Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

В. Aus deutscher Klassik



1. a) Здесь отрывки двух стихотворений Гёте.

Это картина мира,

Который считают лучшим:

Почти как могила,

Почти как комната молодого человека,

Почти как здание оперы,

Почти как пирушка выпускников университета,

Почти как головы поэтов,

Почти как красивые редкости,

Почти как деньги, вышедшие из обращения

 


 

 

Выглядит этот лучший мир.

∗ ∗ ∗

Будь благороден, человек,

Готовым к помощи и хорошим.

Так как только это

Отличает его

От всего сущего,

Которое мы знаем.

b) Каким Гёте видит мир в первом стихотворении?


c)


Как вы думаете, какой есть или каким должен быть человек?


2. a) Вы ведь знаете имя другого великого немецкого поэта —

Генриха Гейне? Вот его стихотворение «Сосна».

b) А это всемирно известный перевод М.Лермонтова.

 

II. Aber jetzt ist schon längst wieder Schule!

1. Lesen macht Spaß, und dabei lernt man was

1. Вы знаете, что ученики ходят в школу уже четыре — пять ты-

сяч лет?

Так давно существуют школы. Это показывают археологические

раскопки. А вы знаете, что означает слово «школа»?

По-русски — школа, по-немецки — Schule, по-английски —

school — все слова похожи, не правда ли?

Это слово происходит из греческого языка. Три тысячи лет назад

оно означало быть свободным от дел. Тогда учителя вели с учени-

ками научные разговоры, много бывали с ними на свежем воздухе.

А сегодня?

Сегодня существует целая система школьного образования. Да-

вайте узнаем про это.


а)


Посмотрите на схему немецкой системы школьного образования


и прочитайте комментарий к схеме.

b) Найдите значение следующих слов в словаре. Выпишите их в

свои тетрадки со словами.

Определять, ступень, охватывать, выбор профессии, полугодие,

аттестат зрелости, достижение, даваться тяжело, даваться легко.

2. a) Прочитайте текст и скажите: сколько ступеней в немецкой

сиситеме школьного образования? Возьмите комментарий и сно-

ски в помощь.

Школа в Германии

 


 

 

Система школьного образования в Германии — дело властей фе-

деральных земель. Они определяют даты каникул, а также учебные

планы учеников.

Система школьного образования имеет три ступени: начальная

ступень, вторая ступень 1 и вторая ступень 2. Мальчики и девочки,

которым на 30 июня исполнилось 6 лет, идут осенью в школу.

Вначале они идут в начальную школу. Здесь дети учатся читать,

писать, считать. Музыка, природоведение, физкультура, искусство,

религия и рукоделие также стоят в расписании. Во многих началь-

ных школах также учат иностранный язык.

В 4-м классе начальная школа заканчивается.

Счастливо, госпожа классная учительница! Счастливо, прежняя

школа!

А что же дальше?

Теперь начинается вторая ступень. Здесь есть различные пути:

основная школа, реальное училище или гимназия.

Основная школа обычно охватывает классы с 5-го по 10-й и гото-

вит школьников к выбору профессии. Поэтому здесь имеет особое

значение предмет — труд. После этой школы молодежь может

учиться в профессиональном училище.

Реальное училище охватывает классы с 5-го по 10-й и начинается

с пробного полугодия. Если школьники имеют в этом полугодии

хорошие достижения (оценки), то они могут дальше учиться в ре-

альном училище. Если кому-то учеба здесь дается трудно, то он мо-

жет опять пойти в основную школу. После реального училища мож-


но


получить


профессию


или


посещать


техникум.


Помимо


обязательных предметов здесь есть различные предметы по выбору.

Эти предметы ученики выбирают сами.

Если школьник после начальной школы идет в гимназию, то здесь

он учится 9 лет. В конце 13-го класса он получает аттестат зрелости.

Только после получения аттестата зрелости можно пойти в выс-

шее учебное заведение или в университет. В гимназии также есть

ориентировочная ступень. Иностранные языки играют в гимназии

важную роль. Вначале это два иностранных языка: английский и

французский, а потом иногда также латынь или греческий для тех,

кто выбрал стезю гуманитария.

Но в гимназии есть также и математическо-естественно-научное

направление, где учат только один иностранный язык. Другая воз-

можность — общая школа, где все вышеназванные типы школ со-

единены в один. Ученики покидают школу в зависимости от одарен-

ности раньше или позже.


a)


Сколько частей у текста? Просмотрите его еще раз, прочитайте


каждую часть, и найдите подходящий заголовок.


 

 

b) Выпишите важнейшую информацию по каждому пункту.

