентов — своей профессиональной деятельностью.