Мои Конспекты
Главная | Обратная связь

...

Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

В воспитательной работе следует выделить три группы функций.





Помощь в ✍️ написании работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В воспитательном процессе проявляется единство внешних воздействий и влияние на объекты их внутреннего отражения,

ЧСараковский В. А., Новикова Л. И., Селиванова Н. Л. Воспитание? Воспита­ние... Воспитание! — М.: Новая школа, 1996. — С. 12.


преломления (причем это отражение носит опережающий ха­рактер), возникновение обратного действия, а также самосто­ятельного влияния объекта на себя, которое проявляется в са­мовоспитании. Это взаимодействие осуществляется не стихий­но, а определенным образом управляется и самоуправляется. В воспитательном процессе объективное социальное переходит в субъективное, индивидуально психическое состояние чело­века. В этом определении подчеркивается именно «внутрен­няя» сторона процесса.

В состав динамической системы «воспитательный процесс» входят субъекты и объекты воспитания в широком смысле, разнообразные связи, проявляющиеся между ними, а также условия, в которых протекает процесс их взаимодействия.

Воспитательная работа

Педагоги школы или внешкольного образовательного уч­реждения, социальные педагоги осуществляют целенаправлен­ную профессиональную деятельность, способствующую реше­нию воспитательных задач. Эта деятельность не ограничива­ется воздействием на ученика. Она предполагает как учет осо­бенностей окружающей ребенка среды, так и активное воздей­ствие на эту среду. Когда мы говорим о воздействии педагога на ученика в рамках реализации своих профессиональных функций, то эту педагогическую деятельность называем вос­питательной работой.

Воспитательная работа включает в себя реализацию комп­лекса организационных и педагогических задач, решаемых педагогом с целью обеспечения оптимального развития лично­сти ученика, выбор форм и методов воспитания учащихся в со­ответствии с поставленными задачами и сам процесс их реали­зации. Эта работа предполагает организацию совместной дея­тельности педагогов и учащихся и предусматривает также ре­гулирование отношений социальных институтов, оказываю­щих существенное влияние на ребенка.

«Любая воспитательная работа, — утверждает Н.М. Талан-чук, — должна начинаться с того, что педагог усваивает, осо­знает воспитательные функции, т.е. обязанности, виды дея­тельности, выполняемые в процессе формирования личности и ученического коллектива »*.

В воспитательной работе следует выделить три группы функций.

хТаланчук Н. М. Воспитательная деятельность мастера производственного обу­чения СПТУ: Вопросы теории. — М.: Педагогика, 1987. — С. 39.

Рэсиубл*кзясиа*!!4вук©1».| 17

#УЛ№

оедагагКная ЫЬ.Ляпкш I МЛ РэсдубдМ Беларусь |


Первая группа связана с непосредственным воздействием педагогана ученика:

• изучение индивидуальных особенностей его развития, его окружения, его интересов;

• программирование воспитательных воздействий;

• реализация комплекса методов и форм индивидуальной работы с учеником;

• анализ эффективности воспитательных воздействий.
Вторая группа функций связана с созданием воспитываю­
щей среды:

• сплочение коллектива;

• формирование благоприятной эмоциональной атмосфе­ры;

• включение учащихся в разнообразные виды социальной деятельности;

• развитие детского самоуправления.

Третья группа функций направлена на коррекцию влияния различныхсубъектов социальных отношений ребенка:

• социальная помощь семье;

• взаимодействие с педагогическим коллективом;

• коррекция воздействия средств массовой коммуникации;

• нейтрализация негативных воздействий социума;

• взаимодействие с другими образовательными учреждени­ями.

В воспитательной работе основное место занимает деятель­ность педагога, который реализует весь комплекс организатор­ских функций: целеполагание, планирование, координация, анализ эффективности и т.п.

Воспитательная работа является важнейшим компонентом воспитательного процесса, его основной составляющей. От того, как эту работу проводят педагоги, насколько она адекватна актуальной педагогической ситуации, зависит успех педагоги­ческой деятельности школы.