3. Посмотрите на схему на стр. 98 учебника. Там есть

информация о всей системе образования в Германии. Что нового вы

узнали из этой схемы?

4. Выполните, пожалуйста, упражнения из рабочей тетради (упр.

1 — 2).

5. Мы приходим в школу! Ученики, учителя ... Как много зависит

от того, как они друг друга понимают!

Об этом нам рассказывает австрийская писательница Кристина

Нестлингер в своем рассказе.


а)


Прочитайте рассказ и скажите кратко: как учился мальчик у сво-


ей первой учительницы? Почему потом учеба стала доставлять

ему удовольствие?

Эммануэль и школа

Эммануэль — ученик со средними способностями. Он не особенно

прилежен и он не особенно ленив. Иногда он сидит на уроке и мечтает.

Иногда он очень внимательно слушает, хорошо отвечает и тогда гово-

рит что-то умное. Одноклассники любят Эммануэля, но настоящих

друзей у него нет. Он живет очень далеко от школы. Он должен про-

ехать 9 остановок на автобусе, чтобы попасть в школу. А дружба не

выдерживает таких больших расстояний. Друзей нужно иметь рядом.

С учительницей Эммануэль не в очень хороших отношениях. У

нее злые глаза и она неприветлива к нему. Когда звенит звонок, Эм-

мануэль очень рад возможности пойти домой.

Но однажды, а точнее говоря, в четверг, Эммануэль входит в

класс и видит за столом другую учительницу. Она очень молодая и у

нее синие глаза и светлые волосы, и семь веснушек на носу. Она

приветливо смеется.

Все время до обеда Эммануэль сидит радостный за своей партой.

Он не мечтает ни о чем. Он только смотрит на новую учительницу:

на семь веснушек и на синие глаза. Он хочет быть внимательным и

понравиться ей.

Всем детям в классе нравится новая учительница, но Эммануэль

любит ее. Теперь ему нужно больше времени на домашние задания,

так как он выполняет их абсолютно правильно и очень чисто.

Новая учительница напоминает ему его умершую мать. У мамоч-

ки были такие же синие глаза, семь веснушек на носу и она тоже

всегда была приветливой.

b) Прочитайте рассказ еще раз и найдите высказывание о друзьях и

о дружбе. Вы того же мнения, или вы думаете по-другому?

 


 

 

Nein, ich bin der Meinung, daß die Freundschaft nicht davon abhängt,

wie weit man voneinander wohnt. (Нет, я считаю, что дружба не

зависит от того, на каком расстоянии кто живет друг от друга.)


c)


Как автор описывает Эммануэля в начале рассказа? Как он опи-


сывает его потом? Прочитайте предложения вслух!

d) Найдите в тексте описание новой учительницы. Как она выгля-

дит?

Sie ist sehr jung und hat himmelblaue Augen und blonde Haare und

sieben Sommersprossen auf der Nase. (Она очень молодая и у нее

синие глаза и светлые волосы, и семь веснушек на носу.)


e)


Прочитайте вопросы и задайте их друг другу. Ответьте на них.


Перевод в о п р о с о в:

Что однажды произошло в школе Эммануэля?

Почему Эммануэль любит новую учительницу?

Почему он не любит старую учительницу?

Ответы:

Eines Tages Emanuel kam in die Klasse hinein und sah am Tisch eine

neue Lehrerin. (Однажды Эммануэль вошел в класс и увидел за сто-

лом новую учительницу.)

Er liebt sie, weil sie ihn an seine verstorbene Mutter erinnert. (Он лю-

бит ее, так как она напоминает ему его умершую маму.)

Die alte Lehrerin liebt er nicht, weil sie böse Augen hat und

unfreundlich zu ihm ist. (Прежнюю учительницу он не любит, так как

у нее злые глаза и она неприветлива с ним.)

6. a) Переведите на русский язык. Возьмите, если необходимо,

словарь в помощь.

Приветливый, неприветливый, быть в хороших отношениях, ру-

гать, хвалить.

b) А теперь скажите:

Какие учителя в вашей школе?

Все они хорошие, приветливые?

Вас часто ругают?

Вас часто хвалят?

Вы в хороших отношениях со своими учителями?

Кто вас чаще всего ругает?

С кем у вас наилучшие отношения?

7. Расскажи кратко, как ты работаешь на уроке. Возьми

следующие слова в помощь.

Пример рассказа:

 

 


 

 

In der Stunde bin ich immer sehr aufmerksam. Ich höre dem Lehrer

zu. Ich arbeite immer sehr fleißig. Die Hausaufgaben mache ich immer

richtig und ganz schön sauber. Ich antworte fast immer richtig. Die Lehrer

loben mich oft.

