Мои Конспекты
Главная | Обратная связь

...

Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ



Помощь в ✍️ написании работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

2.4. Словообразовательная система русского языка дает богатейшие возможности для создания интересных и выразительных образов. Для того, чтобы выявить словообразовательные особенности текста необходимо провести анализ различных языковых явлений, связанных с этим языковым уровнем.

2.4.1. Отметить и прокомментировать употребление окказиональных слов. «Понимание процесса создания слова помогает нам установить многочисленные ассоциации, которые имел в виду автор, представить себе всю заключенную в слове семантическую и стилистическую информацию»[1].

Для того, чтобы проанализировать употребление окказионального слова в тексте следует:

– Заметить слово, которое специально создано автором именно для этого текста, отметить значимость этого слова (из огромного запаса слов языка автор не смог выбрать ни одного, значит смысл, заключенный в этом слове, важен для автора и для читателя – тоже).

– Попытаться разобраться в структуре слова (сделать его морфемный разбор).

– Определить модель, по которой образовано слово (найти слова, похожие на это), определить способ образования. Если слово образовано с нарушением законов русского словообразования, отметить это нарушение и показать, чего добивается автор таким нарушением.

– Установить слово (слова), наиболее близкое анализируемому по характеру передаваемого значения, выяснить его (их) значение.

– По аналогии определить максимально точно значение анализируемого слова в тексте.

– Определить, какую роль играет слово в тексте.

Проанализируем рассказ-миниатюру Н. Сладкова.

Начало хвоепада! Листья каждую осень опадают, а хвоя? Или ей сносу нет, зимой и летом одним цветом?

Но вот замечаешь, что в марте весь снег под елками хвоей усыпан. Елки начали осыпаться, начался хвоепад!

Сразу же бросается в глаза слово хвоепад (такого слова нет в русском языке). Но в данном тексте оно занимает важное место по смыслу (хвоепад - это тема текста) и по положению в нем (текст начинается и заканчивается почти тождественными по значению словосочетаниями начало хвоепада, начался хвоепад). Что же такое хвоепад, и почему автор создает такое слово? В слове отчетливо выделяются корни -хвой- и -пад-. В русском языке есть слова снегопад, камнепад, листопад. Они называют процесс падения того, что названо первой основой (снегопад – когда падает снег). Способ образования морфологический, сложение основ с соединительной гласной. Наиболее близкое по значению слово листопад – ‘опадание листьев осенью’. Что же такое хвоепад? Опадание хвои весной. Почему в языке нет этого слова? Потому что только внимательный и наблюдательный человек способен заметить этот хвоепад. Таким человеком и является Н. Сладков. И читателю он как будто говорит: «Есть такое явление, приглядитесь, о нем-то и есть этот коротенький рассказ».

2.4.2. Отметить и показать образные возможности слов с ярко выраженной внутренней формой[2](например, клейкие листочки, белоснежная скатерть, кроваво-красные маки). Многие слова русского языка могут быть очень образными, точными, яркими благодаря прозрачной словообразовательной структуре. Такие слова целесообразно рассмотреть с точки зрения словообразования, особенно если первоначальная образность стерлась из-за частого употребления слова. Для таких слов необходимо провести морфемный и словообразовательный разбор. Показать как словообразовательные средства, помогают автору создать емкий и выразительный образ. В стихотворении А.С. Пушкина «Воспоминание» находим следующие строки: В бездействии ночном живей горят во мне // Змеи сердечной угрызенья… Здесь интересным представляется слово угрызенье. В современном языке внутренняя форма слова (его связь с глаголом грызть) затемнена, почти утрачена: ‘беспокойное мучительное состояние из-за чувства своей вины’. В стихотворении слово угрызенье синтаксически связано со словом змея. Словарь языка Пушкина определяет это слово как ‘укус’[3]. Т.о. угрызенья сердечной змеи – укусы сердечной змеи. Значение слова для современного читателя конкретизируется, а значит, проясняются и первоначальные словообразовательные отношения в слове, где корень -грыз-, помогает передать высшую степень страдания лирического героя. В этом случае исследователь как бы «оживляет» образ, первоначально заложенный в словообразовательной структуре слова.

