Мои Конспекты
Главная | Обратная связь

...

Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Глубинные аспекты женской психологии 4 страница





Помощь в ✍️ написании работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Психея шла вперед и вскоре увидела чудовищного трехголового пса Цербера – стража царства мертвых. Она бросила мерзкому чудовищу один из кусков ячменного пирога и проскочила мимо, пока три головы грызлись между собой из-за него.

Наконец, она вошла в чертоги Персефоны, вечной девственницы, мастерицы волшебных превращений. Следуя полученным от башни мудрым предостережениям, Психея должна была отказаться от щедрого гостеприимства, которое окажет ей Персефона. Ей следовало принять только самую простую еду и есть, сидя прямо на земле. Древние законы связывают вас с домом, где вам было оказано гостеприимство, поэтому, воспользовавшись благосклонностью Персефоны, Психея навсегда сохранит с ней связь.

Психея, с каждым шагом становившаяся все сильнее и мудрее (ее силы возрастали во время преодоления предыдущих испытаний), сделала все, что требовалось, и попросила у Персефоны сосуд с чудесной амброзией. Не говоря ни слова, Персефона дала ей волшебный флакон, и Психея отправилась в обратный путь. Но миф повествует, что Персефона дала девушке сосуд, в котором хранилась волшебная тайна. Здесь находится ключ к тупиковой ситуации, которая наступит в ближайшем будущем. У Психеи оставался второй кусок пирога, чтобы пройти мимо ужасного Цербера, и вторая монета, которую следовало отдать лодочнику за переправу.

Последний совет, который башня дала Психее, был очень важным, но она не последовала ему. Башня предостерегала ее ни в коем случае не открывать флакон и не интересоваться его содержимым. В конце путешествия, увидев проблески света, идущего от мира людей, Психея подумала про себя: "В этой склянке, которую я держу в руках, содержится то, что придает Афродите ее волшебное очарование. Неужели я буду полной дурой, упущу такой случай, не загляну в сосуд и не возьму себе капельку волшебной амброзии, чтобы стать неотразимой в глазах моего любимого Эроса?" Подумав так, она открыла флакон, но ничего в нем не нашла! Не случилось никакого чуда, а Психея легла на землю и уснула мертвым сном. Потерпев поражение, она лежала на земле, похожая на бесчувственный труп.

Залечивший свои раны Эрос услышал, что его возлюбленная Психея попала в беду. Он вырвался из-под надзора своей матери и, подлетев к любимой, смахнул с ее лица мертвый сон и собрал его обратно в сосуд. Затем он разбудил Психею, уколов одной из своих стрел, и рассказал девушке, как ее едва не погубило любопытство.

Эрос убедил Психею выполнить задание до конца; она взяла волшебный флакон и принесла его Афродите.

Тогда Эрос полетел прямо к Зевсу и признался ему в своей любви к Психее. Зевс пожурил Эроса за легкомысленное поведение, но оказал ему все необходимые почести как своему сыну и обещал помочь. Громовержец собрал на совет всех богов и велел Гермесу доставить Психею в свои чертоги. Он объявил всем жителям Олимпа, что Эрос уже давно находится во власти любовных чар и наступило время связать узами брака этого повесу и непоседу. Так как Эрос уже выбрал себе самую прекрасную на свете невесту, Зевс повелел устроить свадебный пир. Но брак между смертной женщиной и бессмертным богом был невозможен. Поэтому Зевс дал прекрасной Психее чашу с нектаром бессмертия и велел выпить из нее все до капли. Так Психея обрела бессмертие и получила от Эроса обещание, что тот никогда ее не покинет, оставаясь верным и преданным супругом.

Затем на Олимпе устроили свадьбу, которой не было равных. Главой на этой свадьбе был Зевс, организатором и распорядителем - Гермес, Ганимед угощал всех напитком богов - волшебным нектаром. Аполлон играл на арфе, и даже занимавшая одно из почетных мест Афродита была счастлива вместе со своим сыном и невесткой.

Прошло время, и Психея родила дочь по имени Наслаждение.

