Прп. Зосима (Верховский). Икона. 2000 г. Иконописцы Н. А. Криван и В. В. Криван (Зосимова пуст.)
Почитание старца началось сразу после кончины. Над его могилой по благословению свт. Филарета (Дроздова) был выстроен Троицкий храм.
В начале 1880-х годов состоялось обретение нетленных мощей старца. Об этом свидетельствовал прп. Амвросий Оптинский в 1886 году:
"Недавно в Зосимовой пустыни заметили, что гроб основателя обители находится в воде, потому что место
сырое. Высекли из целого камня гроб и сделали новый деревянный гроб и во время переложения увидели, что все тело старца цело, а ступни ног предались тлению"[86].
В 1930-х годах Троицкий храм был обращен в клуб, как именно и когда был вскрыт склеп старца Зосимы, неизвестно.
25 декабря 1999 года в возрожденной обители были проведены работы по обретению могилы старца. "В правой части центрального алтаря возле стены под современным полом Троицкого храма был выявлен склеп, выложенный из белокаменных блоков, в котором находился белокаменный саркофаг, но он не содержит уже останков схимонаха Зосимы". К 2012 году местонахождение мощей неизвестно.
11 октября 1999 года старец был канонизирован в лике местночтимых святых Московской епархии.
6 октября 2004 года определением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви был причислен к лику общецерковных святых.
Труды
Отличительной чертой творений прп. Зосимы является язык - несмотря на время написания (начало XIX века), старец писал на церковнославянском языке.
Свт. Игнатий (Брянчанинов), прочитав это сочинение, отозвался так:
"Житие Василиска есть евангельское, мудрование его евангельское, очищенное и просвещенное"\[87].
Свт. Филарет (Дроздов) свидетельствовал:
"В благодатном царствии Христа Спасителя нередко можно усматривать, что Он среди сокровенных подвигов засвечивает в душах избранных благодатный свет, но потом действует по Своему правилу, изреченному в Евангелии: не скрывать светильника под спудом, но употреблять его для просвещения чрез него и других. Сие можно примечать и в житии старцев Василиска и Зосимы. Василиск безмолвствовал в пустыне безысходно. Зосима должен был иногда входить в селения для приобретения необходимых потребностей жизни и, следственно, вступать в сношения с людьми. Ему встречались души, труждающиеся и обремененные в мире, ищущие душевного покоя и нуждающиеся в руководстве. По усильным просьбам, с благословения старца Василиска, Зосима принял их в свое руководство. И таким образом началось в дальней Сибири общежитие"[88].
Повествование о действиях сердечной молитвы старца пустынножителя Василиска
Записки о жизни и подвигах Петра Алексеевича Мичурина, монаха и пустынножителя Василиска и некоторые черты из жизни юродивого мон. Ионы / Изд. Оптиной пуст. М., 1819
"Заветные письма"
Все известные сочинения и письма прп. Зосимы изданы в книге "Прп. старец Зосима Верховский. Творения", Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2006.
Впервые вместе с изречениями старца было издано в 1860 году 2 книжками в одном переплете. Житие прп. Зосимы оказало влияние на образ старца Зосимы в романе Ф. М. Достоевского "Братья Карамазовы".