На уроке я всегда очень внимателен. Я слушаю, что говорит учи-

тель. Домашние задания я делаю всегда правильно и очень аккурат-

но. Я отвечаю почти всегда правильно. Учителя часто меня хвалят.

Пример рассказа:

In der Stunde bin ich nicht aufmerksam. Ich höre dem Lehrer nicht zu.

Ich bin sehr faul. Ich mache die Hausaufgaben gar nicht. Ich antworte fast

immer falsch. Die meisten Lehrer tadeln mich und haben mit mir

Probleme.

На уроке я невнимателен. Я не слушаю, что говорит учитель. Я

очень ленив. Я совсем не делаю домашних заданий. Я отвечаю почти

всегда неправильно. Большинство учителей ругают меня и имеют со

мной проблемы.

*8. Итак, бывают разные учителя и разные ученики. Вот еще одна

школьная история от Кристины Нестлингер.


а)


Прочитайте историю и выполните задания к картинкам.


Тези и англичанка

Следующим уроком был английский. Англичанка хотела, чтобы

Тези прочла вслух домашнее сочинение. Тези забыла тетрадку дома.

«Это может произойти с каждым», — сказала англичанка.

Задание: Кто действующие лица этой истории? Что здесь гово-

рит Тези?

Действующие лица: Тези и учительница английского языка (анг-

личанка).

Тези говорит: «Ich habe das Hausheft zu Hause vergessen» («Я за-

была тетрадь дома»).

Учительница попросила Чарли прочитать вслух. «Я тоже забыл

свою тетрадь, — сказал Чарли. — Такое бывает». «С тобой это про-

исходит слишком часто, — сказала англичанка недовольно. — Ты,

наверное, снова не сделал домашнее задание. У Марии-Терезы это

уж точно не так».

Задание: Посмотрите на картинку, что говорит Чарли?

Чарли говорит: «Ich habe mein Heft auch vergessen». («Я тоже за-

был свою тетрадь».)

«Ты, корова, — думала Тези, — не говори же так! Мне не нра-

вится все время стоять тут как ходячая добродетель! Я должна сей-

час что-то сделать, чтобы другие заметили, что я не на стороне

училки!»

 


 

 

Задание: Переведите предложения с мыслями Тези на русский.

Тези взяла жвачку из портфеля, разжевала ее и надула пузырь ве-

личиной с детскую голову. Англичанка сделала вид, что ничего не

заметила. Она попросила Бигги прочесть домашнее сочинение.

Задание: Что делает Тези сейчас?

Thesi bläst einen Ballon. (Тези надувает пузырь.)

Тогда Тези вынула карты, которые она принесла для Джозефа, из

сумки. Она смешала их и разложила на пульте пасьянс. Этого англи-

чанка никак не могла так оставить. «Мария-Тереза, — закричала

она. — Немедленно убери карты!» Тези играла дальше. «Ты не слы-

шала, Мария-Тереза?» Тези проигнорировала вопрос. «Да что на тебя

такое нашло?» — Англичанка подошла к пульту Тези.

Задание: Что Тези сделала сейчас? Объясните по-русски.

Англичанка собрала карты, которые лежали на пульте Тези. «Она

конфискованы! Ты можешь забрать их потом в дирекции». Тези по-

думала, что бы сказал в такой ситуации Чарли. «Я дарю вам кар-

ты, — сказала Тези. — У меня дома есть другие!»

Задание: Что Тези сказала учительнице?

Тези сказала: «Ich schenke Ihnen die Karten». («Я дарю вам карты».)

Англичанка с треском бросила карты на пульт Тези. Некоторые

карты упали на пол. «Так не обращаются с чужой собственностью», —

сказала Тези. Она собрала карты. Ее сердце громко стучало. «Уда-

лось!, — гордо подумала она. — Таким наглым еще никто не был».

Задание: Что Тези сказала в мыслях? Объясните по-русски: по-

чему Тези такая наглая? Она действительно имеет что-то против учи-

тельницы?

b) Прочитайте историю еще раз. Попробуйте сформулировать про-

блемы Тези (по-немецки или по-русски).


c)


Итак, в чем же проблемы Тези? Найдите формулировку, кото-


рую вы считаете правильной.

Проблемы Тези в том, что ей тяжело дается иностранный

язык и поэтому у нее по английскому языку нет хороших оце-

нок.

Проблемы Тези в том, что у нее плохие отношения с учи-

тельницей английского и она постоянно находится с ней в со-

стоянии конфликта.

Проблемы Тези — это проблемы прилежных учеников, кото-

рых учителя все время хвалят, так что «ходячая добродетель»

себя в классе чувствует немного обособленно.

Правильный ответ — последний.

d) У кого-нибудь в вашем классе есть такие проблемы?

