Мои Конспекты
Главная | Обратная связь

...

Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Сегментирование рынка и его тенденции





Помощь в ✍️ написании работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Основными потребителями продукции одесского хлебозавода № 2 являются жители Ильичевского района г. Одессы, часть жителей районов, прилегающих к Ильичевскому району города (Центрального, Жовтневого, Ленинского, Приморского (район Привоза)), часть жителей г. Ильичевск, поселков Прилиманское, Новая Долина Одесской области.

Для изучения предпочтений и вкусов потребителей был проведен опрос. Было опрошено 250 респондентов - жителей города Одессы. Опрос проводился по специально созданному временному графику, чтобы охватить все слои потребителей хлеба. Целью опроса являлось определение возможности сегментирования рынка хлеба и оценка позиционирования различных видов этого продукта на рынке. Также достаточно важным фактором являлась оценка потенциального спроса на хлеб традиционных наименований и новые виды хлеба повышенной биологической ценности, перспектива развития спроса в будущем.

Результаты исследования показали, что хлеб и хлебопродукты пользуются постоянным спросом у населения с различным уровнем дохода. Хлеб употребляют и приобретают все члены семьи, большинству опрошенных трудно выделить кого-то из членов семьи, в чьи обязанности входила бы покупка хлеба. Чаще всего хлеб покупает тот, кому это проще и удобнее всего сделать (например, вместе с другими покупками, по дороге домой и т.д.). Преобладающее большинство респондентов при выборе хлеба обращают внимание на качество товара или "скорее на качество", чем на цену (90 % опрошенных). Лишь 10 % опрошенных обращают внимание скорее на цену, чем на качество и ни одного - только на цену. 95% опрошенных предпочитают свежий хлеб и покупают хлеб каждый день, только 4 % приобретают его через день и лишь 1% - еще реже (в эти 5 % входят, в основном, молодые люди, не имеющие семьи, молодые пары без детей и очень пожилые люди).

85 % опрошенных предпочитают заводской хлеб, но жалуются на то, что не всегда могут его приобрести, так как он раскупается в первую очередь и, возвращаясь домой с работы, его невозможно купить. Некоторые жители говорят о том, что в их микрорайонах вообще отсутствуют торговые точки, реализующие хлеб заводского производства. Поэтому 50% опрошенных вынуждены по необходимости чаще покупать хлеб мини-пекарного производства. По мнению большинства респондентов вкус хлеба, изготовленного кустарным способом уступает вкусу заводского хлеба. Он крошится, слишком воздушный, "не сытный", стоит дороже, а на следующий день после покупки его вообще невозможно есть, так как "на вкус он больше напоминает вату". Зная предпочтения покупателей мини-производители стали подгонять внешний вид хлеба собственного производства под хлеб хлебозаводов, но при этом не изменился его вкус. Благодаря применению рыхлителей и других технологических и химических уловок мини-пекарный хлеб выглядит по объему таким же, как заводской, но на самом деле весит гораздо меньше, а значит и обходится покупателю гораздо дороже, хотя по цене за единицу изделия (одну булку) заводской и мини-пекарный могут совпадать. Кроме того, некоторые из опрошенных указывали на то, что работники торговли, заинтересованные в том, чтобы сбыть не ходовой товар сами выдают мини-пекарный хлеб за заводской или делают вид, что не знают хлеб какого производства предлагают покупателям. Все это говорит о том, что спрос на хлеб заводского изготовления превышает его предложение.

На вопрос: "хлеб из какой муки Вы чаще употребляете?",- большинство опрошенных (80%) ответило, что употребляют оба сорта хлеба (как из пшеничной так и из ржаной муки) примерно в равном количестве. 20 % - употребляют больше ржаного хлеба или хлеб специального назначения (диетический, белковый и т.д.), потому что следят за своим весом, соблюдают диету, стараются вести здоровый образ жизни, серьезно интересуются вопросами питания. По форме хлеба потребители отдают предпочтение не формовому хлебу, а хлебу в виде батона. Согласно опросу, наибольшим спросом пользуются такие наименования хлеба: батон обеденный, батон нарезной (пшеничная мука); батон ржаной, ржаной "кирпичик" в полимерной упаковке (типа "ароматный", "бородинский", "с тмином"). Выяснилось, что потребители редко обращают внимание на то, хлеб, какой именно пекарни или хлебозавода они приобретают. Это им известно наверняка лишь в том случае, если они делают покупки в фирменном магазине. Хотя многие указывали на то, что им нравится (по вкусу, качеству) хлеб четвертого хлебозавода и если бы у них было время искать на прилавках именно этот хлеб, они бы покупали его. Хлеб хлебозавода № 2 удовлетворяет запросы потребителя относительно соотношения "цена - качество", часть респондентов (40%) выразили пожелания относительно расширения ассортимента выпускаемых изделий.

