Мои Конспекты
Главная | Обратная связь

...

Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Проблема кульминации





Помощь в ✍️ написании работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Кульминацией в искусстве принято именовать наивысшую точку напряжения эмоциональных и интеллектуальных усилий, которую автор стремится донести до читателя. В других родах литературы кульминационный момент представляет собой достаточно изученное явление. Что касается критики, то тут нет полной ясности. В отсутствии сюжета – внешнего хода событий – нелегко установить где, и по каким причинам авторский голос достигает наибольшей мощи и выразительности. Поэтому разумно предположить, что кульминацией критического выступления следует считать самую концептуально значимую часть (в плане теоретических рассуждений) и решающие оценочные выводы (в отношении достоинств и недостатков рассматриваемых произведений). В этом случае она будет по месту совпадать с концовкой.

Таким образом, кульминация может возникать в произвольном месте текста, но если говорить в массе, то теоретический пик обычно или чаще всего достигается ближе к центральной части, так как ему предшествует соответствующая система доказательств и довода и последуют результаты практического применения концептуальных усилий. В частности, статья В.Г. Белинского «О русской повести и повестях г. Гоголя» (1835) содержит не только тщательный анализ ранней прозы писателя, но и существенный прорыв в понимании проблемы соотношения реалистической и нереалистической литературы. Критик выдвигает концепцию о сосуществовании двух категорий словесности: поэзия идеальная и поэзия реальная. Такая посылка делается близко к началу статьи, но затем это теоретическое изыскание подкрепляется ссылками на сочинения Сервантеса, Шекспира, Гёте, Шиллера, Марлинского, Пушкина, Погодина, Полевого, Павлова и др. Но высшей точки Белинский достигает там, где, вооружившись указанной методологией, он определяет основные черты таланта Гоголя: «…простота вымысла, совершенная истина жизни, народность, оригинальность… комическое одушевление, всегда побеждаемое чувством грусти и уныния…»[134]. Как видим, в данном случае роль кульминационной нагрузки принимают на себя, по крайней мере, два различных фрагмента, особенно важных для понимания критической позиции.

Общая оценка произведения, как правило, относится к финальной части критического выступления и зачастую совпадает с концовкой, как это произошло, к примеру, в ранее упоминавшейся рецензии А.С. Хомякова на «Горькую судьбину» Писемского. Автор делает диломатичный вывод о том, что создание драматурга содержит в себе необходимые художественные элементы, но вместе с тем представляет собой «крайне нехудожественное целое». Этот пассаж и является главной задачей его компетентного отзыва, тем, ради чего было затеяно критическое разбирательство.

Своеобразной разновидностью кульминации можно считать выражение критической позиции в форме афоризма или максимы. В данном случае авторская мысль, спрессованная до лаконичной, исчерпывающей формулировки, впитывает в себя все возможные компоненты структуры произведения и воплощает в себе концентрированную мысль автора, доведённую до конечной точки лаконизма. Таковы, например, некоторые высказывания Гёте: «Классическое – это здоровое, романтическое – больное»[135]; Лихтенберга:«Книгу требуется ещё проконопатить, чтобы заделать дыры… ту книгу нужно сначала подвергнуть обмолоту»[136]; Пушкина: «Истинный вкус состоит не в безотчетном отвержении такого-то слова, такого-то оборота, но в чувстве соразмерности и сообразности»[137]; Розанова: «…»[138]; Валери: «Во Франции поэтов никогда не принимали всерьёз. Поэтому во Франции нет национального поэта. Вольтер едва им не стал. Но поэт - самое уязвимое создание на свете. В самом деле, он ходит на руках»[139]. Авторы тут не испытывают необходимости подготавливать свою точку зрения и развивать её: всё, что нужно было сказать, изложено ими в самой кратчайшей форме.

 

Доверь свою работу ✍️ кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.