Структура воспитательного процесса

Основными компонентами воспитательного процесса явля­ются: целевой, содержательный, операционно-деятельност-ный, аналитико-результативный.

Целевой компонентпредполагает определение педагогами и учащимися целей воспитания. Определение этих целей воз­можно, с одной стороны, на основе более полного учета интере­сов ребенка, с другой — с учетом тенденций общественного раз-


вития и требований, которые предъявляет общество к образо­вательным учреждениям.

Содержательный компонент включает в себя основные на­правления воспитания учащихся, реализуемые целостно.

Содержание воспитания отражает цель и задачи воспитания и обеспечивает готовность человека к реализации комплекса социальных ролей в различных сферах социальных отношений. Оно ориентировано на развитие личности, предполагает фор­мирование тех качеств в человеке, которые составляют основу его взаимоотношений с людьми, обществом, государством и миром в целом.

Операционно-деятельностный компонент определяет ком­плекс педагогических средств, реализуемых педагогом, и по сути представляет определенную работу по решению воспита­тельных задач на основе поставленных целей.

Процесс, как известно, характеризуется движением, измене­нием и т. д. Воспитательный процесс в этой связи рассматрива­ют как развивающееся взаимодействие субъектов и объектов воспитания. Отсюда процессуальными компонентами являют­ся не сами педагоги и воспитуемые, не условия воспитания (это компоненты системы, в которой протекает процесс), а цель, за­дачи, содержание, методы, средства и формы взаимодействия педагогов и воспитуемых, а также достигаемые результаты. Это универсальные характеристики любой деятельности, которые полностью присущи и воспитательному процессу.

Аналитико-результативный компонент предполагает отсле­живание эффективности воспитательного процесса, которая характеризуется изменениями в уровне воспитанности уча­щихся. Воспитанность учащегося — это степень (мера) соответ­ствия его развития требованиям, предъявляемым обществом. О воспитанности можно судить как по внешним признакам (по­ведение ребенка), так и по косвенным признакам (самооценка, тестирование и т.п.).

Аналитико-результативный компонент предполагает опре­деление особо важных причин недостатков и успехов в работе педагогов, что позволяет затем более удачно проектировать новые этапы совершенствования воспитательного процесса. Так, знание причин недостаточной эффективности в воспита­тельной работе классного коллектива позволяет правильно на­метить учебу актива, улучшить работу классного руководите­ля с учителями-предметниками, с родителями. Выделение ос­новных причин помогает выбрать главное звено в деятель­ности.


 




Для разработки стратегических линий управления воспита­тельным процессом многое дает анализ генетических связей, т.е. выявление исторических тенденций в совершенствовании воспитания, которые позволяют, с одной стороны, предупре­дить повторение ошибок и недостатков, а с другой — использо­вать ценные традиции и удачные способы решения определен­ных учебно-воспитательных задач в новых условиях.

Вопросы для самопроверки

1. Почему мы считаем воспитательный процесс динамической си­стемой?

2. Каковы задачи воспитательной работы, организуемой педаго­гами?

3. Перечислите компоненты воспитательного процесса.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

Цель изадачи воспитания

Спор о цели воспитания продолжается с древних времен. К.Д.Ушинский писал: «Если вам говорят, что целью воспита­ния будет сделать человека счастливым, то вы вправе спросить, что такое разумеет воспитатель под именем счастья; потому что, как известно, нет предмета в мире, на который люди смотрели бы так различно, как на счастье: что одному кажется счастьем, то другому может казаться не только безразличным обстоятель­ством, но даже просто несчастьем»1. При этом чаще всего воз­никает вопрос, всегда ли полезно ребенку быть постоянно сча­стливым, не приведет ли это к горькому разочарованию, бес­помощности, когда молодой человек столкнется с несправед­ливостью, трагедиями, необходимостью выбора способа реше­ния возникающих социальных проблем. Речь идет не только об его актуальных интересах: педагоги должны заботиться как о настоящем, так и о будущем молодого человека, подготавли­вая его к сложным перипетиям жизненного пути.

