^0 января 1841 г. в селе Вознесенском Пензенской губернии в семье священника родился мальчик. В детстве его что-то напугало и он страшно заикался. Из-за этого его хотели исключить из духовной семинарии, но он преодолел себя. После семинарии он поступил на историко-филологический факультет Московского университета и, успешно окончив его, преподавал затем историю в Александровском военном училище, Московской духовной академии, на высших женских курсах, а с 1879 г. читал общий курс истории России с древнейших времен до XIX в. в Московском университете. Это был В. О. Ключевский (1841-1911).
Бывший скромный заикающийся мальчик стал крупным историком, академиком истории русских древностей, почетным академиком по разряду изящной словесности /9, с. 331, 332/. По воспоминаниям академика М. В. Нечкиной, Василий Осипович Ключевский стал прекрасным, блестящим и остроумным лектором. Его имя пользовалось широкой популярностью среди интеллигенции и студенчества. Аудитории были переполнены, когда лекции читал В. О. Ключевский. Если он говорил об Иване Грозном, то зал замирал, казалось, что Иван Грозный
стоит за дверью и вот-вот войдет. Человек неординарного мышления, Ключевский в своих лекциях доходчиво отражает и аккумулирует своеобразие эпохи. И никакого заикания. Чрезвычайно волевой и трудолюбивый, он много работал. «Кто не работает по 16 часов в день, тот не достоин жизни», — это слова Василия Осиповича Ключевского. И он же: «Самое трудное и самое важное в преподавании — заставить себя слушать, поймать юношеское внимание» /181/. Практика показывает, что если лекции интересны для студентов, они хорошо их посещают, внимательно слушают и усваивают предмет.
Рассмотрим, что же такое лекция, как ее готовить и как овладеть лекторским мастерством.
Выражение «читать лекцию» уходит своими корнями в средневековье, когда не было учебников, и лекция была для студентов единственным источником получения необходимых знаний. Лектор (от лат. lector — «чтец») стоял за кафедрой и быстро или медленно читал написанное им.
В 1355 г. в Парижском университете на факультете искусств было принято постановление испробовать два вида лекций:
1) быстрый, т. е. читать так, что «ум может воспринять, но рука не успевает записать»;
2) медленный, при котором слушатель может все записать.
При сравнительном анализе первый метод был признан лучшим, поскольку у слушающего образуются понятия, способствующие запоминанию услышанного.
Естественно, со временем лекция как способ передачи информации, обилия фактического материала уступила свои позиции книге, учебнику, изме-
нив тем самым свои функции. Будучи по своей природе монологом, по содержанию и структуре она не является неким застывшим образованием, ибо лектор чутко реагирует на социальные преобразования, отражает и аккумулирует своеобразие эпохи, перестраивается вместе с ней. Сегодня лекция — это не пересказ учебника, а «оригинальное исследование, самостоятельный анализ и синтез, осмысление того, что увидел своими глазами, постиг своим умом. Все чаще это новый взгляд на вещи, высказанный необязательно дожидаясь установок сверху и утвержденных формулировок» /182, с. 42/. Из монолога «она все больше становится формой совместного думания вслух лектора и учащихся. Она призвана пробуждать у последних вкус к знанию, к соприкосновению с реальностью. Лекция должна инициировать вопросы и желание найти ответы на них — в книгах, беседах с компетентными людьми (в том числе с преподавателями), в наблюдениях, раздумьях, в экспериментах, наконец; она должна развивать пытливость, учить отыскивать нужную информацию и оперировать ею» /183, с. 34/.
Суть лекции хорошо выразил великий русский ученый П. А. Флоренский: «Существо лекции — непосредственная научная жизнь, совместное со слушателями размышление о предметах науки, а не изнесение из запасов кабинетной учености готовых, отлившихся в стереотипную форму выводов. Лекция — это посвящение слушателей в процесс научной работы, приобщение их к научному творчеству, род наглядного и даже экспериментального научения методам работы, а не только передача «истин» науки в ее «настоящем» положении... Лекция... должна не научить тому или другому кругу фактов, обобщений или теорий, а приучить к рабо-
те создавать вкус к научности, давать «затравку», дрожжи интеллектуальной деятельности» /183, с. 34/.
«Учебник не заменяет лекцию. Но и она не заменяет учебник. За ограниченное время, отводимое для лекций, невозможно прочитать большой курс. А дефицит времени для преподавания будет становиться все больше. Ведь объем информации по каждой науке лавинообразно растет.
Выход видится в том, что в лекциях не должен полностью излагаться весь курс, подлежащий изучению. Это функция книги — учебника. На лекции же должны выноситься избранные главы. Избирать их должен сам лектор. И эти главы надо подать так, чтобы из услышанного на лекции студенты могли сделать выводы и для непрочитанного, чтобы могли перенести их на другие разделы науки, экстраполировать опыт лектора» /183, с. 35, 36/.
Все сказанное не значит, что не должно быть лекций-монологов. Всему есть свое место. Лекция-монолог имеет право на существование, если лектор читает обзорную лекцию, охватывающую большой исторический период и обширный фактический материал, собранный из многообразных литературных источников, сокращая студентам время на их поиски и изучение. Она может содержать обилие фактов, и это будет уместно, если лекция читается по совершенно новому курсу, по которому еще нет учебников. Однако надо помнить, что монолог — это типичная форма авторитарного управления познавательной деятельностью студентов. Гораздо демократичнее диалог, который свойствен реальному обмену информацией, субъектно-субъектным отношениям, когда мнение не декларируется, а вырабатывается коллективно, чаще всего в открытой
дискуссии, во взаимопроверке различных точек зрения. «Учебная лекция — одна из основных форм учебного процесса ... в вузе» /5, с. 285/. В вузах бывшего СССР на лекции отводилось «50—60%. учебного времени по гуманитарным специальностям, 40-50 % — по техническим и сельскохозяйственным специальностям» /5, с. 285/. Несмотря на попытки сократить объем лекций, чтобы выделить больше часов на самостоятельную работу студентов, в новых учебных планах количество лекций составляет 50—53% учебного времени, т. е. число лекционных часов не сократилось, а в ряде случаев увеличилось.
Однако требования к лекции остались прежними: научность, доступность, единство формы и содержания, эмоциональность изложения. Исчезло, правда, требование идеологической направленности, бывшее обязательным в советское время. Основные требования к лекциям, изложенные в «Инструктивном письме № 5» Министерства высшего и среднего специального образования СССР /184/, не потеряли своего значения и в наше время.
Лекция должна быть органически связана с другими видами учебных занятий: семинарами, лабораторными работами, учебной и производственной практикой, самостоятельной работой студентов. «Учебная лекция должна отражать актуальные проблемы современного производства, науки, культуры и перспективы их развития. Необходимо соблюдать логическую последовательность в изучении тем и разделов, обеспечить эффективную взаимосвязь с другими видами учебных занятий и особенно с самостоятельной работой студентов» /184/.
«Научное содержание лекционных курсов должно отражать основополагающие вопросы соответ-
ствующей области знаний, раскрывать современные научные концепции, понятия и идеи, а также перспективы дальнейшего развития научно-практической области» /184/.