На вопрос о качестве хлеба,- потребители характеризуют качественный хлеб как: свежий, вкусный, "сытный", с хорошо пропеченной "румяной" корочкой и эластичным мякишем, правильной формы, ароматный, аппетитный, полезный. Некоторые респонденты выразили пожелание, чтобы производители информировали потребителя о пищевом составе, калорийности, пищевой ценности хлеба.

Все 100% опрошенных выразили желание попробовать новые наименования хлебных изделий. Все опрошенные не отказались бы попробовать хлеб повышенной биологической ценности (с высоким содержанием белка, витаминов и микроэлементов). 70% опрошенных ответили, что употребляли бы такой хлеб регулярно, если бы он им понравился и был доступен по цене. Все респонденты хотели бы узнать о подобных продуктах подробнее.

Анкетирование подтвердило, что хлеб является продуктом, который употребляют повсеместно и ежедневно вне зависимости от возраста, пола, семейного или социального положения, уровня дохода, поэтому сегментирование рынка "по потребителю" не представляется возможным. Однако достаточно условно можно осуществить сегментирование "по потребности" или "по товару", выделив группы людей, объединенных стремлением попробовать новый качественный товар; озабоченных своим здоровьем или просто предпочитающих вести здоровый образ жизни и употреблять "здоровую пищу".

 

Конкуренция

 

Отрасль хлебопродуктов Украины не имеет аналогов в мировой практике. В государственную акционерную компанию "Хлеб Украины" входит около 400 хлебозаводов, выпускающих до 60% хлеба и хлебобулочных изделий от общего объема производства этой продукции в стране. К хлебу отношение в нашей стране всегда было особым. Так, если в Европе среднесуточное потребление хлеба на душу населения составляет 120 гр., то у нас 310 гр. В настоящее время задача снабжения населения хлебом стала особенно актуальной, так как кризис вытеснил со столов многих людей другие продукты, ставшие дорогими и недоступными. Учитывая сложное экономическое положение в Украине, можно сказать: сегодня обеспечение хлебом - это и социальная защита населения.

Хлеб был и остается социально значимым продуктом, его употребляют все категории населения, на него всегда есть спрос. Рынок хлеба и хлебопродуктов является устойчивым и привлекательным как для производителей и реализаторов, так и для инвесторов.

В Одессе и одесской области основными хлебопроизводителями являются два действующих акционерных общества (рис. 3.):

- "Одесский каравай", который включает в себя Одесский хлебозавод № 4, Одесский хлебозавод № 1, Одесский хлебозавод № 5, Березовский хлебозавод, Котовский хлебозавод и Балтский хлебозавод.

- "Південна паляниця", которая включает в себя Одесский хлебозавод №2, Одесский хлебозавод №3, Белгород-Днеровский хлебозавод, Ренийский хлебозавод, Измаильский хлебозавод, Килийский хлебозавод, Болградский хлебозавод, Татарбунарский хлебозавод, Тарутинский хлебозавод, Приморский хлебозавод.

