Рассмотрены вопросы, связанные с проведением Фондом социального страхования в государственном (муниципальном) учреждении контрольных мероприятий в отношении расходов на выплату страхового обеспечения
В этой статье рассмотрим порядок проведения Фондом социального страхования контрольных мероприятий в отношении расходов на выплату страхового обеспечения.
ЧТО БУДЕТ ПРОВЕРЯТЬ ФСС С 1 ЯНВАРЯ 2017 ГОДА?
Как следует из п. 7 ст. 4.7 Федерального закона № 255‑ФЗ[1] и Информации ФСС РФ «Взаимодействие страхователя с ФСС РФ и ФНС России по правоотношениям, возникшим до 31 декабря и с 1 января 2017 года», с 1 января 2017 года ФСС и его территориальные органы проводят:
1) камеральные проверки расходов на выплату страхового обеспечения:
· по заявлению страхователя на возмещение средств на выплату страхового обеспечения (п. 4 ст. 4.6 Федерального закона № 255‑ФЗ);
· на основании сведений из расчета по страховым взносам, полученным из ФНС;
2) внеплановые выездные проверки страхователей в части правильности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения в случае поступления жалоб от застрахованных лиц (п. 3 ст. 4.7 Федерального закона № 255‑ФЗ);
3) совместно с ФНС плановые выездные проверки страхователей в части правильности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения;
4) проверки правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года (ст. 20 Федерального закона № 250‑ФЗ[2]).
Кроме того, с 1 января 2017 года ФСС является администратором доходов и расходов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и осуществляет функции администрирования в соответствии с Федеральным законом № 125‑ФЗ[3].
Таким образом, контроль за правильностью и своевременностью уплаты страховых взносов на травматизм, а также администрирование расходов на выплату страхового обеспечения по данному виду страхования будут осуществляться ФСС.
Ниже рассмотрим вопросы, связанные с проведением контрольных мероприятий, а также взаимодействием учреждения с проверяющими лицами ФСС.
КАКОВ ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ПРОВЕРОК ФСС?
В соответствии с п. 1 ст. 4.7 Федерального закона № 255‑ФЗ камеральные и выездные проверки правильности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения будут проводиться в порядке, аналогичном порядку, установленному Федеральным законом № 125‑ФЗ.
Как следует из п. 2 ст. 26.15 Федерального закона № 125‑ФЗ, камеральная проверка (в отличие от выездной) проводится должностными лицами без какого‑либо специального решения руководителя территориального органа ФСС (в то время как для выездной проверки данный документ необходим). В решении о проведении выездной проверки указываются (п. 4 ст. 26.16 Федерального закона № 125‑ФЗ):
· полное и сокращенное наименование страхователя;
· предмет проверки;
· периоды, за которые проводится проверка;
· должности, фамилии и инициалы работников территориального органа ФСС, которым поручается проведение проверки.
Выездная проверка проводится на территории (в помещении) учреждения-страхователя. В случае если у него отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной проверки, выездная проверка может проводиться по месту нахождения территориального органа ФСС (ст. 26.16 Федерального закона № 125‑ФЗ).
В соответствии с п. 2 ст. 4.7 Федерального закона № 255‑ФЗ плановые выездные проверки страхователя проводятся не чаще одного раза в три года. При этом из текста вышеприведенного документа не вытекает, что страхователь заранее уведомляется о проведении проверки. Следовательно, если в учреждении давно не проводилась проверка расходов на выплату страхового обеспечения, бухгалтерской службе следует быть готовой к контрольному мероприятию со стороны территориальных органов ФСС.
Дополнительно к вышесказанному отметим, что проверка правильности начисления и уплаты страховых взносов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, будет проводиться в соответствии с действовавшим до обозначенной даты Федеральным законом № 212‑ФЗ[4].
Напомним, что исходя из ч. 9 ст. 35 данного закона в рамках выездной проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих календарному году, в котором вынесено решение о проведении выездной проверки. Таким образом, проверки, по которым вынесено решение об их проведении в 2017 году, будут охватывать период с 2014 по 2016 годы.