Последнее задание Психеи - самое важное и глубокое продвижение женщины на пути ее личностного роста. Редкие женщины достигают в своем развитии такого этапа, когда могут взяться за решение этой задачи. Преждевременно отправиться в такое путешествие было бы полным безрассудством. Сделать это - значит накликать беду на свою голову. Отказаться от выполнения задания при возможности его выполнить - тоже плохо. Раньше обычная женщина редко пыталась пройти этот путь. Как правило, люди выбирали мир духовный. Теперь все больше и больше женщин следуют такому пути эволюции. Он порождает высокую внутреннюю энергию, сознает это женщина или нет. Самое главное - уловить момент начала этого процесса. Если он начался, вы не сможете оставить его без внимания, как нельзя игнорировать беременность.

Что же мы узнали из этой истории?

Все три помощника, которые помогали Психее выполнять три первых задания, - муравей, тростник и орел - являются частью природы. Башня построена человеком и воплощает культурный аспект нашей цивилизации. Она помогает нам узнать многое из того, что делали в прошлом другие женщины, чтобы выполнить четвертое задание. Святая Тереза из Авилы говорит о башне как о Внутреннем Храме. Женщины, занимавшиеся теософией, описывали видения этой башни. Современные феминистки могут много сказать на этот счет.

Изобилие материала можно найти в биографиях женщин-святых в истории христианства. Юнгианская психология позволила создать несколько хроник жизненного пути женщин. Исключительно важно видеть различия в тех ее линиях, которые существовали на Западе и Востоке раньше, и тех, которые существуют сейчас. В конечном счете в большинстве случаев вы остаетесь в одиночестве, сохраняя внутреннюю башню-храм, чтобы время от времени к ней прислушиваться.

Психея должна была отправиться в подземное царство через пустынное место (очень много странствий начинается в самый неожиданный или самый неподходящий момент), вниз по бесконечной дороге в темный туннель подземного мира. По пути ей не следовало ни останавливаться, ни отвлекаться по сторонам, руководствуясь великодушием и женской добротой, чтобы не исчерпать свою энергию и не стать беспомощной и беззащитной. За переправу через Стикс Психея расплатилась монетой. Не накопив достаточно сил к началу своего путешествия, она не смогла бы пройти весь путь до конца. Чтобы совершить это путешествие, необходимы покой, одиночество и способность накапливать и сохранять силы. Ей было необходимо отвлечь внимание ужасного трехголового пса, охранявшего вход в царство Гадеса. Не следует терять из виду все волшебные атрибуты. Они постоянно требуются для расплаты, ибо содержат в себе какое-то ценное качество. Так, например, тесто для ячменного пирога замешивается на меду.

Следующий важный момент, который необходимо отметить, состоит в том, чтобы сохранить силы для путешествия, не растратив их, то есть принять приглашение Персефоны остаться у нее во дворце. Персефона - хозяйка подземного мира, самая таинственная из всех богинь, вечная девственница, мастерица волшебных превращений. Эту сторону женственности можно почитать и обожать, как мы почитаем и обожаем все чудесное, но при этом не следует добиваться полного отождествления с этой ее стороной. Среди всех женщин очень легко определить тех, которые остались в чертогах Персефоны, прекратив свое дальнейшее развитие.

На обратном пути Психея отвлекла внимание зловещего пса и проскочила мимо, расплатилась второй монетой с перевозчиком и вернулась в светлый мир людей.

Психея попросила волшебный сосуд, но, как ей показалось, не получила ничего. Это и называется волшебством, таинством, которое оказывается намного более ценным, чем любое качество, которое мы можем определить. Не стоит искать название для той глубокой внутренней трансформации, которая происходит с женщиной. Суть фемининности заключается именно в этом чудесном превращении, всегда таинственном для мужчин и вряд ли менее таинственном для женщин. Частично оно несет в себе оздоровление и даже исцеление.

Не вняв предостережению, Психея (еще одна felix culpa, лишение благодати, которое, как правило, необходимо для развития драматического сюжета) открыла флакон с волшебной амброзией. Она решила воспользоваться ею по своему усмотрению, но сделала это бессознательно. Этот момент оказывается самым опасным в странствии; многие женщины именно здесь терпят поражение. Идентифицироваться с таинством - значит, провалиться в бессознательное, а это конец всякого развития. Многие женщины, до сих пор прошедшие путь без больших потерь, здесь попадают в западню, идентифицируясь с таинственным очарованием Персефоны. И тогда их дальнейшее развитие прекращается, оставляя душу затвердевшей и утратившей присущую ей человечность.