«Методическая концепция лекционного курса должна органически вытекать из содержания изучаемой научной дисциплины, лекции как ведущей форме обучения свойственен в качестве главного метод логически стройного устного изложения, способствующий точному и глубокому освещению основных положений данной науки в соответствии с их взаимной связью.
Выполнение лекционным курсом своих учебно-воспитательных задач должно достигаться его дидактически обоснованным построением. С этой целью в структуре курса особо выделяются вводная и заключительная лекции (вспомните «теорию ряда» — запоминается лучше начало и конец), требующие тщательной методической проработки» /184/.
«Вводная лекция должна давать представление о содержании всего курса, его взаимосвязях с другими дисциплинами, раскрывать структуру и логику развития конкретной области науки, техники или культуры.
Методическое решение вводной лекции должно быть направлено на развитие у студентов интереса к предмету, создание у них целостного представления о дисциплине, способствующего ее творческому усвоению» /184/.
«В заключительной лекции необходимо подытожить изученный материал по данной дисциплине в целом, выделив узловые вопросы курса и сосредоточив внимание на практическом значении полученных знаний в дальнейшем обучении студентов и их будущей профессиональной деятельности.
Специальной дидактической задачей заключительной лекции выступает стимулирование интереса студентов к более глубокому дальнейшему изучению соответствующей дисциплины, указание путей и методов самостоятельной работы в данной области» /184/.
Как и всему лекционному курсу, каждой лекции должны быть присущи тематическая завершенность, целостность и логическая стройность за счет четкого деления на разделы, вступительную и заключительную части. Вступительная часть лекции должна логически и психологически подготовить студентов к восприятию основного учебного материала. Поэтому следует с особой тщательностью продумать вступление. Бывает, что и главная часть лекции готова, а лектор все еще прикидывает, с чего начать. И не случайно вступление — не только и не столько введение в тему, сколько средство установления контакта с людьми, возбуждения интереса, завоевания внимания.
В наш век, перенасыщенный информацией, лектор так или иначе вступает в соревнование с другими источниками сведений, находящимися в распоряжении аудитории. А если к тому же студенты явились по обязанности, что предусмотрено уставом вуза, то здесь может выручить только мастерство, умение с первых слов «сломать лед», зажечь аудиторию. Характер, способ, тональность «зачина» зависят от обстановки и аудитории, однако во всех случаях следует избегать трафаретных фраз и выражений, первые слова должны быть простыми, доступными и интересными, должны задеть внимание.
Существует множество приемов привлечь внимание, о них уже говорилось в разд. 8. Однако нахож-
дение этих приемов — задача творческая. «Нужно, чтобы первые фразы интересовали, приглашали аудиторию к исследованию жизненных фактов, производственных проблем, к рассуждению вместе с лектором над этими проблемами» /185/.
«Обычно хорошо действует обращение к событиям, времени, месту. Удачным «зачином» лекции служит ссылка на известные источники информации — центральные или местные газеты, телевидение, радиовещание» /185/. Почти наверняка оживленный обмен мнениями вызовет упоминание лектором злободневного материала из жизни учебной группы, института, факультета, ссылка на статью в институтской газете. Эффективным средством установления психологического контакта со слушателями может служить обращение к собственным мыслям и переживаниям. Ведь в лекторе слушатели видят сегодня не только источник информации, а оригинальную личность с самостоятельными суждениями относительно тех или иных событий. Конечно, в арсенале любого опытного лектора всегда припасены «свои» способы и методы завоевания внимания. Хотелось бы заметить, что даже самые лучшие методы и приемы не принесут успеха и покажутся искусственными, если они не будут увязаны с темой и замыслом выступления или лекции. Итак, возможное начало лекции:
1) краткий экскурс в историю с использованием мифов, случаев действительности, т.е. обращение к событиям, времени, месту;
2) краткое повторение материала прошлой лекции;
3) постановка вопроса, чтобы студенты задумались, что произойдет, если... почему... как... и т.п.;
4) устный или письменный экспресс-контроль (10—15 мин, не более).
В искусстве живого слова наступила новая пора. Оно становится по-настоящему живым, освобождаясь от шелухи начетничества и формализма, унылого штампа и перестраховки. Конечно, в этом случае требуется больше предварительной работы: гораздо легче и «спокойнее» изложить общеизвестные истины, а затем применить их к объяснению тех или иных явлений, чем разработать систему вопросов, которые приведут аудиторию к нужному выводу. Вовлечь слушателей в процесс поиска истины вместе с лектором можно с первых слов, поставив вопрос, на который они не сразу могут ответить. «Полезно или вредно трение?» — спрашивает студентов замечательный лектор профессор А.П.Минаков. Многие, не задумываясь, отвечали: «Конечно, вредно!» «Но ведь, если бы не было трения, мы не могли бы ходить по земле (вы помните, как скользят ноги по льду)»... Далее лектор продолжает вслух размышлять над проблемой, приводит разные точки зрения, демонстрирует возможные пути и способы решения. Повернуть факты острейшей стороной, показать их противоречивость, вовлечь в ^обсуждение слушателей, вынудив их следовать за логикой изложения — такова общая схема проблемного изложения. Оно является основой активизации мышления студентов, их познавательной деятельности /186/.
Вся вступительная часть лекции должна длиться не более 4—5 мин.
Главная часть лекции самая пространная и самая ответственная. Здесь логика изложения является той силой, которая ведет за собой аудиторию. «Каждый замечал: чем логичнее речь, стройнее логика доказательства, тем лучше доходит до сознания содержание, сильнее убеждающее воздей-
ствие слова лектора. И это вполне справедливо: законы логики отражают объективную истину, многовековую человеческую практику. Следовательно, тот, кто логично мыслит, придет к объективно правильным выводам. И наоборот, нарушение правил логики ведет к ошибочным заключениям» /185/.
Откуда у людей способность отличать логичное от нелогичного, если порой некоторые и учебника логики в руках не держали? «Очевидно, это особое свойство нашего сознания. Когда человек в процессе обучения и воспитания вырабатывает замечательную способность говорить и мыслить, в его сознании одновременно формируются некие логические модели, создается определенный логический настрой. Если логика речи соответствует этим моделям, звучит с ними в лад, мы соглашаемся с лектором, признаем справедливость его суждений и выводов. Мы испытываем ощущение открытия, чувство восхищения, когда в кажущемся хаосе событий, явлений лектору удается вскрыть логические взаимосвязи, доказать определенную систему. Ведь в нашем сознании, как и во всем организме запрограммировано стремление к системности» /185/.
Наоборот, бессистемность, сбивчивость в изложении вызывают негативную эмоцию, досаду, резко снижают авторитет говорящего. Аудитория может простить лектору оговорку, неправильное ударение в слове, но никогда не простит нелогичности, бессвязности суждений. Вот почему важно каждому лектору воспитывать у себя логическую культуру, т.е. способность логически правильно мыслить и излагать материал.
Не всегда мы отдаем себе отчет в том, что логика нашего рассуждения, «логика для себя» может отличаться от логики нашей речи, т.е. «логики для
аудитории». Между тем это различие достаточно существенно. Легко заметить, что цель рассуждения не совпадает с целевой установкой лекции для студентов «для себя». Цель рассуждения — поиск новой истины, выведение одних знаний из других. Здесь логика выступает как орудие познания.