Рынок сбыта хлебной продукции Одессы делят между собой 5 крупных хлебозаводов и множество кустарных хлебопекарен, отследить объемы производства и реализации которых досконально не представляется возможным (официальных статистических данных по мини-пекарням нет). Тем не менее исследование рынка хлебопродуктов г. Одессы, выполненное в рамках данного проекта дает достаточно четкую картину состояния рынка хлебобулочных изделий в 2003 году (табл. 2.3.1. и рис. 4). В 2003 году хлебозаводами и мини-пекарнями города Одессы было произведено 169800 т хлебобулочных изделий (в 2002 году - 170382 т). Из них на долю хлебозаводов пришлось в 2003 году - 66231 т, в 2002 году - 72756 т. В 2003 году одесскими хлебозаводами было произведено 62828 тонн хлеба (19737 т из ржаной муки; 570 т из муки пшеничной II сорта; 3013 т из муки пшеничной I сорта; 39508 т из муки пшеничной в/сорта). Мини-пекарни хлеб из пшеничной муки I и II сортов не производят, а объемы производства ими хлеба из ржаной муки и пшеничной муки в/с в 2003 году равны 39295 и 1706 т соответственно. Примерно такое же соотношение наблюдалось и в предложении хлеба в 2001 году. Структура рынка сбыта хлеба, сдобных, булочных, бараночных изделий в 2003 году в процентном отношении по хлебозаводам и мини-пекарням в процентном отношении такова: хлеб из ржаной муки занимает лидирующее место 34,77%; хлеб из муки пшеничной II сорта 0,34%; хлеб из муки пшеничной I сорта 1,77%; хлеб из муки пшеничной в/сорта - 24,27%; оставшиеся 38,85% приходятся на булочные, сдобные и бараночные изделия. Структура рынка сбыта хлеба, сдобных, булочных, бараночных изделий в 2003 году в процентном отношении только по хлебозаводам: хлеб из ржаной муки 29,8%; хлеб из муки пшеничной II сорта 0,86%; хлеб из муки пшеничной I сорта 4,55%; хлеб из муки пшеничной в/сорта - 59,65%; булочные, сдобные бараночные изделия 5,14%. Из обзора видно, что "львиную" долю рынка ржаного хлеба, сдобы, булочек и бараночных изделий занимают мини-пекарни, хлебозаводы держат лидерство по производству хлеба из пшеничной муки. Объемы сбыта хлебозаводов в 2001 и 2002 годах составили:

- хлебозавод № 1 ð 5535 и 4880 тонн соответственно;

- хлебозавод № 2 ð 12589 и 12970 тонн соответственно;

- хлебозавод № 3 ð 1825 и 3988 тонн соответственно;

- хлебозавод № 4 ð 38640,2 и 40427 тонн соответственно;

хлебозавод № 5 ð 4239 и 4402 тонн соответственно.

Рис. 4. Рынок сбыта хлеба в г. Одессе в 2003 г.

Итак, лидирующие позиции по хлебозаводам занимает хлебозавод № 4, хлебозавод № 2 находится на втором месте по объемам выпуска и предложения хлеба. В 2003 году хлебозавод № 3 остановил свою работу и часть рынка, приходящуюся на его долю распределили между собой, в основном, хлебозавод № 1 и хлебозавод № 2, а также местные мини-пекарни. Доля рынка хлебозавода № 2 в 2003 году составляет: по хлебу 12,12 %; в целом по хлебобулочным изделиям 7,48 %. В том числе по хлебу из ржаной муки 7,27 %; по хлебу из муки I сорта 22,27 %; по хлебу из муки высшего сорта 18,51 %; по сдобным изделиям 0,44%.

Положение хлебозавода № 2 на рынке устойчиво, хлебозавод занимает позицию "окопавшегося в рыночной нише", продукция хлебозавода пользуется стабильным спросом потребителей. Основным конкурентом хлебозавода № 2 является хлебозавод № 4, который отличает от всех хлебопекарных предприятий города масштаб производственных мощностей (самое крупное предприятие города: ПМ = 58800 т/год), относительная "новизна" основного оборудования и прогрессивная технология производства (хлеб выпекается в электрических туннельных печах, на остальных хлебозаводах города действуют тупиковые печи), автоматизация процессов оперативного диспетчерского управления и управления технологическим процессом. Однако уровень конкурентоспособности продукции хлебозавода №2 по сравнению с другими предприятиями города достаточно высок, это обусловлено такими факторами, как:

доступная цена (по большинству видов продукции ниже, чем у конкурентов);

высокое качество изделий;

эстетический внешний вид продукции;

близость хлебозавода от потребителей, что позволяет реализовать свежевыпеченную продукцию в минимальные сроки после ее изготовления.

 

Раздел 3. Общая стратегия фирмы и комплекс маркетинга относительно целевого рынка

Доверь свою работу ✍️ кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.