Психея не прошла это испытание, но ее неудача заставила стать активным Эроса, то есть ее внутреннюю маскулинность, и он оказался рядом и спас ее от гибели. Укол любовной стрелы разбудил Психею, сняв оковы смертельного сна. От неполноты и невостребованности духовной жизни может спасти только любовь.

Эрос выполнил свою божественную функцию, а Психея, очутившись на небесах, обрела бессмертие. Связь с Эросом была для нее сложной и опасной, но в конце концов она дала Психее бессмертие. В конечном счете вы открываете в себе архетипическую природу, которая скрывалась за вашей индивидуальностью. Таким образом вы приходите к бессмертию, которое вам обещали в самом начале мифа, хотя это обещание было слишком смутным и непонятным. Именно тяжелый труд Психеи превратил к концу мифа изначальную наивную прелесть в совершенное божественное сознание.

 

Современная Психея

Проще всего считать, что мифологические сюжеты относятся к незапамятным временам и утратили свое влияние на события, происходящие в жизни здесь-и-теперь. Лишь сравнительно недавно в нашей истории получило широкое распространение мнение, что мифы и сказки предназначены для детей. До наступления эпохи Просвещения, когда эта установка утвердилась в человеческом сознании, изучение мифов и сказок считалось достойным и благородным занятием взрослых. Только после опубликования работ Юнга, Фрэзера, Кэмпбелла и других ученых миф наконец стал занимать положенное ему место в изучении внутреннего мира человека. Тем не менее у большинства людей по-прежнему преобладает отношение к мифу, сложившееся в XIX веке.

 

СОВРЕМЕННЫЙ СОН

Давайте посмотрим, что может сделать мифология в наше время, и убедимся, что Психея по-прежнему "работает" над своим развитием, выполняя задания Афродиты.

Ниже приведено описание сновидения современной Психеи - женщины, у которой эволюция сознания происходит в условиях и масштабах нашего времени. Сон говорит на языке современной американской культуры. Этой женщине около тридцати лет, она замужем, имеет детей, вполне удовлетворена профессией и работает с полной отдачей, занимаясь деятельностью, связанной с жизнью современного города, типичной для каждого члена современного индустриального общества. Подобно тому как Психея использует античную действительность в качестве декораций при постановке своей драмы, эта женщина использует современный миф как зерно в мельнице собственной эволюции. Миф не может быть ограничен временем, пространством или языком.

Вот этот сон:

Я в большом, красивом старом и почти пустом доме. Я навожу в нем порядок, несколько человек мне помогают. Место уборки находится на втором этаже. Я поднимаюсь по широкой лестнице, которая поворачивает направо и ведет прямо в "мою" комнату. Но едва я переступаю порог своей комнаты, как сразу оказываюсь в другом мире. Это происходит так, словно я переместилась в другое пространство и время. Я оказываюсь на великолепном склоне высокой горы. Все вокруг меня белого цвета. Через несколько минут я понимаю, что мне совсем не холодно и все белое вокруг - это не снег, а свет, который излучает какое-то странное волшебное вещество. Ко мне подходит мужчина и здоровается со мной. Его зовут X., он говорит с сильным славянским акцентом. Он приблизительно такого же роста и возраста, как я, и носит небольшую бородку. Он очень красив, вежлив и соблазнителен и предлагает мне вместе пройтись, осмотреть это прекрасное место. Я очень хочу с ним пойти, но боюсь, что, согласившись, навсегда исчезну из этого мира. Тогда я потеряю реальный мир и реальный дом, существующие в моем представлении. Я чувствую, что надо вернуться. Обратившись ко мне, X. поворачивает меня кругом и показывает дорогу, ведущую назад, к порогу. Я снова оказываюсь в доме.

Внизу раздаются какие-то звуки - по всей вероятности, там что-то двигают. Я бросаюсь вниз и сталкиваюсь с В. (еще одним человеком, который занимается уборкой). Он не произносит ни слова, а только хитро усмехается, и эта усмешка производит на меня очень неприятное впечатление. Попытавшись разобраться, что случилось, я вдруг ловлю па себе взгляд женщины с белыми волосами до плеч. Она проходит мимо меня и исчезает. Я слышу, как кто-то называет ее Милли и говорит, что она отправилась в другой мир. Я бегу за ней, пытаясь расспросить ее о том, что она узнала, но мне лишь удается увидеть, как она поворачивает за угол. Я следую за ней по лестнице вверх, а затем вниз, вдоль длинного вестибюля в комнату. Когда я достигаю той комнаты, она уже исчезла в пространстве другого мира.