2.4.3. Отметить слова, в которых автор сам «оживляет» внутреннюю форму. Например, дремучие леса у К. Паустовского потому, что они дремлют. (Мы заводили разговор о старом народном выражении «дремучие леса». Мы восхищались точностью русского языка. Действительно, лесные дебри как бы цепенели в дремоте. Дремали не только леса, но и целые озера, и ленивые лесные реки с красноватой водой. По берегам этих рек росли цветы — кукушкины слезы. В народе их звали «дремой». Это растение было под стать дремучим лесам. Венчики кукушкиных слез сонно висели, согнувшись до самой земли.) Прием оживления внутренней формы является очень ярким средством создания образности текста. В таком случае нужно просто показать, какой образ создается автором. Не просто непроходимые, густые, темные леса, но и такие, которые затаились в своем древнем сне, которые трудно вывести из состояния этого сна и т.п.

2.4.4. Отметить слова, в которых автор «создает» внутреннюю форму. Иногда слово ставится в такое окружение (рядом стоят слова, совпадающие в элементах своего звучания), что у него, действительно, как бы «образуется» внутренняя форма. Это позволяет автору создать яркий образ. Для того, чтобы провести анализ подобных явлений, необходимо провести ряд операций.

– Найти в тексте слова, в которых встречаются повторяющиеся комплексы звуков.

– Проверить, однокоренные ли эти слова.

– Если какое-то слово не является однокоренным, посмотреть, как его «соседи», влияют на его структуру и значение. Отметить, что это авторское «создание» внутренней формы.

– Выявить, какой образ создается автором при помощи этого приема?

Так, например, в стихотворении М. Цветаевой «Минута» находим:

Минута: минущая: минешь!

Так мимо же, и страсть и друг!

Да будет выброшено ныне ж -

Что завтра б - вырвано из рук!

В этом стихотворении М.Цветаева ставит слово минута (от латинского minutus «маленький»), в один ряд со словами минущий, минуть ‘пройти мимо кого, чего-нибудь’. В таком окружении созвучные слова начинают восприниматься как однокоренные. И у слова минута появляется, точнее «проявляется» новое значение ‘отрезок времени, который безвозвратно проходит мимо лирического героя’. Таким образом Цветаева с необыкновенной остротой показывает преходящесть всякого земного явления.

2.4.5. Отметить и охарактеризовать использование однокоренных слов. «Однокоренные слова употребляются автором с определенным стилистическим заданием. Они выражают и тонкие смысловые соотношения, в которые их поставил автор, а также различные возникающие на этой основе яркие эмоциональные и экспрессивные оттенки, которые вплетаются в общую смысловую и эмоционально-выразительную ткань предложения, обогащая его. В предложении они часто намеренно ставятся близко друг от друга»[4]. Например, С. Есенин намеренно включил в свое стихотворение «Не вернусь я в отчий дом» словосочетание странствующий странник, усиливая идею бесконечности и бесприютности пути лирического героя:

Не вернусь я в отчий дом,

Вечно странствующий странник.

Об ушедшем над прудом

Пусть тоскует конопляник.

2.4.6. Отметить и объяснить использование слов с одинаковыми приставками и суффиксами.

Настанет день – печальный, говорят! –

Отцарствуют, отплачут, отгорят

Остужены чужими пятаками

Мои глаза, подвижные, как пламя. (М. Цветаева)

Глаголы с приставкой от- “подчеркнуто выражают значение абсолютного конца, полного прекращения действия или деятельности, отличающихся значительной мерой предшествующей длительности и интенсивности”[5]. При помощи неоднократного повторения одноприставочных глаголов автору удается передать состояние боли и горечи; возникает мотив неотвратимости смерти.

(Андреев В.К., Кононов Г.В. Филологический анализ художественного текста: учебно-методическое пособие – Псков, 2004.)

 

ЗАДАНИЯ:

1. Прочитайте стихотворение Ф.И. Тютчева «Нам не дано предугадать…».

а). Определите его метр, размер, особенности рифмовки.

б). Какова внутренняя форма слова сочувствие? Попытайтесь сформулировать значение слова сочувствие, основываясь на его внутренней форме. Сравните это значение со значением по толковому словарю (выпишите это значение). Какое из значений больше соответствует смыслу стихотворения? Дайте интерпретацию данного стихотворения.

* * *

Нам не дано предугадать,

Как слово наше отзовется, -

И нам сочувствие дается,

как нам дается благодать… (Ф.И. Тютчев)

 

2. Прочитайте стихотворение С. Есенина «Там, где капустные грядки…»

а). Определите его метр, размер, особенности рифмовки.

б). Проведите анализ окказионализма клененочек (см. план анализа в лекции).

* * *

Там, где капустные грядки

Красной водой поливает восход,

Клененочек маленький матке

Зеленое вымя сосет. (С. Есенин)

 

3. Прочитайте стихотворение В. Маяковского «Портсигар в траву…».

