Мои Конспекты
Главная | Обратная связь

...

Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Система оценки риска и методы их определения





Помощь в ✍️ написании работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Целесообразность принятия какого-либо предпринимательского ре­шения, в природе которого изначально заложена определенная степень риска, может быть выявлена путем его анализа и оценки. Это означает, что для эффективной деятельности необходимо не только знать о возможном экономическом риске и сделать его качественный анализ, а и необходимо оценить его, определить его степень.

В экономической теории и практике управление экономическим риском различают количественные и качественные методы оценки.

Количественная оценка экономического риска является дополнением качественной. Она особенно важна, когда существует возможность выбора конкретного управ­ленческого решения из совокупности альтернативных вариантов. Ситуация, при которой хозяйствующий субъект находится перед проблемой выбора одного из двух направлений развития фирмы с разной экономической эффективностью от их реализации, не все­гда решается в пользу того направления, которое имеет больший эффект (меньшие затраты и большие результаты) по сравнению с другим. Важное место при принятии решения о выборе отводится и шансам на успешную реализацию каждого из вариантов. Таким образом, возможна и ситуация, когда для предприятия будет целе­сообразно принять решение о развитии по варианту, экономиче­ский эффект от реализации которого будет меньший, но при этом шансы на успех большие (т.е. степень риска по данному варианту будет меньшей по сравнению с другим).

При принятии любого управленческого решения экономическая эффективность от его реализации должна быть скорректирована на степень риска его достижения.

Анализ предпринимательских рисков целесообразно проводить по нескольким основным направлениям, наличие которых обуслов­лено[1]:

- специфическими особенностями непосредственно субъекта, за­нимающегося предпринимательской деятельностью;

- особенностями внешней среды, в которой он функционирует, и которая находится в процессе постоянного развития.

В наиболее общем виде множественность принципов анализа риска может быть сведена к следующему[2]:

1) Величина потерь от разных видов риска независима друг от друга. Данный принцип означает, что в том случае, если один из видов риска переходит в категорию реализованного, то потери в случае реализации других рисков не изменяются (например, если фирма несет убытки из-за того, что было пересмотрено налоговое законодательство, то потери в случае реализации риска инфляции не изменяются);

2) Реализация определенного вида риска не обязательно увеличи­вает либо снижает вероятность возникновения другого вида (за исключением форс-мажорных обстоятельств). Взаимосвязь и взаимозависимость большинства экономических процессов не только не вступают в противоречие с этим принципом, а напро­тив, являются его дополнением;

3) Максимально возможный ущерб (потери) в случае реализации конкретного риска не должен превышать финансовых возмож­ностей хозяйственного субъекта. Этот принцип основывается на теории оптимального риска, которая предусматривает наличие эффективного риска только в границах собственных активов[3].

4) Потери, возникающие в процессе предпринимательской деятельно­сти, в зависимости от их принадлежности к конкретному виду ис­пользуемых предприятием ресурсов, могут быть подразделены на следующие виды (рис. 2.1):

5) Финансовые потери — это прямой денежный ущерб, который может быть нанесен предприятию вследствие реализации опре­деленного риска либо группы рисков, (например, снижение объемов реализации товаров или услуг, абсолютное или относительное снижение прибыли, получаемой фирмой и т.д.);

6) Материальные потери — представляют собой непредусмотренные планом развития предприятия дополнительные затраты или прямые потери производственных фондов (оборудования, пло­щадей, выпущенной продукции, сырья, энергии и т.д.);

7) Потери времени — это такие потери, которые связаны с нера­циональным его использованием вследствие возникновения определенных видов риска. Целесообразно выделить в потерях времени две группы потерь:

8) Трудовые потери — потери рабочего времени, вызванные слу­чайными обстоятельствами (например, выход из строя обору­дования, болезнь работника и т.д.);

9) Неэффективные потери организации — такие потери, которые возникают в том случае, когда процесс предпринимательской деятельности идет медленнее, чем это было намечено ранее, или норма получения прибыли на вложенный капитал в дан­ной фирме меньше, чем среднеотраслевая или средняя по эко­номике;

10) Социальные потери — это такие виды потерь, которые связаны с нанесением ущерба здоровью и жизни людей;

11) Сбытовые (репутационные) потери — которые связаны с изме­нением отношения покупателей (реальных или потенциальных) к производимому фирмой продукту в сторону предпочтения других продуктов (например, изменение преференций потреби­телей к табачной продукции и высококалорийной пище в сто­рону предпочтения здорового образа жизни);

12) Экологические потери — это нанесение вреда окружающей при­родной среде. Данный вид потерь целесообразно классифициро­вать по степени их воздействия на хозяйственный субъект на прямые и непрямые (косвенные). Тогда прямыми потерями бу­дут те потери, которые возникают непосредственно у предпри­ятия через короткий промежуток времени и оно испытывает на себе их влияние (например, загрязнение воды, которую пред­приятие потребляет в своем производственном процессе). Не­прямые потери возникают в том случае, если вредное воздейст­вие на окружающую среду будет отражено на деятельности предприятия через длительный период времени и опосредованно (например, вредные выбросы в атмосферу, и, как следствие это­го, необходимость для предприятия нести большие, по сравне­нию с прежними периодами времени, расходы на медицинское обслуживание и отдых своих работников);

13) Морально-психологические потери — это потери, обусловленные тем, что любая фирма является сложной социальной системой, и нарушение равновесия этой системы может привести к нежелательным для нее последствиям (например, текучесть кадров, поя­вившаяся вследствие нездорового психологического климата в коллективе и т.д.).

Рис. 2.1 Виды потерь, возникающие при реализации рисков

Доверь свою работу ✍️ кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.