Мои Конспекты
Главная | Обратная связь

...

Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Могикане, но не последние





Помощь в ✍️ написании работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Еженедельник «Московский комсомолец» в Дагестане» в номере за 14-21 апреля 2004 года напечатали заметку Минары Айнуровой под названием «Пасха в кои-то века вместе», в которой говорится:

«В нашей республике, кажется, каждый знает, что такое Пасха и как ее празднуют. И буддист, и атеист, и мусульманин ответят вам, что Пасха - это христианский праздник, знаменующий воскресение Христа, отдавшего жизнь за грехи людей.

Каждый знает, Пасху принято красить яйца I и печь куличи. Это все настолько общеизвестно, что писать здесь, казалось бы, уже не о чем: все будет повторением уже и ного. Потому мы и решили I рассказать в христианский праздник о... дагестанском католическом приходе I (да-да, в Дагестане есть такой приход!). И причина I не только в том, что он малоизвестен, а значит, интересен; дело еще и в том, что в этом году совпали даты празднования православной и католической Пасхи, что случается крайне редко. Обычно Пасха и Рождество у католиков празднуются на неделю раньше.

Богослужение в польском приходе. Фото Т.Юхвари

 

Католический приход в Дагестане существует уже около десяти лет. Основал его приехавший из Польши ксендз, выступивший по дагестанскому телевидению с обращением ко всем республиканским католикам. Он пригласил их собраться в определенный день в назначенном месте - так и возник приход, насчитавший пятнадцать человек.

Среди них фактически не было ни одного представителя коренных национальностей республики, зато было немало дагестанских поляков. С течением лет многие из них разъехались кто в Польшу, кто в Германию или Москву. Кто-то умер. Скончалась и мама Алиды Ибрагимовой, ныне возглавляющей дагестанский католический приход. Алиде 15 лет, она учится в десятом классе.

 

 

Красивое и необычное имя Алиде дала мама - белорусская полячка, приехавшая когда-то учиться в Дагестан и оставшаяся здесь на всю жизнь. Алида живет с отцом и братом, собирается поступать в ДГПУ, б отъезде в Польшу или вообще за пределы республики еще не думала. Обязанности главы прихода тяжелыми не считает.

Пасху в этому году Дагестанскиекатолики, которых осталось в республике всего человек пять, отпраздновали как всегда: всенощное Богослужение, затем посещение родственников и друзей. Ходят католики в пасхальный день и на кладбище, даже в этом ничем не отличаясь от православных.

Конечно, во многом дагестанские католики ассимилировались, попали под влияние церкви православной, но, впрочем, различия между двумя конфессиями и так не столь существенны, чтоб стоило долго и подробно об этом говорить. Тем более, что в этом году священный огонь из Иерусалимского храма получили и российские православные христиане, чего прежде не бывало».

Заза и Южас

В том месте, где до недавнего времени был расположен колхоз «Чохская коммуна-, во времена Шамиля было поселение казикумухцев, которые ушли от казикумухского хана к Шамилю. Это были мастеровые люди: ювелиры, кузнецы, сапожники, седельники и другие. Они чинили оружие воинов Шамиля, изготавливали огнестрельное и холодное оружие. У них были даже маленькие сталеплавильные печи. Вместе с ними проживало пять мастеров-поляков и трое русских умельцев. Они также изготавливали сабли, кинжалы. Среди этих мастеровых людей жили со своими семьями жители Казикумуха из тухумов Зиммиевых, Гузуновых, Тумалаевых, Карашевых, Рашкуевых, Газияевых и др. Они не принимали участия в боевых действиях войск Шамиля, но подчинялись наибу селения Гуниб.

У Зиммиевых была красавица дочь. Была она не только лицом пригожая, телом стройная, но и мастерица-рукодельница. Ее звали Заза. С малолетства ее приметил казикумухский Аглар-хан, поэтому родители старались не выпускать дочь на улицу. Когда же ухаживания хана стали слишком настойчивыми, Зиммиевы всей семьей тайком перебрались на территорию, неподвластную хану, т.е. к Шамилю. Они стали жить вместе с другими казикумухцами и служить Шамилю. Обзавелись хозяйством, купили корову, баранов, коней. Здесь Заза без опаски появлялась на улице, ходила по воду.

Среди тех пяти поляков было два брата. Старшего брата звали Сукрат (Сук1рат1), младшего - Южас. Сукрат метко стрелял, ловко владел саблей, чинил кремневки, знал толк в оружии. Когда он служил в армии, влюбился в жену русского генерала. Генерал пожаловался царю, будто Сукрат разрушает его семью, и царь сослал Сукрата на Кавказ воевать с Шамилем.

Считая, что дороже брата у него никого нет, вслед за Сукратом на Кавказ добровольно отправился и Южас. Он стал служить вместе с братом в армии Аргутинского.

Однажды они ехали по лесу и услышали женский крик. Подъехав ближе на крик, братья увидели, как трое царских солдат хотят изнасиловать горянку. На ней была разодрана одежда. Одного солдата она сумела убить маленьким кинжалом, который был при ней. Тогда двое

 

других набросились на нее со штыками, пытаясь заколоть. Оба брата, не сговариваясь, выстрелили из ружей и убили солдат. Они сняли с одного солдата верхнюю одежду и накинули на женщину, чтобы прикрыть ее наготу.