Выявите и проанализируйте образосоздающие словообразовательные средства в данном отрывке.

 

* * *

Портсигар в траву ушел на треть.И как крышкаблеститнаклонились смотретьмуравьишки всяческие и травишка.Обалдело дивилисьвыкрутас монограмме,дивились сиявшему серебромполированным,не стоившие со своими морями и горамиперед делом человечьимничего ровно.Было в диковинку,слепило зрение им,ничего не видевшим этого рода.А портсигар блестелв окружающее с презрением:— Эх, ты, мол,природа!

(В. Маяковский)

 

4. Прочитайте стихотворение К.Бальмонта «Черкешенке»

а). Определите его метр, размер, особенности рифмовки.

б). Проанализируйте возможности системы словообразования в данном отрывке.

 

Черкешенке

Я тебя сравнить хотел бы с нежной ивою плакучей,

Что склоняет ветки к влаге, словно слыша звон созвучий.

Я тебя сравнить хотел бы с юным тополем, который,

Весь смолистый, в легкой зыби к небесам уводит взоры.

Я тебя сравнить хотел бы, видя эту поступь, дева,

С тонкой лилией, что стебель клонит вправо, клонит влево.

Я тебя сравнить хотел бы с той индусской баядерой,

Что сейчас-сейчас запляшет, чувства меря звездной мерой.

Я тебя сравнить хотел бы... Но игра сравнений тленна.

Ибо слишком очевидно: ты средь женщин несравненна.

 

 

Для работы в аудитории (тесты иметь с собой)

 

Поэт Семен Кирсанов (1906 - 1972) часто пользуется возможностями словообразовательных средств для создания художественных образов. Проанализируйте фрагменты его стихотворений.

 

 

1. ….Мне кричат:- Поосторожней! Захолонешь!

Застегнись! Не простудись! Свежо к утру! —

Но не зябкий инкубаторный холеныш

я, живущий у эпохи на ветру. ..

 

.

2. ….Я снег твой люблю

и в лед твой влюблюсь,

двугорый верблюд,

двугорбый Эльбрус.

 

Вот мордой в обрыв

нагорья лежат,

в сиянье горбы

твоих Эльбружат….

 

 

3. …Твою походку вделал бы в прибой

и в крылья птиц твои б ладони вправил,

и в небо я б лицо твое оправил,

когда бы правил звездною судьбой….

 

Работа в саду

Речь — зимостойкая семья.

Я, в сущности, мичуринец.

Над стебельками слов — моя

упорная прищуренность.

Другим — подарки сентября,

грибарий леса осени;

а мне — гербарий словаря,

лес говора разрозненный.

То стужа ветку серебрит,

то душит слякоть дряблая.

Дичок привит, и вот — гибрид!

Моягода, мояблоня!

Сто га словами поросло,

и после года первого —

уже несет плодыни слов

счасливовое дерево.

 

ЛИТЕРАТУРА ОСНОВНАЯ

Андреев В.К., Кононов Г.В. Филологический анализ художественного текста: учебно-методическое пособие. – Псков, 2004. С. 26 – 30.

Сырица Г.С. Филологический анализ художественного текста: учеб. пособие. – М., 2005. С. 138-148

Голуб И.Б. Стилистика русского языка. – М., 2007. С. 193 – 209.

 

ЛТЕРАТУРА ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

Казарин Ю.В. С Филологический анализ поэтического текста: Учебник для вузов. – М., Екатеринбург, 2004. С. 331 – 348

 

 


[1] Пищальникова В.А. Проблемы лингвоэстетического анализа художественного текста. – Барнаул, 1984. – С. 38.

 

[2] Внутренняя форма слова - форма слова, отражающая его мотивированность другими языковыми элементами и поэтому объясняющая его смысловую структуру. внутренняя форма слова "семьдесят" ясна, т. к. опирается на слова "семь" и "десять", внутренняя форма слова "брак" (супружество) в современном русском языке забыта, т. к. не соотносится уже со словом "брать" (Большой Энциклопедический словарь, 2000 [Электронный ресурс] http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc3p/90174)

 

[3] Словарь языка Пушкина. – М., 1961. – Т. 4. – С. 645.

[4] Аникин А.И. Употребление однокоренных слов в предложении. – М., 1965. – С. 7.

 

[5] Бондарко А.В., Буланин Л.Л. Русский глагол. – Л., 1967. – С. 18.

 

Доверь свою работу ✍️ кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.