Мои Конспекты
Главная | Обратная связь

...

Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Чередование упражнений





Помощь в ✍️ написании работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Программа занятий гимнастикой предполагает формирование у занимающихся большого количества разнообразных двигательных умений и навыков. Правильное определение количества различных видов упражнений и их чередование в пределах одного урока во многом предопределяют его успех. При решении этих вопросов по-мимо задач урока, состава занимающихся и других условий его про­ведения следует учитывать:

1. Условия сохранения высокой работоспособности занимающих­ся в основной части урока. Нужно так чередовать упражнения, что­бы упражнения физподготовки во всех случаях заключали основную часть урока: игры с бегом, преодолением препятствий, прыжками следовали бы после видов, в которых занимающиеся овладевают техникой упражнений на гимнастических снарядах; однотипные по характеру нагрузки упражнения не выполнялись бы непосредствен­но одно за другим.

2. Степень овладения занимающимися упражнениями, намечен­ными планом урока. Не следует в программу основной части одно­го урока включать большое количество не освоенных упражнений.

Общие методические указания к проведению основной части урока

Для выполнения требований, предъявляемых к проведению ос­новной части урока гимнастики, преподаватель должен уметь: поль­зоваться всеми методами обучения; оказывать помощь; анализиро­вать и давать оценку действиям занимающихся; устранять ошибки; применять меры, обеспечивающие безопасность выполнения упраж­нений.

1. Методы обучения. К ним относятся: показ упражнений препо- - давателем, объяснение техники их выполнения, демонстрации раз­ личных наглядных пособий.

На первом этапе обучения упражнению ведущим анализатором поступающей информации является зрительный. Поэтому для соз­дания у занимающегося четкого представления о том, что ему пред­стоит делать, преподавателю необходимо обеспечить прежде всего хорошую наглядную информацию.

2. Оказание помощи занимающимся. Чтобы обеспечить выполне­ ние упражнения каждым занимающимся, преподаватель оказывает помощь проводкой (физическая помощь) и подсказом. Физическая помощь оказывается занимающемуся в тех случаях, когда уровень развития его двигательных качеств находится ниже требований, предъявляемых к изучаемым двигательным, действиям, и тогда, когда занимающийся впервые пытается выполнить задан­ ное упражнение.

Наиболее существенным компонентом техники является ритм действий. Чаще всего занимающиеся не справляются именно с рит­мом. По ходу выполнения упражнения преподаватель может в нуж­ный момент звуковым сигналом или касанием рукой занимающего­ся подсказать ему нужный ритм действия.

3. Анализ и оценка действий занимающихся. Чтобы повысить ка­ чество выполнения упражнений в каждой очередной попытке, необ­ ходимо каждый раз оценивать действия занимающегося и ставить перед ним конкретные задачи.

4. Наблюдение и устранение ошибок. Заметить невыполнение

или плохое выполнение упражнения как следствие какой-либо ошибки в технике довольно легко. Для этого не нужны ни особые знания, ни особые умения. Да и пересказ результатов такого наблю­дения ничего, кроме огорчения, ученику не даст. Нужно увидеть причину неудачного выполнения упражнения и принять меры к ее устранению.

5. Меры, обеспечивающие безопасность выполнения упражне­ний. Соблюдение нормального режима занятий и правильный под­бор упражнений являются важнейшими условиями, обеспечиваю­щими безопасность их проведения. Кроме этого, необходимо тща­тельно готовить места занятий и отлично владеть приемами стра­ховки. Во избежание травм при первой попытке в выполнении нового упражнения следует страховать каждого занимающегося. В дальнейшем страховку можно применять лишь тогда, когда в этом появится необходимость.

Методика проведения отдельных видов упражнений основной части урока

Все виды упражнений, применяемых в основной части урока гимнастики, по своим характерным особенностям в организации и методике проведения можно разделить на следующие три группы:

1. Упражнения на гимнастических снарядах, прыжки, акробати­ческие упражнения и некоторые прикладные упражнения.

2. Комбинации вольных упражнений.

3. Упражнения физической подготовки.