Братья дали ей знак бежать. Женщина растерялась и не знала, что делать. Потом знаками пригласила их следовать за ней. Решив, что, возможно, ее ожидают другие неприятности, они поехали с ней. К тому же им самим надо было спасаться от мести солдат, если те узнают о случившемся. Они дошли вместе до одного аула, жители которого тут же окружили их. Женщина рассказала односельчанам о мужественном поступке этих двух русских людей. Среди сельчан нашелся человек, знавший русский язык. Поговорив с братьями, он выяснил, что эти двое не русские, а поляки. Через несколько дней до аула дошла весть, что русские ищут двух поляков. Братья-поляки решили податься к Шамилю. Тайными тропами с помощью родственников спасенной ими женщины, живших в с. Чох, они были выведены к Шамилю. Узнав, что они могут чинить ружья, сабли, делать седла, Шамиль поселил их вместе с другими поляками, живущими среди камикумухцев.

Поляки работали добросовестно. Здесь Южас и увидел Зазу и безумно влюбился в нее. И Заза полюбила его. Родители Зазы были недовольны поведением дочери, полюбившей чужеземца. Южас оказался ловким наездником, умело владел саблей, фехтовал. Научился владеть и кинжалом. Видя, что родителей Зазы не уговорить на брак, влюбленные решили бежать, чтобы поселиться в другом месте. Девушка уже знала аварский язык, понемногу изъясняться на нем научился и Южас.

В одну ночь, захватив все необходимое, молодые люди скрылись на двух конях. Родители Зазы были убиты таким своевольным поступком дочери.

Молодые поселились в Закатальском округе в домике одного охотника. Южас охотился, добывал пропитание. Он выучился у Зазы аварскому и лакскому языкам. А Заза научилась читать, писать и говорить на русском, а позднее — и на польском языках.

Прошел год. Кавказская война закончилась пленением Шамиля. В Казикумухе уже два года не было хана: Аглархан скончался, а другого хана не избирали. Однажды Южас и Заза с ребенком на руках появились в селении Чох. Но Заза не нашла своих родителей, так как те вернулись в родное селение Казикумух. Когда Заза и Южас приехали к ним, родители

встретили их радушно. Но они потребовали от Южаса, чтобы он принял мусульманскую веру. Он согласился. Став мусульманином, он вместе с родителями жены усердно выполнял все предписания ислама. Его стали именовать Юнусом. У них родились еще два мальчика. Юнус выучился также ювелирному делу.

Прошли годы. Юнус стал все чаще вспоминать родителей, брата Сукрата, сестер и других младших братьев. Он написал письмо в Польшу. Через три месяца пришел ответ из дома, где говорилось, что отец умер, а все остальные живы и здоровы. Мать жива и очень хочет видеть его. Они просили его приехать со своей красавицей-женой и детьми. Родители Зазы не хотели отпускать свою дочь и внуков в Польшу. Но Юнус был любящим, добрым, трудолюбивым семьянином, и он сумел уговорить Зазу поехать с ним. Купив фургон, он с женой и детьми отправился в Польшу. Через три месяца в Казикумух пришло письмо от них, где говорилось, что они доехали благополучно, что у отца Юнуса большие домостроения, добротное хозяйство, что у Юнуса доброжелательные братья и сестры. Сукрат служил офицером в царской армии. Родители Зазы ждали возвращения дочери с детьми и мужем. Но они не вернулись. Вскоре перестали приходить и письма. Младший брат Зазы Арип решил поехать за ними. Но и он не вернулся назад. Поговаривали, что там было восстание, в котором приняли участие все родственники Юнуса, и все они погибли в этой борьбе.

Вот такая история произошла с лакской девушкой Зазой и поляком Южасом.

Сказание народов Дагестана о кавказской войне. ДНЦ РАН

 

Содержание

Вступление ....................................................................... 4

50 лет назад.............................................................................8

Сражался на Ахул ьго............ ..............................................10

Шамиль не подписался…….................................................12

"Казимировская балка»…….................................................15

Лекарь поневоле ...........................................................16

10 лет на чужбине ..........................................................17

Беловеская горка ..........................................................36

Из Варшавы в Теми р- Хан -Шуру и....................................55

Наталья Францевна .......................................................... 56

Ездили к родным ..........................................................60

Внук Ярослава Домбровского................................................61

Из одних страданий .............................................................68

Через мясорубку ..........................................................72

Почетный гражданин Гуниба.............................................. 78

Моя тема - космос ............................................................86

«Польша - Дагестан» ..............................................95

Несколько слов о близких и о себе Л.Н.Качалаева-Панича,

написанных по просьбе автора этой книг .........................95

Продолжение рассказа Л. Качалаев-Панича о

своей жизни ……………………………………………......100

Предисловие .........................................................102

На Кавказе ...................................................................... 104

Буйнакск. Смерть Эдуарда и матери ...............................108

Петя. Ксендз в Буйнакске ...........................................112

Тогда была малярия..............................................................114

Тридцатые годы ........................................................120

Тридцать седьмой ........................................................ 122

Сороковые - пятидесятые ..............................................125

Военные годы. Трудовой фронт .....................................125

С сороковых по шестидесятые .....................................128

О Елене Николаевне..............................................................133

С сороковых по восьмидесятые .....................................133

Последние годы и дни ................................................142

Эпилог или несколько слов в завершение...........................148

Бинкевичи ........................................................................149

Он был моим университетом................................................151

Что-то удерживало его..................................................156

Будем ждать................................................................. 158

Дочь полковника ..................................................159

Анна — Анисат ..........................................................161

Кавалер Золотой Звезды №2 ...............................................165

Теперь моя очередь ........................................................166

Романтика ..................................................................173

Антон с "Песчаного хутора" ...............................................182

Могикане, но не последние ................................................183

Заза и Южас ..................................................................185

 

ПОЛЯКИ В ДАГЕСТАНЕ

Булач ГАДЖИЕВ

Доверь свою работу ✍️ кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.