Цель лекции — информация, сообщение истины, убеждение людей, побуждение их к определенному действию. Здесь логика вместе с языком выполняет функцию общения (хотя, естественно, для слушателей восприятие речи есть, по сути дела, процесс познания). Лектору всегда известна истина, которую он собирается сообщить, и, уж конечно, он глубоко убежден в справедливости его доказательств. Логика в его арсенале — одно из основных средств, помогающих облегчить понимание и запоминание того или иного учебного материала, побудить студентов к самостоятельной познавательной деятельности.
Обдумывая предстоящую лекцию, подбирая аргументацию, лектор ориентируется не на себя, а на своих слушателей, прогнозирует движение их мысли под действием речи. Стройной логикой речи он стремится захватить внимание, слушателей пробудить, сформировать их мысль, а затем повести ее к намеченной цели. Таким образом, логика изложения вместе со словом выступает как действенный механизм управления мышлением аудитории. Это достигается четкостью и «линейностью» логического построения: речь развивается в виде цепочки тезисов и следствий, одно положение вытекает из другого, переход от предыдущей части лекции к последующей обеспечивает переключение внимания. Устойчивости внимания способствует определенная «занимательность в изложении», когда ауди-
тория как бы задается вопросами: «А что дальше?», «Почему?», «Как?». Последующие слова лектора дают ответы на эти вопросы.
В главной части лекции в зависимости от целевой установки и состава слушателей могут быть использованы разнообразные методы логического развертывания материала, т. е. в лекционной работе большое значение имеет форма подачи материала. Одна и та же лекция может быть построена по-разному, можно избрать путь дедуктивный (от общего к частному) или индуктивный (от частного к общему). При сходном наборе сведений в одном случае лектор прибегает к внушению, т. е. акцентирует однозначные оценочные критерии. В другом случае материал преподносится в дискуссионной форме, предполагающей усвоение информации в результате самостоятельных умозаключений слушателя. Выбор вариантов определяется особенностями аудитории. Так, если среди слушателей преобладают девушки-подростки, лектор учитывает характерную для них высокую внушаемость и относительно низкую информированность, поэтому избирает «установочную» форму подачи материала как наиболее оптимальную.
Если аудитория осведомленная, со сложившейся системой установок, то наиболее приемлема дискуссионная форма изложения. Выбор формы подачи материала обусловливает стиль поведения лектора. Если он избирает прием внушения, предполагающий некритическое усвоение материала, то старается подчеркнуть свою уверенность, стремясь к однозначности оценки положительных и отрицательных моментов. На наш взгляд, подобная методика малоэффективна даже для слабо подготовленной аудитории с высокой степенью внушаемости.
А в аудиториях подростков, которым вообще свойственны реакции оппозиции и протеста, а также взрослых со сложившейся системой взглядов, особенно необходимо использовать дискуссионный стиль, включающий открытый диалог между лектором и слушателем. В этом случае лектор использует все возможности, чтобы слушатели высказали свое мнение, обнаружили свои оценки и взгляды на предмет лекции, порой провоцируя и «конфликтные» ситуации /186/.
Такой подход базируется на использовании известных методов социально-психологического тренинга, при этом желательно активное участие лектора в формировании аудитории, обеспечивающее относительно одинаковый возрастной и профессиональный (а иногда и половой) состав слушателей. Известно, что чем больше и разнообразней аудитория, тем сложнее установить с ней доверительный контакт, вызвать на откровенное обсуждение затронутых вопросов, раскрыть свою позицию. Однако надо учитывать существенный выигрыш в эффективности воздействия за счет возможности установления более тесного контакта с аудиторией и, следовательно, более гибкого изложения материала.
^Необходимо остановиться и на традиционных вопросах: какова должна быть продолжительность лекции, сколько следует приводить цифровых данных, какое количество проблемных аспектов следует освещать? Согласно исследованиям активное внимание слушателей и усвоение информации ограничивается интервалом 40—45 мин при дискуссионном характере лекции. В этой связи «академический» час не случайно равен 45 мин. Женская аудитория в силу повышенного эмоционального восприятия материала утомляется быстрее, поэтому
надо заранее предусмотреть возможность разрядки. отдыха (гигиеническую паузу). Количество главных вопросов, рассматриваемых в лекции, должно быть 3—5, это оптимальное число, рекомендуемое для лекции. Количество приводимых фактических данных необходимо ограничить 5-7 (видимо, это связано с переходной памятью человека). Цифровые данные не следует концентрировать в одном разделе. Умение определить все это свидетельствует о квалификации лектора.
Заметное место в лекции занимает прием логического анализа, состоящий в том, что предмет или явление, сущность которого нужно довести до слушателей, расчленяется на составные элементы и каждый поясняется в отдельности. После этого выделенные в ходе анализа элементы соединяются при помощи синтеза. Логический анализ — замечательный инструмент в арсенале лектора. Однако в лекционной практике известны и другие методы логического изложения: концентрический, ступенчатый, пространственный, исторический, аналогии, альтернативы. Не разбирая специально эти методы, — их сущность отражается в самих названиях, следует подчеркнуть, что все они рассчитаны на то, чтобы с учетом особенностей аудитории и конкретных условий обеспечить наилучшее восприятие материала. Кроме того, их выбор, естественно, определяется опытом лектора.
Заключительная часть лекции не менее важна. Иногда можно наблюдать, как недостаточно опытный лектор, в целом неплохо проведя лекцию, на завершающем этапе теряет контроль над студентами. Чувствуя, что лекция подходит к концу, студенты отвлекаются, поглядывая на часы, начинают переговариваться. Такой скомканный финал
может испортить впечатление даже от хорошей лекции, тогда как удачное заключение способно сгладить промахи лектора. Последние слова, как правило, несут «сгущенную» информацию, в них итог лекции, выводы из сказанного, руководство к действию. Логическая концовка помогает закрепить сказанное в сознании, усиливает воспитательное и убеждающее воздействие речи. Вот почему, планируя лекцию, лектор должен тщательно продумать завершающую часть, приберечь интересный материал, способный возбудить гаснущий интерес студентов. Ничто так не вредит завершению лекции, как затягивание, превышение времени. Некоторые лекторы по нескольку раз сообщают, что они подошли к концу, но не могут остановиться, вызывая ироническое отношение слушателей, что снижает авторитет лектора. Однако нельзя и комкать заключение, обрывать его на полуслове. Если лектор замечает, что он не укладывается в отведенное время, лучше опустить какую-то часть, предшествующую концовке за минуту до звонка, чем минутой позже. Кроме того, заключать лекцию всегда надо энергично, на подъеме, увлекая даже уставшую аудиторию.
Из всего изложенного видно, что как весь курс лекций, так и каждая отдельная лекция требует от преподавателя тщательной и серьезной подготовки. Она складывается из следующих этапов:
• Определение темы лекции. Название — лаконичное, краткое, четкое.
• Выделение главных вопросов.
• Определение объема материала по каждому вопросу (в результате определяется объем всей лекции).
• Отбор и изучение всего литературного материала.
• Подбор наглядного материала, ТСО и дидактического материала к нему.
• Составление плана лекции.
