Мои Конспекты
Главная | Обратная связь

...

Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Информационная безопасность – важнейший компонент национальной безопасности





Помощь в ✍️ написании работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В современном обществе информационная безопасность является системообразующим фактором практически всех сфер его жизни. Она оказывает определенное влияние на состояние экономической, оборонной, социальной, политической и других составляющих национальной безопасности. В то же время информационная безопасность сама выступает составной частью национальной безопасности, значение которой с каждым годом неуклонно растет.

Особая роль информационной безопасности объясняется теми глобальными процессами, которые характерны сегодня для социально-экономического развития мира. Поэтому можно уверенно утверждать, что информационная безопасность может рассматриваться как важнейший компонент национальной безопасности, «пронизывающий» все остальные виды безопасности. Покажем это на примере социальной и экологической безопасности.

1. Социальный контекст информационной безопасности. Проблема социальной (общественной) безопасности была и остается одной из важнейших. Она связана с защитой интересов страны и народа в социальной сфере, развитием социальной структуры и общественных отношений, системы жизнеобеспечения и социализации людей, образа жизни, соответствующего потребностям прогресса нынешних и будущих поколений.

Социальная безопасность имеет многоаспектный характер. В современной России она определяется наличием негативных процессов в обществе, таких как рост преступности, снижение уровня жизни, рост безработицы, разрушение старой системы образования, падение престижа науки и инженерного дела, расслоение общества на богатых и бедных, ухудшение отношений между людьми и т. д.

Гарантом социальной защищенности граждан должны являться конституция, государство, президент и другие институты государственной власти. Главные объекты социальной безопасности – личность и общество, социальные интересы и социальные отношения, а с учетом информационного аспекта – права на получение и использование соответствующей информации, а также система формирования общественного сознания.

С помощью существующих перспективных информационных средств и технологий можно практически полностью контролировать и регулировать информационное взаимодействие людей. Речь идет о потенциальных возможностях подслушивания телефонных (и не только телефонных) разговоров, осуществления контроля за перепиской, создания компьютерных баз данных о каждом человеке, включающих конфиденциальную информацию, и т. д.

Современные информационные технологии позволили резко повысить эффективность средств воздействия на психику людей и общественное сознание, создать новые формы «тихого» («скрытого») манипулирования индивидуальным, групповым и массовым сознанием. Не случайно средства массовой информации называют «четвертой властью». Дальнейшее развитие информационных технологий существенно расширит возможности СМИ, и сила этой власти еще более возрастет. В этой связи вполне обоснованно появление и развитие нового междисциплинарного направления – информационно-психологическая безопасность.

К числу форм «скрытого» воздействия на сознание можно отнести новые технологии средств массовой информации, психотронное оружие, сетевые технологии, позволяющие получать доступ к различной негативной информации, в том числе порнографического, националистического и другого характера, современные компьютерные игры, существенно влияющие на формирование сознания детей, и т. д. (Более подробно вопросы информационной безопасности личности и общественного сознания будут рассмотрены далее.)

2. Экологические проблемы в структуре информационной безопасности. Экологическая безопасность – одна из важнейших глобальных проблем современности. Она связана с защитой интересов личности, общества и государства от потенциальных и реальных угроз, создаваемых последствиями антропогенного воздействия на среду, а также от стихийных природных бедствий и катастроф. Рассмотрим информационный аспект этой сложной, многоплановой проблемы.

До сегодняшнего дня сохраняется определенная закрытость процесса формирования экологической политики страны, которая ведется без достаточного информирования научной общественности. В связи с этим не всегда ясно, значится ли экология в числе приоритетов деятельности законодательных и исполнительных органов России или же экологическая проблема используется спекулятивно только в предвыборных баталиях или в борьбе за власть между отдельными группировками. Кроме того, широкие слои населения недостаточно осведомлены об угрозах экологической безопасности, их источниках, о последствиях экологических бедствий и катастроф и т. д. Наиболее характерными примерами этого являются чернобыльская катастрофа, экологические споры, которые велись вокруг строительства скоростной железной дороги Санкт-Петербург – Москва.

Обсуждая экологические проблемы, специалисты часто пользуются «формулой глобального развития» Д. Медоуза:

1=РАТ,

где I – нагрузка на окружающую среду; Р – численность населения; Л – уровень благосостояния (потребления на душу населения); Т – технология (ущерб среде, наносимый при производстве единицы продукции с использованием определенной технологии).

Данная формула позволяет обнаружить прямую связь между информацией и информационными технологиями и нагрузкой на окружающую среду. Действительно, чтобы уменьшить нагрузки на среду, необходимо совершенствовать производственные процессы, переходить к «экологически чистым», энерго– и ресурсосберегающим безотходным технологиям. А это возможно только при условии коренной перестройки экономики за счет ее информатизации, разработке и широком внедрении новых информационных технологий во все отрасли, в том числе в материальное и энергетическое производство, добывающую промышленность.

В монографии М. Д. Урсула «Путь в ноосферу. Концепция выживания и безопасности развития цивилизации» (М., 1990) и в последующих его работах рассматривается проблема естественной экологической безопасности, в основе которой – сохранение биологического разнообразия и устойчивости биосферы. Этот подход выдвигается в качестве альтернативы техногенному (техносферному) пути развития общества. По мнению Урсула, следуя по этому пути, человечество порождает новую угрозу своей безопасности – опасность технократизма. В информационном обществе за счет коренной перестройки экономики благодаря внедрению информационных технологий опасность технократизма значительно уменьшится.

В формуле Д. Медоуза еще одно слагаемое является «информационно управляемым». Речь идет об уровне благосостояния (Л), о формировании разумного стандарта потребления, борьбе с агрессивным потребительским сознанием. Бесспорно, средства массовой информации могут и должны сыграть в этом значительную роль.

Решение большинства экологических проблем и задач связано со сбором и обработкой информации о состоянии природной среды (экологический мониторинг), с моделированием масштабных глобальных процессов, происходящих в природе, с учетом возрастающих техногенных воздействий и антропогенных нагрузок. Очевидно, для эффективного их решения требуется использовать современные информационные средства и технологии.

Таким образом, проблема национальной безопасности носит ярко выраженный информационный характер. При этом следует иметь в виду два аспекта:

1. Человек, информационные ресурсы и информационные системы относятся к числу основных элементов объектов безопасности во всех сферах жизнедеятельности государства. Сегодня активно развиваются средства информационного воздействия на них. Поэтому можно утверждать, что проблема информационной безопасности по отношению к другим ее видам носит межвидовой, а по некоторым вопросам надвидовой характер. Этот факт должен учитываться при формировании государственной и региональной политики в области национальной и информационной безопасности, при разработке соответствующих концепций и программ, при организации конкретных работ в области безопасности;

2. Необходимость использования информационного подхода как основного научно-практического метода решения задач национальной безопасности. Эти сложные задачи, связанные со сбором и анализом огромного объема разнородной (по форме представления, по достоверности и т. д.) информации, с моделированием экономических, экологических, социальных, политических, военных, демографических и других процессов в интересах оценки состояния, прогнозирования и принятия решений по важнейшим государственным проблемам, по своей природе являются информационными, для их решения требуется привлекать новые информационные технологии и средства.

Доверь свою работу ✍️ кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.