Я отправляюсь в обратный путь и спускаюсь по лестнице, но, как только прохожу свою комнату, снова оказываюсь в белом мире. Там находится X. вместе со своим другом и говорит, что они меня ждут. Он очень ласково и долго меня целует и показывает экипаж, который ждет, чтобы меня подвезти. Я сильно смущена. С одной стороны, я хочу с ним пойти, с другой - возникает ощущение, что, сделав это, я никогда не вернусь назад. Я отворачиваюсь от него, чтобы принять решение, и в следующий момент оказываюсь в комнате своего дома.

Я снова спускаюсь. Там все в смятении. Неизвестные мне люди вносят в дом какие-то вещи, мебель, еду, что-то еще. В гостиной собирается большая толпа. Я вхожу в небольшую приемную и вижу там своего учителя - буддистку. Она спокойно сидит на маленьком стуле в углу комнаты, одетая в свое коричневое платье. Мне кажется, что в доме существует множество дверей, подобных той, которую я обнаружила. Я опасаюсь, что раз весь дом занят людьми и их вещами, то все двери и входы будут закрыты. Мне необходимо решить, что делать, прежде, чем толпа заслонит от меня дверь. Я пытаюсь объяснить эту дилемму учителю, но она почти ничего не отвечает. Я начинаю ходить по комнате, глядя на вещи, которые в ней находятся. Мое внимание привлекает голубая подушечка для булавок, лежащая на маленьком столике. Все происходит так, словно я пытаюсь запомнить все подробности этого мира, чтобы захватить их в тот, другой мир. В какой-то момент я выскакиваю из комнаты и бегу вверх по лестнице, надеясь снова встретить X. Я перепрыгиваю через порог и чувствую свое движение в белый мир, а секундой позже - просыпаюсь.

После этого я опять уснула и увидела тот же сон во всех подробностях еще дважды в течение одной ночи. Всякий раз наблюдалась одна и та же последовательность событий, с той лишь разницей, что каждый следующий раз толпа в доме становилась все более многолюдной, количество вещей все увеличивалось, а Х. и другой мир пленяли меня все сильнее.

К содержанию длинного сна можно относиться так же, как мы относимся к мифологическому содержанию, ибо сновидение не менее заряжено энергетически и оказывает на человека не меньшее воздействие, чем великие мифы, которые мы, как правило, воспринимаем обезличенно. Мой индийский друг, когда я открыл ему энергию его сновидений, воскликнул: "Я ведь всю жизнь сидел здесь на месте Бога и даже не подозревал об этом!" Это истинная правда: Бог и его мифологический язык оказываются нам намного ближе, чем полагают люди, которые опираются только на современное мышление.

Приведенное выше сновидение для этой современной женщины является мифом. Очень интересно видеть и некоторые соответствия с известным нам паттерном отношений Эроса и Психеи, и существование определенных различий. В нас содержится (или мы содержимся в ней?) точно такая же психологическая структура, которой обладал человек, живший две с половиной тысячи лет назад, но вместе с тем неоспоримо и то, что в течение этого времени шел огромный эволюционный процесс. Наш современный миф содержит вызывающую чувство благоговения вневременную тождественность психической структуры человека и одновременно концентрируется на уникальности современности. С этой точки зрения можно исследовать каждый фрагмент сновидения.

Проблема Эроса и Психеи, выраженная в одном слове,- это проблема уровней. Всевозможные странствия, задания и приключения Психеи станут гораздо более понятны с точки зрения уровней. Психея находилась между землей и небом, смертью и бессмертием, человеческим и божественным. Окончательная победа Психеи представляет собой синтез всех этих противоположностей. Вся ее борьба состоит в примирении множества воздействующих на нее полярных уровней.

Такая же необходимость в определении уровней возникает в этом современном сне. Вспомните, сколько раз видевшая сон женщина поднималась и спускалась по лестнице! По сути, весь сон вращается вокруг взаимодействия обычного и белого одухотворенного мира. Человеческие персонажи и ситуации взаимодействуют с божественными персонажами и духовной средой. Обе Психеи: и жившая две с половиной тысячи лет назад, и современная - борются за то, чтобы стать посредницами между множеством этих уровней. Уверенный взгляд и выражение лица любой современной матери, ждущей своих детей, чтобы накормить их обедом, - это проявление современной Психеи, находящейся в равновесии между двумя мирами: ее любовью и патриархальной лавиной рутинных дел, которые составляют канву современной жизни. Задачи Психеи изменились лишь в деталях.

