Мои Конспекты
Главная | Обратная связь

...

Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Дифференциальная диагностика



Помощь в ✍️ написании работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Интеграция темы

Истоки:

1. Нормальная физиология./ Под ред. Г.И. Косицкого.- М., Медицина, 1985. Раздел «Физиология дыхания».

2. Патофизиология легких/ Под ред. Майкла А. Гриппи. – М.: Бином. – 1997.

3. Внутренние болезни./ Под ред. В. И. Маколкина, С.И. Овчаренко, М., Медицина, 1987. Разделы: «Болезни органов дыхания», «Кровь».

Выход: деятельность участкового терапевта, врача общей практики, семейного врача, врача терапевтического отделения стационара.

Место проведения: учебная комната, терапевтическое и пульмонологическое отделение стационара.

Оснащение занятия: истории болезней больных, таблицы, набор результатов дополнительных методов исследования, задания для контроля исходного и конечного уровня.

Общее время: 360 минут.

План проведения занятия

  Название этапа Описание этапа Цель этапа Время, мин
 
Организационные вопросы Проверка присутствующих, распределение студентов по палатам. Подготовить студентов к работе.
Вводное слово преподавателя. Определить тему и цель занятия. Обосновать важность умения провести дифференциальную диагностику для оказания этиотропной и патогенетической терапии. Мобилизовать внимание студентов на тему данного занятия. Сформировать мотив активизировать познавательную деятельность.
3. Контроль исходного уровня знаний. Проверка по тетрадям заданных на самоподготовку вопросов. Устный опрос студентов. Используются контрольные клинические задачи. Проверить готовность студентов к занятию.
4. Самостоятельная работа студентов в палате. Студенты ведут работу в закреплённых за ними палатах и целенаправленно осматривают заранее подобранных больных с синдромом инфильтрата в лёгких, выявляют основное заболевание, намечают план обследования, лечения, заполняют документацию. Данные записать в рабочую тетрадь. Выработать умение анализировать полученную информацию
5. Моделирование на базе больного. Студенты делятся на 3 группы. Каждой группе представляется на курацию больной с синдромом инфильтрата в лёгких. Студенты получают задание выбрать клинико-лабораторный синдром, составить логическую схему дифференциальной диагностики. Обосновать клинический диагноз, неотложные мероприятия, плановые назначения, профилактику. Каждая группа докладывает свои результаты о курации больного, обосновывает свой диагноз и отвечает на вопросы других студентов, защищает своё мнение. Тренировка клинического мышления. Выработка умения аргументировать своё мнение.
6. Контроль конечного уровня знаний. Решение контрольных клинических задач. Коррекция и оценка деятельности студентов. Создать мотивацию на последующую самостоятельную работу.

 

Тесты для контроля исходного уровня знаний

1. Какие рентгенологические признаки отличают туберкулёзный инфильтрат от острой пневмонии?

А. Локализация в нижних долях лёгких.

Б. Неправильная форма.

В. Размытые контуры.

Г. Небольшая интенсивность тени.

Д. Наличие очагов вокруг инфильтрата.

Е. Ничего не отличает.

Эталон: Е.

 

2. При каких заболеваниях наблюдается кровохарканье?

А. ТЭЛА.

Б. Пневмония

В. Рак лёгкого

Г. Туберкулёз

Д. Эозинофильная пневмония

Эталон: А, Б, В, Г.

 

3. При каких заболеваниях развиваются инфильтративные изменения в лёгких?

А. Системная красная волчанка

Б. Системная склеродермия

В. Эозинофильный васкулит

Г. Гранулематоз Вегенера

Д. Фиброзирующий альвеолит.

Эталон: А, В, Г.

 

4. Какие варианты поражения лёгких встречаются наиболее часто при системной красной волчанке.

А. Сухой плеврит

Б. Экссудативный плеврит

В. Фиброзирующий альвеолит

Г. Пневмонит

Д. Лёгочная гипертензия.

Эталон: А, Б, Г.

 

5. Какие факторы могут быть причинами гиперэозинофилии крови и эозинофильных инфильтратов в лёгких?

А. Лечение антибиотиками

Б. Паразиты

В. Экзема

Г. Бронхолёгочный аспергиллёз

Д. Классический вариант узелкового периартериита.

Эталон: А, Б, Г.

6. Какие две группы антибиотиков являются препаратами первого ряда при терапии нетяжелой внебольничной пневмонии?

А.Природные пенициллины

Б. Амоксициллины

В. Ингибиторозащищенные пенициллины

Г.Цефалоспорины II поколения

Д.Цефалоспорины III поколения

Е. Макролиды

Ж. Тетрациклины

З. Фторхинолоны

И. Аминогликозиды

Эталон: Б, Е.