• Написание полного текста лекции. Многолетняя практика работы в вузе показывает, что у каждого преподавателя своя манера читать лекции, например:
1. Чтение лекций по конспекту — самое большое зло, которое наносит себе сам преподаватель.
2. Написанную лекцию преподаватель заучивает и терпит фиаско.
3. Выступление экспромтом, без предварительной подготовки, что рискованно и скорее допустимо на званном обеде и т.п.
4. Человек готовит только тезисы, произносит почти экспромтом. Это хорошо для приветствий, но не для лекции.
5. Хороший лектор всегда готовит обширную, полную лекцию, а читает по тезисам, имеет план лекции.
Создание плана — это ответственный творческий акт. Как без чертежа нельзя построить хороший дом, так без плана нельзя подготовить хорошую яркую лекцию. В этом смысле план не просто фиксация логического замысла, а руководство к действию, своеобразная партитура будущей лекции.
Иногда лектору приходится импровизировать (если лекция — проблемное изложение, например). Однако импровизация заключается вовсе не в способности говорить о чем угодно, без всякого смысла. Наоборот, импровизация — это умение быстро, «на ходу» составить мысленный план краткого отступления по хорошо известному предмету и вы-
брать подходящую форму выражения. Подготовка в этом случае реализуется в форме крайне свернутого внутреннего проговаривания. Всегда, без исключения залогом успешной импровизации являются глубокие знания и опыт. Составляя план, следует избегать излишней дробности, детализации^ Слишком большое количество разделов делает план труднообозримым.
Как видим, чтение лекций отражает степень владения искусством лектора, которое складывается из следующего:
• риторики, т. е. искусства устной речи, умения убеждать людей;
• техники речи: язык, дикция, голос, дыхание;
• выразительности и культуры речи: интонации, паузы, логические акценты, мелодия речи;
• соблюдения языковых норм;
• использования вспомогательных (эктосемантических) средств: жесты, мимика и т.п.;
• темпа лекций: на старших курсах 50—60 слов в минуту, на младших — меньше /186/.
В наше время лекторское мастерство — это не только умение собрать и подготовить материал для выступления. Теперь от лектора ждут большего. Студенты хотят видеть в нем не «вещателя», информатора или комментатора апробированных знаний, а подлинного хозяина духовного производства, оригинального и умного собеседника, настоящего ученого, умеющего доходчиво излагать известные истины, находить новое и прогнозировать развитие науки.
11.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ
Роль самостоятельной работы студентов (СРС) в их познавательной деятельности чрезвычайно велика. Поэтому ей не случайно уделяли внимание преподаватели вузов как до перестройки высшей школы /187,188 и многие другие/, в период перестройки /189-192 и др./, так и после нее /193-195 и др./.
Лейтмотивом всех статей и монографий о СРС является воспитание сознательного отношения самих студентов к овладению теоретическими и практическими знаниями, привитие им привычки к напряженному интеллектуальному труду. Это считается одной из важнейших задач образования. Однако важно, чтобы студенты не просто приобретали знания, но и овладевали способами их добывания, т. е. необходимо научить студентов учиться, что часто бывает важнее, чем вооружить их конкретными определенными знаниями.
Самостоятельная работа студентов отличается от других видов работы тем, что студент сам ставит себе цель, для достижения которой выбирает задание и вид работы. «Самостоятельная работа прежде всего завершает задачи всех других видов учебной
работы. Никакие знания, не ставшие объектом собственной деятельности, не могут считаться подлинным достоянием человека» /196, с. 129/. Основные навыки и умения самостоятельной работы должны сформироваться в средней школе. Однако, как показывает практика, этого чаще всего не происходит. Попадая в новые условия обучения после школы, многие студенты не сразу адаптируются к ним, теряются, не владея приемами самостоятельной работы. Так, например, до 70% студентов 1-го курса не умеют систематизировать материал для его лучшего понимания. Вот почему одной из основных задач преподавателя высшего и среднего специального учебного заведения является помощь студентам в организации их самостоятельной работы.
Как вы знаете, в период перестройки высшей школы были выбраны следующие пути: профессионализация, компьютеризация, гуманитаризация, индивидуализация обучения и увеличение роли СРС. Был взят курс на некоторое сокращение в вузе лекций и увеличение часов на СРС. В учебные планы были внесены часы на СРС под контролем преподавателя, так называемая контролируемая самостоятельная работа (КСР). (Не совсем удачное название, ибо вся СРС должна контролироваться преподавателем, однако сохраним его, ибо в ряде новых учебных планов такой вид СРС есть.)
Почему это сделано? Не в последнюю очередь потому, что лекция обеспечивает лишь 1-й уровень умственной деятельности, узнавание, и 1-й уровень знаний, знания-знакомства, а СРС гарантирует как минимум 2-й уровень умственной деятельности, воспроизведение, и 2-й уровень знаний, знания-копии. Перед преподавателями ставилась задача
использовать часы КСР для обучения студентов самостоятельной работе, для чего необходимо в первую очередь развить мотив их самостоятельной деятельности, чтобы СРС появилась не под влиянием давления, а в результате их внутреннего побуждения. Внутренний мотив, как мы знаем, рождается, если у человека вызван интерес или потребность в чем-либо.
В часы КСР преподаватель направляет студента в нужное русло, т. е. создает такие условия, при которых студент знает, какие знания и зачем ему нужны, как их можно приобрести, чтобы активным и самостоятельным трудом, избирая по совету преподавателя более короткий и эффективный путь, студент добивался своей цели.
Педагогическая ценность КСР заключается в обеспечении активной познавательной деятельности каждого студента, ее максимальной индивидуализации с учетом психофизиологических особенностей и академической успеваемости студентов, преследуя при этом (и это главное) цель: максимально содействовать развитию индивидуальности. При планировании и организации КСР рекомендуется выносить только тот материал, в котором студент имеет знания не ниже коэффициента 0,7, т. е. «удовлетворительно».
Задачи КСР:
• совершенствование умений и навыков, в том
числе исследовательских;
• обобщение и повторение пройденного материала;
• применение подученных знании, их пополнение и расширение.
Часы КСР не рекомендуется использовать в целях:
• контроля и оценки знаний и умений, приобретенных в процессе самостоятельной работы;
• проведения контрольных работ;
• традиционных практических занятий;
• приема задолженностей;
• факультативных лекций;
• самостоятельной проработки нового вузовского учебного материала.
При организации КСР можно пользоваться всеми общедидактическими методами:
• объяснительно-иллюстративным для экономии времени студента, чтобы не заставлять его читать обширную литературу в поисках какого-то правила;
• репродуктивным для формирования монологического высказывания;
• частично-поисковым для развития самостоятельности, активности и т.п.;
• проблемным изложением для развития мышления;
• исследовательским для формирования творческой деятельности.
Роль преподавателя при КСР сводится к тому. чтобы:
• подобрать студентам индивидуальные задания для выбора;
• обеспечить всех необходимой литературой (справочной и т.д.);
• подсказать более рациональный путь при выполнении заданий;
• дать консультацию отдельному студенту или группе студентов, т. е. сочетать индивидуальную и коллективную работу, не забывая о полезности парной работы студентов. Консультацию может дать и один студент другому под контролем преподавателя.
