Мои Конспекты
Главная | Обратная связь

...

Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Социальная обстановка в России





Помощь в ✍️ написании работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Индустриальная модернизация была императивом развития России на протяжении нескольких столетий, что вызывалось преимущественно не внутренними условиями, а давлением внешних факторов – индустриальным развитием ряда западных держав, чреватого экономическим и военным отставанием страны. Это угрожало ее национальной безопасности и самому суверенному существованию.

Промышленный переворот в России завершился в 80-е гг. XIX в. К этому времени уже произошло техническое перевооружение основных отраслей промышленности, ручной труд успешно вытеснялся машинным. В конце XIX в. в три раза вырос объем продукции машиностроительной промышленности. Ускорение темпов экономического развития России после 1861 г. и последовавших буржуазно-либеральных реформ выразилось и в создании в 80-е гг. XIX в. монополий.

Политика государственного вмешательства и поддержки промышленности, экономики России сложилась исторически. Она включала целую систему правовых, финансовых, организационных и даже моральных мер и стимулов[24]. В результате только за последнее десятилетие XIX в. количество предприятий в России увеличилось в 1,4 раза, объем промышленного производства вырос в 2 раза, было учреждено около 150 учебных заведений.

Развитие России от аграрного общества к индустриальному резко усилилось в конце ХIХ – начале XX в. С.Ю. Витте внёс немалый вклад в индустриализацию России и проявил себя как сторонник развития крупной промышленности России, ее всесторонней модернизации, особенно машиностроения, строительства железных дорог. Витте отмечал в своем докладе 1899 г. Николаю II: «Создание своей собственной промышленности это и есть коренная не только экономическая, но и политическая задача, которая составляет краеугольный камень нашей протекционистской системы».

Эффективно проведенная С.Ю. Витте в 1897 г., реформа сделала российский золотой рубль конвертируемым. Было достигнуто оздоровление финансовой системы, проведена реорганизация Госбанка, что отвечало потребностям капиталистического развития страны, которая имела теперь устойчивую денежную единицу, и способствовало росту деловой активности в стране, экономическому подъему конца XIX – начала XX в.

Реформаторскую политику С.Ю. Витте в начале ХХ в. Продолжил П.А. Столыпин, и хотя акцент им был перенесен на решение аграрных проблем, индустриальное развитие продолжало быть двигателем всего экономического развития.

Российская индустрия отличалась высоким уровнем технического оснащения: оборудование на российских заводах и фабриках соответствовало последнему слову техники. Внутреннее производство промышленного оборудования равнялось импорту. Причем для России был характерен высокий уровень концентрации капитала и рабочей силы в индустриальных предприятиях. Так, на предприятиях с числом рабочих свыше 1000 чел. к 1914 г. было занято 44% рабочих, то есть более чем в 2 раза больше, а с учетом наиболее крупных казенных и металлургических заводов – 3 раза больше, чем в промышленности США. Среднегодовые темпы прироста промышленной продукции составляли в 1909–1913 гг. 9%, в машиностроении – 13%, добыча нефти с 1894 по 1914 г. увеличилась на 65%, производство чугуна – на 50%, железа и стали – на 224%[25].

К началу Первой мировой войны Россия вышла на 5-е место в мире по объему промышленного производства, по годовым темпам роста промышленной продукции на душу населения уступала только США, а по темпам роста производительности труда – даже опережала их. Российская империя занимала 4-е место в мире по производству индустриального оборудования, 6-е место – по производству электромоторов и т.д. Россия уверенно и по праву вошла в пятерку мировых экономических лидеров.

Процесс модернизации предусматривал не только коренные изменения в социально-экономической и политической сферах, но и существенное повышение грамотности, образовательного уровня населения как ответ на запрос промышленности к увеличению числа профессиональных кадров. Государство увеличило свои расходы на народное образование с 1900 по 1915 гг. более чем в пять раз. В период конца 19-го, начала 20-го века было проведено множество реформ образования. Было введено всеобщее начальное образование. Вводилось несколько типов начальных школ, наиболее распространенными из них были церковно-приходские (в 1905 г. Около 43 тыс.). Выросло число земских училищ. В 1904 г. Их было 20,7 тыс. а в 1914г. – 28,2 тыс. В 1900 г. В начальных школах Министерства народного просвещения обучалось более 2,5 млн. учащихся, а в 1914 г.- уже около 6 млн.

