Мои Конспекты
Главная | Обратная связь

...

Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Устная и письменная форма выражения критической мысли





Помощь в ✍️ написании работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Всё сказанное выше главным образом относится к письменным формам литературно-критического труда. Слово, зафиксированное на бумаге или на электронном носителе, легче подвергнуть предварительному воздействию: прокомментировать, подредактировать, сократить, дополнить, доработать в плане стилистики и композиции.

Гораздо труднее оказать воздействие на критику, как-либо регламентировать её, когда она обращается к устным форма самовыражения. Как гласит народная пословица, слово – не воробей, вылетит – не поймаешь. Это в арсенале критика своего рода – обоюдоострое оружие, ибо, с одной стороны, даёт ему возможность выражать свои мысли и чувства напрямую, без обиняков и каких-либо согласований, проявить дар экспромта и мгновенной реакции на происходящее; но, с другой стороны, это средство воздействия на аудиторию требует от оратора особой ответственности, выдержанности, культуры ведения беседы и деликатности.

Накануне устного выступления критик может и должен тщательно и детально продумать свою речь (вспомним мучительные размышления героя новеллы «Мёртвые» из книги Джеймса Джойса «Дублинцы», который тщательно продумывает своё слово, обращённое к достаточно узкому кругу людей, хорошо знающих его), выстроить логические апперцепциональные цепочки, мысленно (и не только) подобрать нужные обороты и образы.

Но возможны ситуации, когда приходится произносить своё сообщение без особого, заранее заготовленного плана. Дело в том, что течение любого публичного мероприятия отчасти непредсказуемо. Устроители могут предполагать некоторый сюжет (ход обсуждения) и стремиться к его реализации. Но никогда нельзя быть абсолютно уверенным в том, в каком ключе пойдёт разговор, каким будет избран общий тон и настрой, в какой тональности прозвучат отдельные высказывания и реплики. Критик, участвующий в живой дискуссии всегда должен быть готовым к тому, чтобы перестроиться по ходу дела, внести необходимые коррективы в подготовленный доклад, ответить при необходимости на внезапно прозвучавшие инвективы и выпады, учесть предложения и реакции – поддержать или же, наоборот, отвергнуть их.

Опыт ведения такого рода форумов показывает, что в любой тщательно отрежиссированной программе может сложиться нештатная, взрывоопасная ситуация. Владение навыками психологического воздействия на слушателей, умение остудить слишком разгоревшиеся эмоции или, напротив, подвигнуть публику к более активному участию в полемике – важные компоненты мастерства многогранной критической деятельности. Опытный критик, так сказать, нутром должен почувствовать, когда и как нужно встряхнуть чересчур убаюканную монотонностью разговора публику, а в каких случаях – пригасить возгорающийся фитиль идеологического, художественного или личностного конфликта. Особенно, если ему довелось быть не рядовым участником, а ведущим публичного мероприятия. Жестом, шуткой, переводом беседы в другую тональность можно добиться необходимого результата, а высшей целью тут всегда должен быть исчерпывающий, содержательный разговор на избранную тему, когда все желающие могут обозначить свои позиции, оставшись при этом в пределах корректности и обойдясь без взаимных оскорблений и обид. Надо постоянно помнить о том, что спокойный, взвешенный тон ведущего располагает к взаимно уважительному обмену мнениями, тогда как к нарушителю порядка, смутьяну и крикуну следует применить более строгие меры воздействия.

Казалось бы, всё это имеет отношение к психологии человеческого общения, но практика проведения литературных дебатов показывает, что лучше всего с этой задачей справляются именно литературные критики, люди, по роду своих профессиональных обязанностей не понаслышке знающие меру соотношения эмоционального и категориального мышления.

 

Семинар, конференция, симпозиум, конгресс;

Доверь свою работу ✍️ кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.