Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Сущность функции «планирование».



Планирование, как функция менеджмента

 

Учебные цели:

Ä Познакомить студентов с сущностями планирования.

Ä Дать представление о видах планирования.

Ä Дать представление о процессе планирования.

 

План лекции:

  1. Сущность функции «планирование».
  2. Виды планирования.
  3. Процесс планирования.

 
 
Мудрость – это способность предвидеть последствия совершаемых действий, готовность пожертвовать сиюминутной выгодой ради больших благ в будущем. Планирование – это оружие мудрых, но планирование – один из самых сложных видов работы, доступных человеку.   Р. Акофф    

 


Сущность функции «планирование».

 

Опыт показывает, что организации, планирующие свою деятельность, функционируют более успешно, чем организации, свою деятельность не планирующие.

В организации, использующей планирование, отмечается увеличение отношения прибыли к объему реализации, расширение сферы деятельности, повышение степени удовлетворенности работой специалистов и рабочих.

Большинство крупных российских предприятий имеют длительный опыт социалистического планирования.

Прак­тика этого планирования имела негативные последствия, связанные, прежде всего, с ограничением свободы плани­рования и свободы действий.

Российские экономические ре­формы открыли путь к экономической свободе предприя­тий.

В результате, почувствовав воздух свободы, многие частично или даже полностью попытались освободиться от «оков» планирования.

Однако импровизация деятельности не привела к оптимальным результатам. Образовавшись, многие предприятия мелкого бизнеса не совершили ни од­ной хозяйственной операции.

 

 

Сегодня примерно одна треть зарегистрированных малых и средних предприятий эконо­мически не функционируют.

Если говорить о крупных пред­приятиях, то огромное их количество находится в состоя­нии неплатежеспособности.

Причин такого состояния мно­го, но среди них - и отсутствие квалифицированного пла­нирования.

 

Но все же увеличивающаяся конкуренция, появление новых рынков, в том числе финансовых, меры по финан­совой стабилизации, проводимые в нашей стране, ведут к тому, что предприятия вынуждены разрабатывать конку­рентные стратегии и планы.

Что же такое планирование?

Планированию можно дать следующее определение.

Планирование - непрерывный процесс установления или уточнения и конкретизации целей развития всей организации и ее структурных подразделений, определения средств их дости­жения, сроков и последовательности реализации, распределе­ния (выявления) ресурсов.

Планирование – это один из экономических методов управления, выступающих как основное средство использования экономических законов в процессе хозяйствования.

Планирование служит для подготовки принятия решения.

Планирование – это систематическая подготовка принятия решений о целях, средствах и действиях путем целенаправленной сравнительной оценки различных альтернативных действий в ожидаемых условиях.

Планирование всегда ориентируется на данные прошло­го, но стремится определить и контролировать развитие предприятия в перспективе.

Поэтому надежность планиро­вания зависит от точности фактических показателей про­шлого.

Для точного планирования необходимо получить как можно больше достоверной информации о рынке и о деятельности предприятия.

Она обеспечивается бухгалтер­ским учетом и обширной статистической базой.

Однако предприятия - это всего лишь небольшая часть рынка и экономики страны.

Следует понимать, что невозможно получить абсолютно все важные данные о рынке в целом, и особенно те, что касаются деятельности конкурентов.

 

 

Таким образом, любое планирование базируется на не­полных данных.

 

 

Задачи планирования:

1. Обеспечение целенаправленного развития организации в целом и всех ее структурных подразделений.

2. Перспективная ориентация и раннее распознавание про­блем развития. План намечает желаемое в будущем состояние объекта и предусматривает конкретные меры, направленные на поддержку благоприятных тенденций или сдерживание отрица­тельных.

3. Координация деятельности структурных подразделений и работников организации. Координация осуществляется как предварительное согласование действий при подготовке пла­нов и как согласованная реакция на возникающие помехи и проблемы при выполнении планов.

4. Создание объективной базы для эффективного контроля. Наличие планов позволяет производить объективную оценку деятельности предприятия путем сравнения фактических значе­ний параметров с планируемыми по принципу «факт - план».

5. Стимул (мотивация) трудовой активности работающих. Успешное выполнение плановых заданий - объект особого сти­мулирования и основание для взаимных расчетов, что создает действенные мотивы для продуктивной и скоординированной деятельности всех участников.

6. Информационное обеспечение работников организации. Планы содержат важную для каждого участника информацию о целях, прогнозах, альтернативах, сроках, ресурсных и админи­стративных условиях проведения работ.

 

Противоположность планирования - импровизация.