 


 

 

9. Мы продолжаем дальше изучать немецкую школу. Теперь речь

о совсем особенных школах.


а)


Прочитайте сообщение и мнения некоторых учеников об этой


школе.

Школа без стресса

В 1919 году Эмиль Молт, владелец фабрики в Вальдорфе, вместе с

педагогом Рудольфом Штайнером основал школу. Это была совсем

новая школа. Она была основана для детей фабричных рабочих и

должна была создать особенно благоприятную атмосферу для развития

личности школьников. Сегодня во всем мире есть около 400 школ,

которые работают по этой модели. Их называют Вальдорф-школами.

Здесь многое не так, как в государственных школах. Ученики

здесь учатся 12 лет. У них в течение 3 или 4 недель ежедневно по два

одинаковых урока, например немецкого, химии, математики. Потом

у них нормальное расписание. И этот порядок повторяется. Так мож-

но хорошо сконцентрироваться на одном предмете. Здесь нет атте-

статов и нет второгодников.

В расписании стоят такие предметы, как религия, труд, садовод-

ство, хор, оркестр или рисование. Уже в первом классе учат два ино-

странных языка — английский и французский. В конце 12-го класса

ученики могут получить аттестат или учиться дальше.

b) Ну, как вам это нравится?


c)


Вот некоторые мнения школьников об их школе.


Юта, 18 лет:

«Я с удовольствием хожу в эту школу. Здесь учатся не Из-за оце-

нок, а Из-за интереса к предметам».

Марк, 18 лет:

«Очень хорошо, что у нас с первого класса был английский и

французский. Языковые занятия доставляли мне удовольствие».

Аня, 18 лет:

«В младших классах мы много играли. Это было весело. Но я счи-

таю, для учебы нужно больше давления. Также и оценки должны быть».

Штефани, 19 лет:

«Труд, искусство, театр, музыка — я считаю, это здорово, что

здесь учат такие предметы».

10. Вы были внимательны при чтении? Прочитайте предложения

и отметьте, что здесь не соответствует действительности.


1.

2.

3.

4.


Первая Вальдорф-школа была основана в 1919 году — верно.

Во всем мире есть только одна школа такого рода — неверно.

Здесь многое не так, как в государственных школах — верно.

У учеников по 4 недели один и тот же предмет, а потом нор-

мальное расписание — верно.


 

 

5.

6.


 

 

Каждый год здесь получают аттестаты — неверно.

Здесь не учат иностранных языков — неверно.


11. Что в Вальдорф-школах не так, как в других школах?

Прочитайте информацию вслух.

12. Прочитайте еще раз мнения школьников и скажите: что

каждому нравится в его школе?

Образец: Юте нравится, что здесь учатся не Из-за оценок.

Marc gefällt, daß man hier ab der ersten Klasse Englisch und

Französisch lernt. (Марку нравится, что здесь с первого класса учат

английский и французский.)

Anja gefällt, daß man hier in den unteren Klassen viel spielt. (Ане

нравится, что здесь в младших классах много играют.)

Stefanie gefällt, daß man hier solch Fächer, wie Werken, Kunst,

Theater, Musik. (Штефани нравится, что здесь изучают такие предме-

ты, как труд, искусство, театр, музыка.)

13. А что для вас в этой школе особенно интересно? Выскажите

свое мнение по этому поводу. Почему эту школу называют школой

без стресса?

14. Проинформируй cвоих родителей/друзей об этой школьной

модели. Ты, конечно, можешь сделать это по-русски. Но сначала

выпиши себе необходимую информацию из текста, потом пере-веди

ее.

Проекты, проекты

1. А как там с нашими проектами? Вот некоторые предложения

для приготовления выставок и школьных вечеров.


a)


Мы пишем о нашей школе/классе и рисуем картинки, делаем


фотографии, ищем стихотворения и песни на тему «Школа».

b) Мы задумываемся о школе будущего, рисуем картинки к этой

теме и делаем подписи.


c)


Мы придумываем сцены из школьной жизни, заучиваем их и игра-


ем.

d) Мы пишем сатирическую школьную хронику этого года.

2. Мы работаем над нашим главным проектом — разговорником.


а)


Представьте себе: несколько учеников из Германии приезжают к


нам. Может также произойти, что вы сами — ученики, приехав-

шие по обмену. Какие разговоры вы будете вести друг с другом?

Конечно же, о школьных друзьях, об учителях. Напишите в ваш

разговорник возможные вопросы и ответы, переведите их на

русский, если это необходимо.

 


 

 

Школа


Какая ваша школа? Она большая? Она ... ?

Ты идешь в школу пешком или едешь?

ком.