 

7.Какие антибиотики предпочтительны при терапии внебольничных пневмоний у лиц старше 60 лет?

А.Природные пенициллины

Б. Амоксициллины

В. Ингибиторозащищенные пенициллины

Г.Цефалоспорины II поколения

Д.Цефалоспорины III поколения

Е. Макролиды

Ж. Тетрациклины

З. Фторхинолоны

И. Аминогликозиды

Эталон: Б, Д

 

Клиническая задача для определения конечного

уровня знаний студентов

Вы – участковый терапевт. Больной С., 45 лет обратился в поликлинику с жалобами на слабость, недомогание, повышение температуры тела до 37,40С в течение месяца, сухой мучительный кашель, иногда с прожилками крови, боли в правом подреберье, в правом плече, плечевом суставе, руке опущение правого верхнего века.

При объективном обследовании: состояние удовлетворительное. Пониженного питания. Кожа бледная с землистым оттенком. Над лёгкими везикулярное дыхание, одиночные мелкопузырчатые и сухие хрипы справа сзади в области верхушки.

Тоны сердца приглушены. Пульс ритмичный, 80 ударов в минуту. АД=110/60 мм.рт.ст. Живот мягкий, умеренно болезненный в правом подреберье. Печень увеличена, на 3 см выступает из-под края рёберной дуги по правой среднеключичной линии, поверхность плотная, бугристая. Периферических отёков нет.

Вопросы:

1. Поставьте предварительный диагноз, обоснуйте его.

2. Какие данные необходимы для постановки клинического диагноза?

3. Объясните увеличение печени у больного.

4. С чем связаны болевые ощущения в области правого плеча, птоз верхнего века?

Эталон ответа:

1. Периферический рак верхушки правого лёгкого (рак Пенкоста).

2. а) уточнить вредные привычки (курение, злоупотребление алкоголем), характер работы (вредности), наличие хронических специфических и неспецифических заболеваний лёгких, наследственность по этим заболеваниям

б) общий анализ крови;

в) биохимический анализ крови: билирубин, АЛАТ, АСАТ;

г) рентгенография лёгких

д) сканирование печени.

Если студент назовёт 2б), дать №5, если 2г), дать №6.

3. У больного имеется метастазирование в печень.

4. Болевые ощущения в правой руке связаны с расположением опухоли в верхушке правого лёгкого (опухоль Пенкоста). Птоз века связан с раздражением симпатического нерва (симптом Горнера).

5. Выберите наиболее характерный анализ крови, подтверждающий ваш диагноз.

а) Ле – 11х109г/л, Эр – 4,3х1012г/л, СОЭ – 30 мм/час, П – 7, С – 48, Л – 30, Э – 5, Б – 2, М – 8.

б) Ле – 8х109г/л, Эр – 2,8х1012г/л, НВ – 96г/л, ЦП – 0,87, СОЭ – 60 мм/час, П – 2, С – 65, Л – 30, Э – 1, Б – 0, М – 2.

в) Ле – 7,6х109г/л, Эр – 4,0х1012г/л, НВ – 120г/л, ЦП – 0,87, СОЭ – 15 мм/час, П – 2, С – 67, Л – 25, Э – 2, Б – 2, М – 2.

6. Какая рентгенологическая картина наиболее характерна для вашего диагноза?

а) неоднородная тень с неровными контурами, соединённая с корнем лёгкого дорожкой;

б) округлая интенсивная тень с чёткими контурами, с «дорожкой» к корню лёгкого чаще в С2, С6 сегментах;

в) очаговая, неоднородная инфильтрация лёгочной ткани с эмфизематозными участками. Корни лёгких расширены, инфильтрированы.

г) гомогенная тень треугольной формы, вершиной обращённая к корню лёгкого.

 

Составитель: докт. мед. наук доцент В. И. Купаев.

 


Методическая разработка для студентов

Тема: «Дифференциальная диагностика при лёгочном инфильтрате».

Цель: после изучения темы студент должен

Знать:

-новые лабораторные, инструментальные, рентгенологические методы обследования больных с заболеваниями лёгких;

-клинику заболеваний, протекающих с наличием лёгочного инфильтрата;

-клинические протоколы ведения и лечения больных с инфильтративными заболеваниями лёгких;

- принципы неотложной помощи, лечения при пневмониях, инфаркте, туберкулезе, раке лёгкого, эозинофильном инфильтрате;

Уметь:

-составить логическую схему дифференциальной диагностики по ведущему синдрому;

-провести дифференциальную диагностику по составленной программе;

-обосновать развёрнутый клинический диагноз с оценкой осложнений;

-составить план обследования и лист назначений больному.