Началась перестройка системы среднего образования. Росло число гимназий и реальных училищ. В Гимназиях увеличилось количество часов, отводимых на изучение предметов естественно-математического цикла. Выпускникам реальных училищ было дано право поступать в высшие технические учебные заведения, а после сдачи экзамена по латинскому языку – на физико-математические факультеты университетов. (Отсюда и объяснение столь большого числа открытий в этой области).

По инициативе предпринимателей создавались коммерческие 7-8-летние училища, которые давали общеобразовательную и специальную подготовку. В 1913 г. В 250 коммерческих училищах, находившихся под покровительством торгово-промышленного капитала, обучалось 55 тыс. человек, в том числе 10 тыс. девушек. Возросло количество средних специальных учебных заведений: промышленных, технических, железнодорожных и др.

Расширилась сеть высших учебных заведений: новые технические вузы появлялись в Петербурге, Новочеркасске, Томске, Харькове и др. В Саратове был открыт университет. Известным физиком П. Н. Лебедевым была открыта первая физическая школа. Для обеспечения реформы начальной школы в Москве и Петербурге открывались педагогические институты, а также свыше 30 высших женских курсов. К 1914 году насчитывалось около 100 высших учебных заведений, в которых обучалось примерно 130 тыс. человек. При этом 60% студентов не принадлежали к дворянскому сословию. Всего к 1917 году в России действовало 12 университетов, причем в годы Первой мировой войны университетскими городами стали Ростов-на-Дону и Воронеж (сюда эвакуировали соответственно Варшавский и Юрьевский университеты), а потом и Пермь, где открылся филиал Санкт-Петербургского университета. Особенно росли в популярности кадетские корпуса и военные училища.

Наиболее значительное влияние на реформирование советской школы оказало принятие в октябре 1918 г. "Положения о единой трудовой школе" и "Декларации о единой трудовой школе". Это позволило ввести единую систему бесплатного совместного обучения с двумя ступенями образования: 5 лет обучения в школе первой ступени, 4 года в школе второй ступени. Все начальные и средние школы, ремесленные училища, низшие и средние технические, сельскохозяйственные, экономические школы и училища преобразовывались в единую школу. Провозглашались право всех граждан на образование независимо от расовой, национальной принадлежности и социального положения, равенство в образовании женщин и мужчин, школа на родном языке, безусловность светского обучения, обучение на основе соединения с производительным трудом. Проект единой трудовой школы ликвидировал элитарные и тупиковые учебные заведения, обеспечивал преемственность между основными звеньями системы народного образования. Основные предметы - русский язык, литература, математика, физика - были сохранены в том же или даже большем объеме, как и в дореволюционной школе.

В 1920–1925 гг. началось восстановление сети учебных заведений. Наряду с увеличением числа учебных заведений возрастала численность средних школ, быстро увеличивалось количество школ в деревне. К началу 1920-х гг. в условиях войны, разрухи и голода в школах обучалось около 20 % всех детей школьного возраста. В связи с этим параллельно со школами второй ступени открывается ряд клубов для подростков старше 13 лет, не посещающих школы. В 1919 г. возник особый тип средней школы – рабочий факультет, который первоначально решал задачи повышения технической квалификации рабочих. К этому времени наиболее остро стоял вопрос о развитии школы второй ступени на основе соединения обучения с производительным трудом. Выдвигались проекты преобразования средних школ в техникумы, однако они не были реализованы, в результате в средних учебных заведениях сохранилась общеобразовательная подготовка.

Основу образования составляла семилетняя трудовая политехническая школа, охватывающая детей от 8 до 15 лет и подготавливающая их к специальному образованию. Значительное место в системе образования занимала школа ФЗУ (фабрично-заводская школа), которая решала проблему подготовки квалифицированных рабочих кадров для промышленности. Программа обучения в ней была близка к программе семилетней школы. На селе образование пыталось решить проблемы связи с сельскохозяйственным производством, в результате чего возникали школы крестьянской молодежи. К 1927 г. усилилась профессионализация школы второй ступени, она включала подготовку дошкольных работников, учителей начальной школы, избачей, библиотекарей, работников кооперации, служащих учреждений. Однако к 1929 г. было выдвинуто требование, чтобы средняя школа наряду с теоретической и практической подготовкой давала всю сумму знаний, которая "необходима для перехода на следующую, более высокую ступень"[26].

Доверь свою работу ✍️ кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.