В один прекрасный день женщина может проснуться и встретиться с божественным великолепием и неземной красотой, но при этом она не знает, что ей делать: благодарить богов за богоявление или умолять их вернуться в свою обитель и предоставить ее самой себе и своим повседневным человеческим заботам. Эрос может унести вас в свой искрящийся мир, и придется только удивляться, сколько препятствий вам удалось обойти и преодолеть, не останавливаясь перед ними. Именно такое противоречие заложено в основе любого мифа. Избежать любого из этих уровней - значит избежать глубинного эволюционного процесса и соответствующей глубинной внутренней работы.

Современная Психея начала свой путь сразу с выполнения задач. Это может означать, что большая часть древнего мифа стала для нее пройденным этапом. Она уже прошла этап подростковой исключительности и изоляции, этап брака, который можно было сравнить с обоюдоострым мечом, она уже зажигала светильник, потеряла невинность - все эти этапы она уже прошла. Сон начался с того, что она выполняла задание - занималась уборкой в своем двухуровневом доме, где внезапно подверглась воздействию иного, воображаемого мира. Оказывается, есть огромная потребность в существовании внутреннего мира, чтобы соединить небесный и земной миры. Если бы только тот верхний мир мог подождать, пока вырастут дети или немного устроится жизнь! Но небеса не подают никаких признаков, что согласны ждать. Она бросается из реального мира и практической жизни в белый мир воображения и фантазии и приходит в ужас от того, что, позволив себе остаться в нем и узнать его лучше, не найдет дорогу обратно, в реальный мир. В этом состоит серьезная опасность, ибо здесь легко попасть в ловушку, где выбор между сохранением здравого смысла и его потерей может быть сделан в пользу потери. Юнг однажды сказал, что средневековый человек жил по принципу или-или, но современный человек должен жить по принципу или-и-или. Самая современная женщина сегодня не сможет пойти в монастырь или подняться высоко в Гималаи только для того, чтобы обрести просветление, но, с другой стороны, она не может запереть себя в узких рамках семьи, профессии и сугубо практической жизни. Первоочередная и главная цель современной личности заключается в том, чтобы, соединив в себе обе стороны, создать рамки своей повседневной жизни. Наша сновидица сделала это смело и увидела во сне шедевр в символическом выражении этого принципа или-и-или.

Сон остался незаконченным, но так и должно быть, ибо женщина еще не достигла среднего возраста. Вторая половина жизни уходит на то, чтобы привести к синтетическому единству и жизнеспособному союзу существующее в психике множество земных и небесных элементов. Древний миф обещает нам, что, если это случится, родится дочь по имени Наслаждение. Когда человек вырастает и обретает силу и мудрость, все враждующие элементы его психики, доставлявшие ему столько тревоги и страданий, начинают друг друга дополнять и, дополняя друг друга, создают великое произведение искусства, имя которому - жизнь.

 

Рекомендуемая литература

BolenJ. S. Goddess in Everywoman. San Fransisco: Harper & Row, 1985.

De Castillego I. C. Knowing Woman. New York: Harper & Row, 1974.

Grant T. Being a Woman. New York: Random House, 1988.

Grinnell R. Alchemy in a Modern Woman. New York: Spring Publications, 1973.

Harding M. E. The Way of All Women. New York: Harper & Row, 1975.

LayardJ. The Virgin Archetype. New York: Spring Publications, 1972.

Leonard L. S. On the Way to the Wedding. Boston: Sham-bhala, 1986.

Lewis С S. Till We Have Faces. New York: Harcourt Brace, 1957.

Newmann E. Amor and the Psyche. Princeton: Princeton University Press, 1971.

Von Franz M.-L. Problems of the Feminine in Fairytales. New York: Spring Publications, 1972. Weaver R. The Old Wise Woman. New York: G. P. Putnam's Sons, 1973.

Woodman M. The Pregnant Virgin. Toronto: Inner City Books, 1985.

 

 

 

Доверь свою работу ✍️ кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.