Упражнения на гимнастических снарядах. При проведении уп­ражнений на гимнастических снарядах преподавателю рекоменду­ется:

1. добиваться организованной и быстрой подготовки места за­нятий. Гарантией этому служит четкое распределение обязанностей между занимающимися и контроль за их выполнением;

2. создавать оптимальные условия занимающимся для наблюде­ния за ходом выполнения упражнений. Этому может способствовать правильно выбранная позиция наблюдающегося, обеспечивающая удобный ракурс наблюдения и ослабляющая вредное воздействие постоянных раздражителей на остроту восприятия;

3) проводить специальную разминку перед выполнением основ­ ных упражнений. Со специальной разминки начинаются занятия в каждом виде упражнений основной части урока. Специальная раз­ минка осуществляет дополнительную подготовку двигательного ап­ парата и позволяет определить занимающемуся свои сегодняшние возможности к выполнению именно данного вида упражнений (по выражению гимнастов — «почувствовать снаряд»). В средства раз­ минки могут входить: общеразвивающие упражнения без предме­ тов, с предметами и отягощениями, на снарядах массового типа и обязательно упражнения того вида, к которому готовится занимаю­ щийся. Для начинающих заниматься гимнастикой выбор и дозиров­ ку упражнений определяет преподаватель (тренер). Опытные гим­ насты обычно проводят специальную разминку самостоятельно;

4) проводить основные упражнения, руководствуясь установлен­ными методическими рекомендациями, с учетом обстановки заня­тий.

Комбинации вольных упражнений.При разучивании комбина­ций вольных упражнений, в которых нет сложных акробатических элементов, преподаватель проводит занятие, используя фронталь­ный метод, действуя при этом следующим образом:

1. Показывает и одновременно предлагает занимающимся вы­полнить вместе с ним движения первого счета. Если эти движения асимметричны, то преподаватель показывает их стоя спиной к группе. В зависимости от сложности движений и состава занимаю­щихся это действие повторяется несколько раз.

2. Предлагает занимающимся выполнять движения без показа.

3. Исправляет ошибки и повторяет движения первого счета до возможной, по условиям занятия, степени их усвоения.

4. Изучает таким способом первые четыре счета. При повторе­нии начинает с движений любого счета.

5. Предоставляет 1—2 мин. для самостоятельного освоения дви­жений.

6. Изучает так же следующие четыре счета.

7. Предлагает занимающимся выполнить освоенные движения с музыкальным сопровождением, помогая счетом. То же без счета.

8. Действует в указанном порядке до конца комбинации. При повторении начинает с любой фразы.

Упражнения физической подготовки. Поскольку уровень разви­тия отдельных двигательных качеств у занимающихся неодинаков, желательно во всех случаях индивидуализировать содержание этих упражнений, темп и дозировку. К сожалению, осуществить это бы­вает настолько сложно, что в большинстве случаев (в общеобразо­вательной школе, в средних и высших учебных заведениях, в секци­ях начинающих гимнастов) приходится от этого отказываться, на­значая для всех одни и те же упражнения. Эти упражнения по своему двигательному составу не представляют особой сложности, что освобождает преподавателя от многократного их показа и про­странных объяснений.

Заключительная часть урока (задачи, средства, методика проведения).

На заключительную часть урока обычно отводится неоправданно мало времени. Тем не менее в этой части решаются весьма важные задачи:

1. Содействие более быстрому восстановлению.Интенсивная двигательная деятельность, как известно, вызывает утомление, про­являющееся в снижении работоспособности занимающихся. Если перерывы между смежными уроками больше суток, то все функции организма восстанавливаются полностью. Когда же время переры­вов исчисляется всего несколькими часами, тогда следующий по плану урок может попасть на стадию недовосстановления. Чтобы

избежать этого, необходимо принимать меры, обеспечивающие ус­коренный процесс восстановления.

Выполнение гимнастических упражнений почти всегда связано снекоторым риском. Волевое усилие, проявляемое занимающимися для подавления чувства неуверенности, утомляет его психику. Сле­довательно, нужна разрядка, которуюсуспехом можно провестивзаключительной части урока.

2. Подведение итогов данного урока и установка на предстоя­щий.Подводя итоги, преподаватель должен высказывать свое отно­шение ко всему, что было на уроке (дисциплина занимающихся, их активность, ожидаемый и фактический результат урока).

Вместе с информацией о том, что предстоит делать на очередном уроке, желательно дать ученикам задание для самостоятельной работы.

Средства

Для решения поставленных задач в заключительной части урока гимнастики применяются:

1. Успокаивающие упражнения: ходьба, умеренный шаг, масси­рующие упражнения (потряхивание, расслабление, массаж). Явля­ясь средством активного отдыха, эти упражнения способствуют ускорению восстановительных процессов.

2. Отвлекающие упражнения: на внимание, спокойные игры, му­зыкальные задания и др. Эти упражнения способствуют подготовке занимающихся к предстоящей деятельности.

3. Упражнения, способствующие повышению эмоционального со­стояния занимающихся: игры и эстафеты, танцы, ходьба спесней и др. Не следует беспокоиться о возможном повышении частоты пульса при выполнении этих упражнений: она бывает относительно умеренной и быстро приходит в норму.

Педагогическое значение этих упражнений трудно переоценить. Они сплачивают коллектив, создают бодрое, жизнерадостное на­строение, а главное — усиливают желание занимающихся регуляр­но посещать уроки гимнастики.