В часы КСР может проводиться работа и по СРС, например, по курсовым проектам. Приведу пример. Из-за обилия графических работ на строительном факультете очень многие студенты не успевали вовремя сдавать курсовые проекты. Но стоило преподавателю организовать в общежитии кабинет проектирования и проводить там КСР, как были достигнуты удивившие всех положительные результаты. Что произошло? Преподаватель собрал в кабинет всю необходимую им справочно-нормативную литературу, которой, как правило, бывает недостаточно, проводил консультации по курсовым проектам, побуждая студентов размышлять, анализировать, обобщать, консультировать друг друга, выполнять расчеты и чертежи под своим контролем, т. е. работать самостоятельно, но при сотрудничестве с преподавателем. В результате все студенты вовремя и с хорошим качеством выполнили курсовые проекты, научились пользоваться современной справочно-нормативной документацией, у них повысился интерес к своей специальности. Все это явилось результатом не авторитарной педагогики, а педагогики сотрудничества, частью которой была КСР.
Чрезвычайно полезно использовать в часы КСР программированные материалы и компьютерные обучающие программы. Наблюдения показывают, что помимо индивидуализации они, как правило,
повышают интерес к предмету и обеспечивают более прочные и глубокие знания, помогают учиться без троек. В часы КСР срабатывает момент соревнования, состязания, что активизирует и дисциплинирует студентов.
К сожалению, есть преподаватели, основная забота которых — только дисциплина и успеваемость, причем в дисциплине они видят средство воспитания, а не его результат. Приказывая, понуждая, наказывая, поощряя, подавляют личность студента, его инициативу, стремление, волю, добиваясь покорности, а вместе с тем лишь внешнего благополучия, забывая, что развитие личности без подавления воли, без принуждения и конкретных наказаний — это и есть педагогика сотрудничества, которую полезно использовать во всех видах взаимодействия преподавателя со студентами, в том числе и в КСР.
Как известно, в ряде учебных планов специальностей часы на КСР не предусматриваются, однако фактически осуществляется каждым преподавателем, ибо его сверхзадачей является научить студентов способам самостоятельной работы. Вот почему каждый преподаватель должен четко различать задачи КСР и СРС.
Естественно, степень самостоятельности студентов увеличивается по мере овладения знаниями и методами СРС. Человек сам и только сам должен прожить и пережить свой процесс становления, ибо в виде набора знаний опыт не передается. Только СРС прививает вкус к самообразованию. При этом важно помнить, что СРС бывает как внеаудиторной, так и аудиторной. Обычно под внеаудиторной преподаватели понимают домашнюю СРС, забывая, что она может быть выполнена только в читальном
зале. Аудиторная СРС может выполняться на лекциях (10—15 мин), на практических и лабораторных занятиях. Задачи каждого вида СРС будут соответственно разными, но в целом преподаватель должен заранее выстроить систему СРС, учитывая все ее виды, цели, отбирая учебную информацию и средства педагогической коммуникации (учебники, пособия, ТСО, компьютерные программы и т.п.), продумывая роль студента в СРС и свое участие в формировании необходимых студенту знаний, навыков и умения самостоятельно работать.
Целенаправленное развитие СРС может иметь 6 уровней деятельности студентов:
1-й уровень — подготовительный, ознакомительный. Студент знакомится с приемами самостоятельной работы.
2-й уровень — репродуктивный. Студент репродуцирует, т. е. воспроизводит то, что ему уже знакомо или то, с чем он познакомился сам.
3-й уровень — учебно-поисковый или частично поисковый. Студент выполняет частичный самостоятельный поиск данных, сведений и т.п. для решения или выполнения определенного задания.
4-й уровень — экспериментально-поисковый. Студент самостоятельно проводит эксперимент.
5-й уровень — теоретико-экспериментальный. Студент обобщает экспериментальные данные самостоятельно или с помощью преподавателя, делает доклад по результатам эксперимента.
6-й уровень — теоретико-практический. Студент на основе проведенных исследований готовит курсовую или дипломную работу.
Важно продумать и разнообразные виды заданий, способствующих формированию необходимых будущему инженеру навыков и умений. Так, например,
при работе с текстом можно дать задание не просто прочитать и пересказать его. а разнообразить задания: выделить главные мысли; что-то обосновать, сообщить, описать, охарактеризовать, определить. обсудить, объяснить, расчленить, прокомментировать, законспектировать, выписать, сравнить; составить план, тезисы, конспект; сделать вывод. Как видите, есть много разных видов работы с текстом, и все эти виды работы развивают соответствующие умения, повышают внимание студентов, их активность; развивают мышление.
Разнообразие СРС возможно и при изучении технических дисциплин, главное тщательно взвесить, продумать, с какой целью давать то или другое задание.
Не менее важно, чтобы каждый преподаватель четко знал нормы времени, необходимые студентам на выполнение того или иного задания. В соответствии с Государственным образовательным стандартом рабочая неделя студентов составляет 54 ч, из них 27 ч аудиторной работы и 27 ч СРС. Фактически же аудиторная работа студентов, как правило, составляет большее количество часов за счет факультативных занятий и элективных курсов. Все это следует учитывать.
Существуют примерные нормы СРС на выполнение курсовых работ, рефератов и домашних заданий, предусмотренных учебным планом специальностей. Они вытекают из расчета учебной нагрузки для преподавателя. Преподавателю планируется 3—4 ч для работы со студентом по курсовому проекту, на курсовую работу отводится 2—3 ч (в зависимости от сложности проекта или работы), на реферат 1 ч, на проверку домашней работы 0,5 ч. Студенту же планируется на 1 ч нагрузки преподава-
теля 12 ч самостоятельной работы, т. е. если на проверку курсового проекта преподавателю выделяется 4 ч, то студенту планируется 36 ч самостоятельной работы, если на проверку реферата преподавателю отводится 1 ч, то студенту на его выполнение — 12 ч. На проверку одного домашнего задания планируется преподавателю 0,5 ч, а студенту на его выполнение б ч.
Умелая организация СРС и КСР с соблюдением нормативов времени служит хорошей подготовке студентов к самообразованию, формированию творческой личности. Главное, чтобы СРС была непрерывной, многогранной, индивидуальной, чтобы студент имел право выбора и возможность выполнять ее на компьютере. Студент должен осознать целесообразность своей самостоятельной работы, тогда она становится активной и эффективной.
12.
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСТВА СТУДЕНТОВ
Над проблемой творчества задумывались многие выдающиеся умы как в древние века и средневековье, так и в новое время. Творчество исследовалось психологами /197—202 и др./, философами /203. с 330-332/ и педагогами /204-214, 222 и др./. Многое известно о творчестве, тем не менее еще темны и непознаны его законы. Не случайно в таких работах, как «Содержание образования» /19/, "Ос-новы педагогики и психологии высшей школы» /196/ и «Основы педагогического мастерства» /215/ ничего не говорится о развитии творчества студентов. Правда, творчеству преподавателя или учителя в них не посвящаются отдельные разделы, как, например, у Ю. К. Бабанского /151, с. 369-378/ и В. В. Краевского /28, с. 297-318/.
