ГЛАВА 1. PR-служба и электронные СМИ: общие принципы
взаимодействия…………..……………………………………………………….С. 6.
1.1. Функции электронных средств массовой информации в работе PR-специалиста……………………………………………………………….………С. 6.
1.2. PR-деятельность СФ МГПУ по поддержанию отношений с журналистским сообществом………………………………………………………………………С. 16.
ГЛАВА 2. Оптимальная модель взаимоотношений вузовских PR-специалистов с журналистами электронных СМИ г. Самары…………………………………. С. 27.
2.1. Разработка и проведение PR-мероприятия «День открытых дверей» для абитуриентов СФ МГПУ…………………………………………………………С. 27.
2.2. Оценка эффективности PR-мероприятия «День открытых дверей» для абитуриентов СФ МГПУ………………………………..……………………….С. 37.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………….……………………………….С. 47.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….С. 50.
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………..С. 57.
Содержание ВКР
Требования к содержанию ВКР обусловлены положениями ФГОС ВПО и сложившейся практикой учебно-научных исследований. ВКР не может быть простой компиляцией и составляться из фрагментов уже имеющихся публикаций. Она должна быть наполнена содержанием, подчиненным решению сформулированной реальной практической проблемы – теоретическими положениями, эмпирическими фактами, установленными взаимосвязями, аргументами, выводами, оценками эффективности.
Оригинальность и самостоятельность работы достижимы при условии четко сформулированной проблемы и исследовательских задач. При написании текста дипломной работы необходимо держать под контролем следующие моменты: владение специальным языком и стилем научного изложения; опора на классические работы и основные теории, связанные с темой; творческий подход при обработке эмпирических данных, переход от частных фактов к их обобщенной интерпретации в контексте рассматриваемых задач.
Во Введении обосновывается актуальность выбранной темы, формулируется проблема, обосновываются цель и задачи, которые решаются в работе, определяется объект и предмет исследования, описывается степень изученности темы.
При оценке актуальности выбранной темы необходимо избегать конъюнктурного подхода, в основу которого может быть положена односторонняя оценка ситуации на предприятии, в регионе, стране или мире. Это может привести к сужению спектра научно-практических исследований. Востребованность обществом, объективность анализа научных результатов является важным критерием в выборе актуальности дипломного исследования. Объяснение актуальности не должно быть многословным. Начинать ее описание издалека, приводя во введении общеизвестные факты нет необходимости, главное – показать суть проблемной ситуации.
Обосновывая актуальность, студент должен показать то проблемное поле, которое существует в настоящее время в этой области. Далее устанавливаются цель и задачи ВКР. Можно предложить следующие наиболее общие цели, которые можно сформулировать, при наличии конкретных объекта и предмета исследования:
- обоснование системы мер, направленных на решение коммуникативной проблемы;
- обоснование закономерностей развития СО;
- выявление комплекса условий для решения обозначенных в дипломной работе проблем;
- обоснование подходов к решению проблем СО;
- отбор оптимального объема фактов и аргументов, подтверждающих логику раскрытия содержания явления, существующего в сфере коммуникаций, и т.д.
В ВКР цель исследования одна. В соответствии с целью исследования определяются задачи, которые направлены на реализацию указанной цели и на преодоление рассматриваемых в дипломной работе проблем. Формулировать задачи необходимо конкретно, их количество не должно быть более 5 (пяти).
Среди них могут быть следующие:
- теоретическое осмысление современного состояния объекта и предмета исследования за определенный период;
- обобщение, систематизация и анализ данных, полученных в результате проведенного исследования, формирование логически обоснованных выводов;
- обоснование новизны и практической значимости решений в области связей с общественностью, подготовка рекомендаций и предложений, разработанных в дипломном исследовании;
- разработка рекомендаций и предложений по усовершенствованию существующей практики связей с общественностью;
- проблемы изучения, формирования и управления общественным мнением;
- обоснование и описание применяемых методов научного познания;
- проверка авторских гипотез в процессе сбора и анализа эмпирического материала.