Долгое время цели рассматривались с позиции идеала чело­века, гармонично развитого, сочетающего в себе духовное бо­гатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Не­сомненно, эту позицию надо рассматривать в качестве идеаль-

1У шине кий К. Д. Человек как предмет воспитания. Педагогическая антрополо­гия // Избр. пед. соч.: В 2 т. / Под ред. А.И. Пискунова, Г.С. Костюна, Д.О. Лорд-кинанидзе, М.Ф. Шабаевой. — М.: Педагогика, 1974. — Т. 1. — С. 12—13.


ной цели воспитания. Однако выделение такой цели в качестве единственной приводит к тому, что практический результат воспитательной работы существенно отличается от поставлен­ных целей. Стремление к идеальной цели не исключает и даже предполагает постановку, определение вполне понятных педа­гогу целей, достижение которых можно увидеть в результате его деятельности, каковым является изменение в воспитанно­сти учащихся.

Говоря о конкретных целях, необходимо выделить основа­ния для их определения.

Первое основание связано с развитием каждого индивида, раскрытием того потенциала, которым одарила человека при­рода, — формирование его индивидуальности. Как считал Э. Фромм, при развитии индивидуальности активность и энер­гия развивается в каждой из сущностных сфер человека. В то же время эти сферы все больше интегрируются; развивается оп­ределенная структура, руководимая волей и разумом индиви­да. Развитие личности в какой-то мере определяется и индиви­дуальными условиями, но в основном социальными1.

Второе основание связано с отношениями человека и обще­ства. Долгое время разработка и обоснование педагогических целей производились по ценностному, телеологическому при­знаку: высшей считалась цель, более всего соответствующая по­требностям общества и государства. При этом подходе интере­сы ребенка как бы уходили на второй план, однако гуманисти­ческая педагогика считает их основными. Нам сегодня ближе определение, данное в учебнике К.Смирнова (1913 г.): * Воспи­тать питомца — значит помочь ему достичь собственными си­лами возможного для него совершенства, т.е. стать нравствен­но развитой и практически деятельной личностью»2.

Таким образом, все педагогические цели можно условно раз­бить на две взаимообусловленные группы: идеальные и акту­альные, последние конкретизируются в задачах формирования индивидуальности и развития личности.

Опираясь на реальные цели воспитания, можно определить актуальные задачи воспитания учащихся.

Исходя из того, что результатом воспитания является соци­альное развитие человека, предполагающее позитивные изме­нения в его взглядах, мотивах и реальных действиях, можно

1Фромм Э. Бегство от свободы. — М.: Прогресс, 1995. — С. 34. 2Смирное К. Курс педагогики. Часть 1. — М.: Издание 6-е книгоиздательства К.И. Тихомирова, 1913. — С. 1.


 




выделить три группы воспитательных задач, которые ориен­тированы на результат воспитания ребенка.

Первая группа задач связана с формированием гуманисти­ческого мировоззрения. В процессе решения этих задач проис­ходит процесс интериоризации общечеловеческих ценностей, формирование у человека гуманистических взглядов и убеж­дений.

Вторая группа задач неразрывно связана с первой и направ­лена на формирование потребностей и мотивов нравственного поведения.

Третья группа предполагает создание условий для реализа­ции мотивов и стимулирования нравственного поведения де­тей.

В соответствии с вышеназванными задачами можно опреде­лить содержание воспитания школьников.

Другим подходом к определению содержания воспитания может быть классификация задач по видам деятельности уча­щихся. В данном случае мы говорим о выделении воспитатель­ных задач, связанных с организацией познавательной, трудо­вой и досуговой деятельности детей. Задачи ориентированы на максимальное использование возможностей этих видов дея­тельности.

Третий подход, как и в первом случае, ориентирован на ре­зультат воспитания, способствующий формированию социаль­ности человека, т.е. готовности к участию в сложной системе социальных отношений, в экономической, политической и ду­ховной сферах.

Доверь свою работу ✍️ кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.