Что же касается развития творчества студентов, то интересной и полезной представляется обзорная информация О. Г. Богдановой и др. /209/ о зарубежном опыте в этой области. К сожалению, нет обобщенной работы о развитии творчества студентов в вузах России, однако обилие литературы и статей преподавателей вузов по этой проблеме позволяет получить определенное впечатление о состоянии дел в данной сфере.
Прежде всего, что понимать под творчеством? По определению, приведенному в энциклопедии, это деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее» /203, с. ЗЗО/. Рискну высказать мысль, что это не совсем полное определение, ибо не всему новому можно дать определение творческого. В преломлении к познавательной деятельности студентов для творчества, по всей вероятности, характерна не только новизна, но и полезность.
«Завершенная концепция творчества в XVIII в. создается И. Кантом, который специально анализирует творческую деятельность в учении о продуктивной способности воображения и делает вывод о том, что творчество лежит в самой основе познания» /203, с.ЗЗО/. Не оспаривая сказанное, хочется, однако, подчеркнуть, что деятельность студента, хоть и связана непосредственно с познанием, не всегда, увы, является творческой.
Всякое творчество начинается с осознания незнания. Но не всякое незнание становится знанием с помощью творчества. Творчество является наивысшим уровнем умственной деятельности. Не случайно Ф. В. Шеллинг, продолжатель учения И. Канта, называл творчество высшей формой человеческой жизнедеятельности /203, с. ЗЗО/.
Естественно, творчество связано со способностями человека, особенно со способностью нестандартно мыслить, выбираясь из привычной умственной колеи. Однако творчество — не особый дар избранных, этим даром, по признанию психологов, в большей или меньшей степени наделено все человечество. Все это позволяет сделать вывод, что для творчества в познавательной деятельности студента характерна нестандартность мышления и деятель-
ности, в результате чего рождается новое полезное решение или продукт деятельности, выходящий за рамки общепринятых стандартов.
Опрос ученых и других творческих деятелей за рубежом и у нас в стране, проводившийся как специалистами, так и корреспондентами, педагогами и др., показывает, что основой творчества является внутренняя мотивация (интерес и даже любовь к делу), воображение, гибкость ума, дивергентное мышление (от лат. divergere — «обнаруживать расхождение»), воля, деятельность и трудолюбие. «Нужно любить то, что делаешь, тогда труд возвышается до творчествам, — говорит М. Горький. То же подтвердил и выдающийся авиаконструктор А. С. Яковлев: «Ничего оригинального я не скажу. Просто надо любить свое дело. Будь то авиация или автомобилестроение, литейное дело или сельское хозяйство. Если человек любит дело, то у него всегда проявится творческое начало, желание самоусовершенствоваться, стать мастером. Если он к этому стремится, то успех обеспечен. В любой сфере деятельности свои способности человек раскрывает, начав действовать» /216, с. 24/. Вот она суть, из которой следует, что главной закономерностью творчества является труд, рожденный внутренним мотивом. Отсюда вытекает задача преподавателя создавать условия для СРС, вооружив студента методами и приемами не только самостоятельной, но и творческой работы; обеспечив основные условия творческой деятельности: обмен и борьбу мнений, свободу критики. Студентам необходимо время для осуществления всех четырех фаз творчества, по Уэллсу: подготовки, созревания идеи, озарения и проверки своей идеи, воплощенной в действительность .
Для обеспечения творческих условий познавательной деятельности необходимо:
• приучить студентов к работе с первоисточником, с книгой, монографией, научной статьей; научить его приемам просмотрового чтения для быстрого нахождения нужной информации (в разд. 11 указаны 20 приемов работы с текстом);
• проводить творческие дискуссии на занятиях или за круглым столом, создавая в доброжелательной обстановке возможности релаксации, свободы обмена мнениями, чтобы развивать воображение, гибкость и дивергентность мышления. При этом полезно использовать методы развития творчества, известные вам из психологии: мозгового штурма для генерации идей, отбора идеи; синектику, способ организации коллективной мыслительной деятельности на основе четырех приемов: рассмотрение проблемы в том виде, как она дана; отказ от очевидного решения; проведение прямой аналогии с чем-либо; формулировка проблемы в общем виде.
Полезно использовать метод ассоциативных моделей умственной деятельности, основанный на метафоричности (от гр. metaphora — «перенос»), т. е. на переносе проблемности или проблемы на другой материал. Схемы, графики и диаграммы — не что иное как пространственные метафоры, которые стимулируют мышление. Это значит, что существует связь между метафорой и творчеством. Метафоры (переносы) позволяют мышлению человека эффективнее выделять структуру сложных объектов. Умение пользоваться метафорами особенно при работе с компьютером. Графики и диаграммы удобны и более привычны для студентов технических учебных заведений, так как пространственные отношения встречаются в их опыте чаще других.
Существует логогрифический метод (от гр. logos — «слово» + griphos — «сеть, загадка») — это «род шарады или загадки, в которой задуманное слово получает различное значение от перестановки или выбрасывания слогов или букв, например:
целое — часть дерева, без 1 буквы — река, без 2 — местоимение, без 3 — предлог (крона, Рона, она, на)» /57, с. 409/. В приложении к решению технических проблем логогрифический метод осуществляется с помощью построения множества ассоциаций, синтагм (от гр. syntagma — «нечто соединенное»), т. е. смысловых единиц, критериев, на основе которых генерируются идеи и отбираются нужные или пригодные.
В США, Англии, Франции, ФРГ, России и других странах используют все эти методы, а также деловые игры и проектное обучение, т. е. работу группы студентов над одним проектом, причем каждый выполняет свою часть проекта. Проектное обучение используется как в индивидуальном, так и коллективном творчестве студентов, позволяющем проводить критический разбор решений, учитывая 7 основных вопросов: кто, что, где, когда, как, зачем и почему решает данную проблему. Обсуждаются рекомендации по выходу из тупиковых ситуаций. В результате совместной полезной деятельности не навязываются и не просто передаются знания, а создаются ситуации, порождающие новые знания. Причем используются все уровни творческой мыслительной деятельности: наглядно-предметный, наглядно-образный и словесно-логический.
Проблеме развития творчества большое внимание уделял Константин Сергеевич Станиславский. Одаренный большим талантом, яркостью воображения, редким обаянием, сценической внешностью,
непрестанно совершенствуя мастерство, он приобрел славу выдающегося актера своего времени. Но не только этим знаменит К. С. Станиславский: он сумел передать свой сценический и педагогический опыт как в сочинениях /217, 218/, так и в педагогической деятельности, обучая сценическому мастерству преподавателей театральных студий /219/. Многое из его педагогического наследия не потеряло своей актуальности и в наше время.
В основе педагогического наследия К. С. Станиславского лежит разработанная им театральная система, основывающаяся не на изучении конечных результатов, а на выяснении причин, порождающих тот или иной результат. В ней впервые решается проблема сознательного овладения подсознательными творческими процессами, в которых участвуют внешние и внутренние данные преподавателя: ум, воля, способности к общению, техника речи, чувство меры и правды, эмоциональность, пластика /217, с. 225 /. Главным в этой системе является человек, его нравственная, духовная и творческая сущность. Преподаватель, как актер, ставит перед собой идейно-творческую цель, названную К. С. Станиславским сверхзадачей, являющейся основой его системы.