Выход: деятельность участкового терапевта, врача общей практики, семейного врача, врача терапевтического отделения стационара.

Место проведения: учебная комната, терапевтическое и пульмонологическое отделение стационара.

Оснащение занятия: истории болезней больных, таблицы, набор результатов дополнительных методов исследования, задания для контроля исходного и конечного уровня.

Общее время: 360 минут.

Теоретическая справка

ВНЕБОЛЬНИЧНАЯ ПНЕВМОНИЯ - острое заболевание, возникшее во внебольничных условиях, сопровождающееся симптомами инфекции нижних отделов дыхательных путей (лихорадка, кашель, выделение мокроты, возможно гнойной, боль в грудной клетке, одышка) и рентгенологическими признаками «свежих» очагово-инфильтративных изменений в легких при отсутствии очевидной диагностической альтернативы.

Критерии постановки диагноза

Установление диагноза пневмонии является непростой задачей, в силу того, что не существует каких либо специфических клинических признаков, на которые можно было бы с уверенностью полагаться. Тем ни менее, отсутствие каких либо стетоакустических изменений в легких делают диагноз мало вероятным.

Основными диагностическим критерием является рентгенологически подтверждённая инфильтрация лёгочной ткани (Рис.) и, по крайней мере, два признака из числа следующих:

- остролихорадочного начала заболевания (более 38оС);

- кашля с мокротой;

- выслушивания локальной крепитации, укорочения перкуторного звука;

лейкоцитоза более 10х109/л и/или палочкоядерного сдвига более 10%.

Отсутствие подтверждения рентгенологического синдрома инфильтрата в легких делает диагноз внебольничной пневмонии неточным или неопределенным.

Дифференциальная диагностика

Ведущим синдромом для дифференциальной диагностики является синдром ограниченного затемнения или инфильтрата.

Особого внимания заслуживает дифференциальная диагностика с туберкулезом, злокачественным новообразованием, тромбоэмболией легочной артерии, эозинофильной пневмонией, синдроме пневмонита при системных васкулитах. Реже приходится проводить дифференциальную диагностику с токсическими реакциями на прием лекарственных препаратов, лучевым и бензиновыми пневмонитами, воспалительными процессами в легких, вызванных облигатными патогенами и вирусами (корь, краснуха, чума, ку-лихорадка и др.)

 

План самостоятельной работы студентов

№№ п/п Наименование этапа Описание этапа Цель этапа Время в мин.
Курация больного Провести обследование больного   Оценка выявленных симптомов и постановка предварительного диагноза Подтвердить умение обследовать больного для постановки предварительного диагноза Выработка умения анализировать полученные данные    
Разбор лабораторных и инструментальных исследований, проведенных больному, оценка их Получение дополнительной информации Выработка умения анализировать и синтезировать полученные данные
Постановка клинического диагноза Проведение дифференциальной диагностики по ведущему клиническому синдрому легочного инфильтрата Выработка клинического мышления
Составление листа назначений Выработка тактики лечения больного с установленным клиническим диагнозом Выработка умения обосновывать назначения

 

Задание на дом

Карта ориентировочной основы действий

№№ п/п Вопросы для самоподготовки Истоки Цель Самоконтроль
1. Классификации патологических процессов в лёгких, сопровождающихся инфильтратом Руководство по пульмонологии под ред. Н.В. Путова и соавт. М., 1984 г. Повторить для правильной формулировки диагноза. Написать
2. Клиника основных форм заболеваний, сопровождающихся легочным инфильтратом. Болезни органов дыхания / под ред. Н.Р. Палеева - М.: Медицина, 2000 г. Амбулаторная пульмонология. Купаев В.И., Мищенко О.В., - С.: СоМИАЦ.- 2008   Знать для постановки диагноза. Написать.
3. Составить схему дифференциально-диагностического поиска по ведущему синдрому легочного инфильтрата Дифференциальная рентгеносдиагностика заболеваний органов дыхания и средостения. Л.С.Розенштраух. Винер М.Г. В 2 томах. – М.: Медицина, 1991. Выработка клинического мышления, иметь представление о принципах дифференциальной диагностики. Написать
4. Принципы лечения заболеваний, сопровождающихся легочным инфильтратом. Болезни органов дыхания / под ред. Н.Р. Палеева - М.: Медицина, 2000 г. Иметь представление для определения тактики лечения. Записать общие принципы лечения и группы препаратов.
           

 

Составитель: докт. мед. наук профессор В. И. Купаев.

Доверь свою работу ✍️ кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.