Докажите, что роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин» строится по принципам «зеркальной» (Ю.М. Лотман) композиции.
Помощь в ✍️ написании работы
Реалистический роман в стихах «Евгений Онегин» занимает центральное место в творчестве А.С. Пушкина. Это его самое крупное произведение, оказавшее наиболее сильное влияние на судьбу всей русской литературы.
Роман представляет собой восемь глав, организованных по принципу симметрии и параллелизма. Композиционный параллелизм выступает в романе как принцип расположения «материала» на всех уровнях: сюжетном, системе образов, стилистическом.
Во-первых, в романе присутствуют две параллельные фабульные линии: Онегин – Татьяна, Ленский – Ольга. Эти линии параллельны в том смысле, что любовь в обоих случаях драматична.
Во-вторых, симметрия выражается в повторении сюжетной ситуации главных героев. В первой части Татьяна пишет письмо Онегину с признанием в любви и получает отповедь. Во второй части романа уже Онегин пишет Татьяне письмо с признанием в любви и тоже получает отповедь. Обе сюжетные ситуации строятся по схеме: встреча – письмо – отповедь. Только герои во второй части меняются местами.
Параллельны также такие ситуации: написание письма, ожидание ответа, объяснение.
По этому же принципу построены эпизоды, повествующие о снах главных героев. Так, можно проследить чёткую параллель между сном Татьяны и происходящим на именинах: автор изображает схожие атмосферы, близки описания гостей и чудищ. И сон Онегина усиливает эффект параллелизма: в нём присутствуют образы и воссоздаются трагические события, предсказанные сном Татьяны.
Принцип параллельности и симметрии отражается и в системе образов романа, герои которого образуют пары, организованные по принципу антитезы. Онегин живёт по законам светского общества. Он – человек незаурядный, но разочарованный, поражённый скепсисом и хандрой. Ленский же – молодой восторженно-мечтательный романтик, полный юношеской отваги и благородных порывов. Сам автор противопоставляет их: «Волна и камень, / Стихи и проза, лед и пламень / Не столь различны меж собой». Татьяна – «милый идеал» автора, «русская душою», искренняя, чистая, способная глубоко и искренне любить, и Ольга – романтическая героиня, лишённая внутренней глубины.
В стилистическом плане в тесте романа также можно найти сходные места. Например, два письма построены по одинаковому композиционному плану и совпадают в отдельных частях по синтаксическим конструкциям. Похожи и концовки писем: каждый из героев вверяет свою судьбу другому, рассчитывая на его благородство, а также схожи описания душевного состояния героев после того, как письмо написано и послано.
По принципу параллелизма построены и обе отповеди.
Стилистически сходные места можно увидеть и в описании сна Татьяны и её именин: автор повторяет отдельные ситуации и даже слова.
Таким образом, мы видим, что композиция романа построена на принципе повествовательной симметрии. Принцип симметрии использован также при создании системы образов и в стилистическом оформлении текста романа. Ю.М. Лотман назвал такой принцип построения «зеркальным». Принцип «зеркальной» симметрии как композиционный приём не просто делает интересной структуру романа. Но и позволяет его автору через такую сложную форму выразить закономерность в развитии жизни и характеров героев.