Как сценический, так и педагогический успех дела определяется «ансамблем всех участников, объединенных единым творческим методом и общностью понимания идеи. Ансамбль — это союз ради одной коллективной цели» /218, t.i, с. 377/. К. С. Станиславский уделял большое внимание созданию благоприятного психологического климата в этом ансамбле: «Постановка дела, где нет уважения к человеку, где нет вежливости, создает атмосферу вырождения» /219, с. 28/.
Известно, что не всегда один и тот же человек одинаково симпатичен всем, но чтобы не обострять взаимоотношений и создать благоприятный климат в коллективе, хорошо помогает рекомендуемый К. С. Станиславским «эффект отказа». Он выражается в том, что надо как бы отказаться от несимпатичных вам качеств человека и поискать в нем то, что вам симпатично, что пойдет на пользу в достижении поставленной цели. Например, если человек зол, надо искать, в чем он добр и т.п.
Другим условием благоприятного климата является «эффект соучастия», который, по мнению К. С. Станиславского, заключается в активной работе всех членов «ансамбля». Такой эффект может быть создан, если преподаватель умеет не только что-то выражать, но и заражать своим настроением /218, т.2, с. 287/ подобно тому, как заражается зритель в театре или кино, сопереживая с героями, или когда зритель в кино укачивается, глядя на подпрыгивающую на волнах моторную лодку. Заразить студентов так, чтобы они стали активными участниками процесса познания, — вот задача преподавателя.
И, наконец, третьим условием успешной организации психологически благоприятного климата является «работа на расслабленных мышцах», т. е. не напрягаясь внешне, но максимально сосредоточенно и внимательно внутренне. Для этого, по мнению К. С. Станиславского, «... человек сам должен развивать лучшие качества своего характера — легкость, веселость и бодрость» /219, с. 44/, причем неверно понимать веселье только как смех, «это ошибка», — говорит К. С. Станиславский, и далее: «веселость — это бодрость, темп, интенсивность» /218, т.2, с. 183/. К. Е. Антарова. ученица К.С.Ста-
ниславского, приводит его слова: «Если учитель наполнил свое творчество любовью к людям, он не заметил часов труда и все его ученики их не заметили» /219, с. 40/, и далее: «Преподаватели, которые жалуются на усталость, — не преподаватели, они — машины, работающие для денег» /219, с. 40/.
К. С. Станиславский не только называет основные постулаты педагогического мастерства как творчества, но и раскрывает пути его развития. Прежде всего он рекомендовал не бояться критики в свой адрес: «... стараться с первых шагов слушать, понимать и любить жестокую правду о себе» /217, с. 111/, быть доброжелательным к другим и требовательным к себе. Будучи режиссером, хотя и не имея еще режиссерского авторитета, К. С. Станиславский «...побеждал товарищей своей фантастической любовью, трудоспособностью и строжайшим отношением к делу и прежде всего к самому себе» /217, с. 138/.
Красной линией проходит в трудах К. С. Станиславского и его учеников мысль о том, что преподаватель — это творческая личность. С его точки зрения, для начала творчества нужны внимание, внешнее и внутреннее, доброжелательность, полный мир и спокойствие в самом себе и бесстрашие. Важно уметь переключать свое внутреннее внимание:
«...сначала трудное постепенно становится привычным. Привычное не сразу, а постепенно становится легким и, наконец, легкое — прекрасным» /219, с. 46/. Обучать студентов без страха к преподавателю: «Учитель, вносящий страх и трепет в студию вместо обаяния и радости, не должен в ней учить. Он вреден» /219, с. 47/. Обучать так, чтобы у студентов было «полное доверие к своим учителям»
/219, с. 48 /, «... чтобы никто не стеснялся подойти к учителю с вопросами или недоумениями, чтобы вся жизнь студийца могла найти в сердце учителя отклик и совет как равного ему, но более умудренного опытом друга» /219, с. 64/.
К. С. Станиславский подробно раскрывает 7 ступеней творчества: сосредоточенность, бдительность, бесстрашие, спокойствие, доброжелательность, обаяние, радость /219, с. 79—99/, заявляя при этом: «Правдивость потому не вводится в моей системе как качество, что она — основа творчества» /219, с. 87/.
К коллективному творчеству К. С. Станиславский предъявляет следующие требования: точность во всем, дисциплина (никаких опозданий), порядочность и взаимодоверие, творческая сосредоточенность, вдохновение, умение слушать критику, внимание, воля. По сути, это все — сверхзадачи, над которыми должен работать преподаватель, развивая творчество студентов.
Многих выдающихся ученых, работающих в самых различных областях науки, всегда интересовал вопрос о психологических особенностях творческой деятельности и условиях, необходимых для продуктивного творчества. Пожалуй, наиболее последовательно охарактеризовал эти условия В. И. Вернадский /120, с. 190/. Главными из них он считал следующие:
• проводить детальный анализ;
• видеть за частным общее;
• не ограничиваться описанием явления, а глубоко исследовать его сущность и связь с другими
явлениями;
• не избегать вопроса «почему»;
• прослеживать историю идей;
• собирать как можно больше сведений о предмете исследований из литературных источников (преимущественно научных), обращаться к оригиналам;
• изучать общие закономерности научного познания (думать о том, как думаешь);
• связывать науку с другими областями знания, с общественной жизнью;
• не только решать проблемы, но и находить новые, нерешенные /221, с. 49/.
В Институте Гэлаппа в Америке провели исследование, чтобы выяснить, из чего складывается успех у творческих деятелей, обладающих организаторским талантом, хорошими трудовыми навыками и усердием. В результате опроса 1500 лиц была выведена «формула успеха»:
1. Здравый смысл — наиболее распространенное качество у всех опрошенных (61% из 1500 опрошенных). Это качество можно в себе развить. Один из способов — учиться на опыте других людей, а также на собственных ошибках.
2. Знание своего дела — вторая общая черта опрошенных. Причем процесс обучения продолжается даже после достижения самых больших высот.
3. Уверенность в собственных силах. Она подразумевает еще силу воли и способность ставить перед собой четкие цели.
4. Высокий общий уровень развития. Это необходимое условие выдающихся достижений. Важна 'в этой связи способность быстро постигать сложные концепции, подвергая их быстрому и четкому
анализу. На общем уровне развития сказываются
по крайней мере три элемента: богатый словарный запас, хорошие способности к чтению и письму.
5. Способность доводить дело до конца. Увлеченные люди отличаются громадным упорством в области их интересов.
Это общие качества, свойственные творческой личности, добившейся определенного успеха. Но есть и другие качества, присущие творческой личности. на развитие которых обращают внимание в вузах разных стран по-разному. Так, в первую очередь предлагается развивать такие качества личности, как умение приспосабливаться, самостоятельность (ФРГ); оригинальность, гибкость мышления (США); раскованность; оригинальность, стремление к самоутверждению (Франция) /209, с. 38/.
Проблема развития творчества студентов, естественно, тесно связана с педагогическими технологиями, основанными на тех или иных формах и методах обучения. Само собой разумеется, первостепенное значение приобретает проблемное обучение с общедидактическими методами: проблемное изложение, частично-поисковый и исследовательский, а также деловые игры и проектное обучение, которое «гарантирует студенту большую собственную активность, самоопределение и проблемность обучения» /209, с. 36/.