 

Количественные показатели урока по гимнастике (плотность, нагрузка).

Величина нагрузки, которую получают занимающиеся на уроке, определяется трудностью выполняемых упражнений и количеством их повторений. В свою очередь, трудность одного и того же по на­званию упражнения не является величиной постоянной. Она может изменяться в зависимости от уровня развития физических качеств занимающихся, от степени овладения двигательным действием и да­же от темпа выполнения упражнения.

Таким образом, количество повторений упражнений, трудность и темп выполнения служат мерой объема и интенсивности нагрузки.

Основным условием правильного распределения нагрузки на уроках гимнастики является постепенное ее нарастание. Организм человека может сравнительно легко выдержать значительную на­грузку при условии предварительной подготовки его путем выпол­нения более легких физических упражнений с дальнейшим посте­пенным повышением их интенсивности.

Плотность урока

Общая плотность.Общая плотность урока (в процентах) опре­деляется по формуле:

где Робщ — общая плотность урока; ТП — время, расходуемое на полезную (имеющую прямое отношение к уроку) деятельность, ку­да входит: выполнение упражнений, необходимый отдых после их выполнения, переработка наглядной и словесной информации пре­подавателя;Т0 — общее время, отведенное на урок по расписанию.

В идеале общая плотность урока должна приближаться к 100%. Снижение этого показателя является следствием допущенных оши­бок в работе преподавателя.

Причинами, приводящими к снижению плотности урока, явля­ются:

1. Неоправданные простои на уроке, вызванные несвоевремен­ ной подготовкой мест занятий и спортивного инвентаря, ожиданием очереди перед выполнением упражнений и т. д.

2. Неподготовленность преподавателя (тренера) к уроку. Непро­ думанные содержание и организация урока приводят к естествен­ ным в этих случаях паузам. Если преподавателю и удается их избе­ жать, то все равно потеря времени будет неизбежной, так как в уро­ ке будут использоваться случайные (по ходу придуманные), мало эффективные упражнения.

3. Излишняя словесная информация преподавателя.

4. Неудовлетворительная дисциплина занимающихся на уроке. При слабой дисциплине занимающихся нерационально использует­ся рабочее время вследствие многократного повторения команд и распоряжений, замечаний и выговоров ученикам, повторений объ­яснений и т. п.

Моторная плотность.Моторная плотность определяется отноше­нием затраченного времени непосредственно на выполнение упраж­нений к общему времени ур'ока (в процентах) по формуле:

где Рмот *- моторная плотность урока; Ту — время, потраченное на выполнение упражнений.

В отличие от общей плотности, моторная плотность урока в иде­але не стремится к 100%. По суммарному показателю моторной плотности всего урока нельзя судить о качестве его проведения. Мо­торная плотность должна постоянно изменяться в процессе урока. Неизбежность этих изменений объясняется различием содержания применяемых упражнений, местом их использования на уроке и ме­тодами проведения. Например, для подготовительной части урока подбираются упражнения небольшого энергетического веса, и про­водятся они, как правило, фронтально с незначительными паузами (иногда без пауз) для отдыха. Поэтому подготовительная часть урока всегда имеет .более высокий показатель моторной плотности. В основной части урока по спортивной гимнастике показатели мо­торной плотности обычно бывают ниже в связи с применением уп­ражнений более высокого энергетического веса. Причем в пределах этой части урока показатели моторной плотности могут изменяться в зависимости от вида многоборья

 

Музыкальное содержание урока по гимнастике.

Музыкальное сопровождение на занятиях гимнастикой эстетическому воспитанию занимающихся. На уроках гимнастики занимающиеся не только слушают музыку, но и выполняют различные упражнения, под­чиняя свои действия ее характеру. Такое активное восприятие музыки позволяет занимающимся глубже познать содержание, по­строение, характер, ритм и другие характеристики различных му­зыкальных произведений.

  1. Повышает эмоциональное состояние зани­мающихся. Жизнерадостное настроение занимающихся на уро­ке обостряет их внимание, восприятие, память, сохраняет высокую работоспособность на более продолжительное время, а в целом увеличивает продуктивность урока.
  2. Обеспечивает большую действенность уп­ражнений. Положительные эмоции, возникающие у занимаю­щихся при выполнении движений под музыку, невольно вызывают у них стремление действовать более энергично. Кроме того, совпа­дение главного действия в упражнениях с музыкальным акцентом повышает эффективность этого действия.
  3. Освобождает преподавателя от счета во время проведения упражнений и позволяет ему де­лать занимающимся замечания по качеству выполнения упраж­нений.

 

 

Доверь свою работу ✍️ кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.