Кицур Шулхан Арух (букв. «Краткий “накрытый стол”») -сокращенная и отредактированная версия капитального труда "Шулхан Арух" (букв. "накрытый стол") . Последний был составлен в XVI в. раввином Иосифом Каро, затем дополнен и отредактирован другими раввинистическими авторитетами, и с XVII в., в своем окончательном виде, стал руководством для тогдашних евреев в их повседневной жизни. Необходимость создания такого труда была обусловлена практическими соображениями:
1. Древний талмудический материал, в котором затрагивались разнообразные аспекты еврейской жизни, и на который надлежало опираться в повседневной жизни еврейской общине, был слишком велик и не структурирован, поэтому извлечь оттуда конкретные рекомендации было очень непросто.
2. В основу Талмуда заложен диалогический Принцип, в результате чего почти по каждому вопросу было представлено несколько точек зрения еврейских мудрецов. Для практических нужд требовалось выявление превалирующей точки зрения.
3. За многие века, прошедшие с момента окончательного составления Талмуда (V в.) повседневная жизнь евреев значительно изменилась, и древние законодательные нормы требовалось привести в соответствие новым требованиям.
Шулхан Арух состоит из четырех разделов, разбитых на главы:
1. Правила повседневной жизни, соблюдения субботы и праздников.
2. Профессии, диетарные предписания, ритуальная чистота, траур и т.д.
3. Брак, развод и сопутствующие темы.
4. Гражданское и уголовное право.
В XIX в. раввин Шломо Ганцфрид переработал "Шулхан Арух" с целью еще больше адаптировать к современной жизни сложное талмудическое законодательство. В 1864 г. он издал книгу "Кицур Шулхан Арух", которая включала в себя все законы, относящиеся к повседневной жизни евреев диаспоры (за пределами Израиля). Вместе с тем он опустил общеизвестные детали и сведения, а также опустил элементы законодательства, не представлявшие интереса для обычных верующих и относящиеся к компетенции образованного раввината. С другой стороны, им были добавлены правила, актуальные для жизни восточно-европейского еврейства XIX в.
Книга написана простым и понятным языком. Правила повседневной жизни перемежаются с этическими установлениями.
Книга еще при жизни автора выдержала 14 изданий и до сегодняшнего дня служит основным руководством в повседневной жизни евреев разных стран. Как во всяком .литературно-историческом памятнике, ряд правил, содержащихся в книге "Кицур Шулхан Арух", не актуальны для современной жизни, порой несут отпечаток самосознания средневекового еврейства, бывшего угнетаемым меньшинством, и не предназначены к практическому использованию. Это обстоятельство стало причиной появления многочисленных антисемитских высказываний и изданий, обвиняющих книгу в ее якобы шовинистическом характере. Обычно при этом цитаты из книги выдираются из контекста, ложно интерпретируются, а то и вообще придумываются.
Недавнее антисемитское обращение депутатов Госдумы в Генеральную прокуратуру и последовавшее "письмо пяти тысяч" опирается именно на эти обвинения, преимущественно авторов конца XIX - начала XX в.
В предпринятом несколько лет назад русском Переводе книге немногочисленные установления, способные вызвать непонимание граждан многонациональной Российской Федерации, опущены, о чем сообщается автором предисловия раввином 3. Коганом.