В вузах Франции студентов обучают эвристическим методам подобно тому, как в школе — письму и т.п. «Чтобы не думать об этом в момент творчества, эффективно используя добытые знания так же, как при письме применяют правила, не думая о них» /209, с. 23/. Основными методами являются:
1. Метод аппликации теории, т. е. применение одной теории в той же области, но в неизвестном
секторе. Так, одна студентка заменила демонстрацию рисунков, выполненных на прозрачной бумаге, сплошной лентой, чтобы не создавать перерывов в показе изображений, иллюстрирующих события в сказке о Русалочке.
2. Метод соединения (комбинирования) двух теорий, например, в искусстве при создании декоративного панно используется сочетание рисования, вышивки и аппликации.
3. Метод дефиниций, т. е. определениятех явлений, которые предстоит изучить.
4. Метод экспериментального беспорядка. В его основе лежит детская игра, «в процессе которой играющий заведомо беспорядочно создает конструкции, полагаясь на интерес, возникающий при анализе каждого действия и рождающейся композиции» /209, с. 24/.
5. Метод противоречий «состоит в том, чтобы опровергнуть существующее в науке мнение по определенному вопросу» /209, с. 24/.
6. Метод критики похож на предыдущий, но может и не быть основан на противоречии.
7. Метод обновления, например, пересказ современным языком «Слова о полку Игореве».
8. Методрекодификации, т. е. выражение какого-либо явления другим кодом. «Прекрасный пример — таблица Менделеева» /209, с. 25/.
9. Методпредставления (показа), т. е. графическое и схематическое представление явления /209, с. 23-26/.
Думаю, что и нам стоит знакомить студентов с эвристическими методами, если мы хотим развивать их способности к творчеству. Известно, творческие люди, как правило, умственно одаренные,
но не все одаренные — творческие люди. Преподаватели знают, что среди студентов встречаются и
способные лодыри.
Различие между творческой и нетворческой личностью определяется степенью ее усилий и устремлений. Творческий человек стремится к интересной работе, независимо, самостоятельно мыслит, более склонен к риску, любознателен, оригинален, фантазер, гибок, изобретателен, активен, настойчив, всегда что-то ищет, о чем-то расспрашивает. В связи с этим задача преподавателя не пресекать вопросы студентов, а стимулировать их, развивая гибкость и оригинальность их мыслительной деятельности.
Для этого необходимо продумать всю технологию обучения студентов в русле развития их творчества, отобрать задания, способствующие этому:
помимо курсовых и дипломных проектов и работ давать им индивидуальные задания (реферат, доклад для конференции, частичный или полный поиск чего-либо, решение нестандартных задач и т.п.). Полезно проводить практические занятия и семинары в форме беседы, «круглого стола», микроконференции, демонстрации и обсуждения конкретных результатов исследовательской работы (теоретического и практического характера), стимулировать студентов к участию в научной работе кафедры, в научных конференциях, олимпиадах, конкурсах и т.п. Главное, чтобы все эти задания и организационные формы деятельности носили не стихийный характер, а были результатом серьезной продуманной, заранее спланированной технологии обучения и развития творческих способностей студентов.
Доктор педагогических наук Т. В. Кудрявцев не случайно напоминает нам мысль немецкого дидак-та и психолога А. Дистервега: «Плохой учитель преподносит истину, а хороший учит ее находить». Исходя из этого мы и должны пытаться строить учебный процесс. Искать активные методы обучения, обучать творчеством — это социальный заказ нашего общества, обращенный к дидактам, психологам, ко всем преподавателям» /222, с. 12/. И хотя сказано это давно, актуальности не потеряло и в наше время.
13.
КОНТРОЛЬ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
Механизм контроля в учебном процессе разработан в психолого-педагогической литературе значительно хуже, чем проблема обучения. Между тем он играет значительную роль в познавательной деятельности студентов. Педагогический контроль — это способ получения информации о качественном состоянии учебного процесса. Контроль педагога за процессом и результатом труда направлен как на деятельность студентов, так и собственную деятельность, а также на взаимодействие студентов и педагога.
Рассмотрим контроль с точки зрения педагогической системы:
Рис. 19. Система контроля в учебном процессе 247
По цели различают следующие формы контроля:
• диагноз (что может студент),
• констатация (что знает и умеет студент),
• прогноз (чего можно добиться).
По своему назначению все эти три вида контроля очень близки, однако каждый специфичен в зависимости от цели. Готовясь к проведению контроля, все преподаватели задумываются над тем, что и как контролировать. В педагогике вопрос, что контролировать, считается частным, так как он зависит от предмета или темы в самом предмете. Можно контролировать знания (усвоение материала, правила, закона и т.п.). В первом случае (три контроля усвоения знаний) контроль будет называться дифференцированным (поаспектным), во втором — комплексным. Контроль может быть проведен с учетом разных уровней активизации мыслительных процессов: познание, понимание, применение, анализ, синтез, оценка. Тогда задания в контрольных работах могут включать ключевые слова и фразы, как представлено Б. Блюмом /223, с. 302/ (см. табл. 7).
Данная таксономия (от гр. taxis — «расположение в порядке» + nomos — «закон») целей обучения была разработана в США Б. Блюмом. По его мнению, эти уровни представляют собой зависимую иерархию. Первый уровень означает умение узнавать факты, структуры и т.п. на основе распознавания. Второй уровень, понимание, «позволяет осуществлять воспроизведение материала, не гарантируя применение его в решении других задач». Третий уровень уже связан с деятельностью, обеспечивающей решение определенного класса задач. Все остальные уровни предполагают усвоение деятель-
Расскажите своими словами; опишите, что вы чувствуете относительно...; суммируйте; покажите взаимосвязь, объясните смысл
Применение
Продемонстрируйте; объясните цель применения; воспользуйтесь этим, чтобы решить...
Анализ
Разложите на составляющие; объясните причины; сравните; разложите по порядку; классифицируйте; объясните, как и почему...
Синтез
Разработайте новый вид продукта; создайте; что произойдет, если...; придумайте другой вариант; есть ли другая причина.
Оценка
Установите нормы; отберите и выберите; взвеете возможности; выскажите критические замечания; выберете то, что вам больше всего нравится; что вы думаете о...
ности, лежащей в основе решения продуктивных (творческих) задач /224, с. 20/. Они могут быть реализованы в комплексном контроле на монодисциплинарном или полидисциплинарном экзамене, например, на итоговом междисциплинарном экзамене по профилю специальности, на защите дипломной работы, проекта или на промежуточном экзамене.
Н. Ф. Талызина различает три вида контроля:
«предварительный, текущий, итоговый» /224, с. З/. Предварительный (поэтапный) контроль необходим для получения сведений об исходном уровне познавательной деятельности студентов, а также перед изучением отдельных тем дисциплины. Результаты контроля должны использоваться для адаптации учебного процесса к особенностям данного контингента студентов /224, с. 4/. Текущий контроль предназначен для управления усвоением знаний и умений, итоговый — для подведения итогов и определения качества сформированности комплексных умений.
Общим для педагогики вопросом является, как контролировать? По средствам педагогической коммуникации контроль можно рассматривать с точки зрения:
1) способов: традиционный или нетрадиционный (программированный контроль, тест);