Объектом ВКР по связям с общественностью могут быть:
1.коммуникативные/коммуникационные процессы, реализуемые во всех сферах общества, на предприятии, в общественной организации;
2. деятельность по формированию гармоничных общественных связей в государственных организациях, политических партиях и движениях, в коммерческих структурах и т.д.;
3. формы и технологии, применяемые специалистом по связям с общественностью в учреждениях всех форм собственности, политических, благотворительных и других организациях региона;
4. проблемы формирования репутационного континуума: известность (паблисити), имидж и репутации базисного субъекта (государственные, общественные, коммерческие структуры, персоны, идеи, процессы и явления);
5. организация и осуществление реальных проектов в сфере паблик рилейшнз с использованием знаний и умений в области менеджмента, маркетинга, рекламы, психологии, журналистики и других дисциплин, освоенных в процессе обучения;
6. проблемы и процессы деятельности специалиста по связям с общественностью в его взаимодействии со СМИ, организации пресс-конференций и брифингов;
7. консультационная деятельность и работа советника по всем вопросам, относящимся к компетенции PR-специалиста;
8. проблемы этики, социальной ответственности и профессиональной компетентности специалиста по связям с общественностью.
Исходя из объекта, определяется и предмет изучения, то есть какое-то конкретное направление, ракурс, аспект описываемого объекта. Например, если объектом исследования является пресс-конференция коммерческого предприятия, то предметом могут стать технологии ее подготовки и проведения. Во Введении должны быть описаны методы исследования, направленные на достижение поставленной цели, методологические основы работы. Здесь же дается краткая характеристика базы исследования, степень изученности выбранной темы, основных источников получения информации: официальных, научных, литературных, библиографических и т.д.
Основная часть формируется в зависимости от объекта, предмета, цели и задач проводимого исследования и нацелена на раскрытие основного содержания ВКР. Как правило, она состоит из двух (трех) глав, включающих теоретическую, экспериментальную (проектную) части, каждая из которых содержит 2-3 раздела. Допускается, что обе главы основной части в одинаковой мере могут содержать как теоретические положения (аналитическая работа), так и конкретный эмпирический материал исследуемого объекта.
В Первой главе рассматриваются основные понятия, дается развернутая характеристика исследуемых процессов и явлений, вскрывается их сущность. Аргументы и факты должны сопровождаться ссылками на авторитетные источники, позволяющие сопоставлять взгляды отечественных и зарубежных ученых на исследуемую проблему. Дискуссионный характер работы должен позволить автору рассмотреть эволюцию вопроса, проследить тенденции развития и сделать заключение о состоянии изучаемого объекта. Обобщающие выводы, глубокий анализ конкретной ситуации позволяет автору высказать собственные обоснованные предположения о процессах, явлениях разработать стратегию дальнейшего развития и совершенствования современных паблик рилейшнз, социальных технологий и коммуникативных практик.
Во Второй главе раскрывается сущность проведенного в исследовании эксперимента или описывается, систематизируется накопленный в связях с общественностью конкретный опыт. Выявляются и обосновываются социально-экономические (политические) факторы, влияющие на активизацию процессов, проходящих в коммуникативной сфере, в области связей с общественностью. Во второй главе автор должен представить реализованные или запланированные конкретные проекты (PR-кампании), включающие разработку и применение новейших социальных технологий, собственных творческих разработок и методик в сфере паблик рилейшнз. Данная глава может содержать анализ авторских исследований, апробированных методик и способов разрешения поставленных в исследовании задач, поэтапного изучения практической деятельности. При анализе полученных результатов необходимо широко использовать научные методы исследования, описывать процесс наблюдения, данные опросов, различного рода замеров, сопоставлять сведения, полученные «до», «в ходе» и «после» реализации проекта. Материалы могут находить отражение в таблицах, схемах, графиках, рисунках, диаграммах, печатных и видеоматериалах, представленных как в тексте, так и в приложении дипломной работы.
Описание новизны и практической значимости результатов и рекомендаций, полученных в ходе исследования, должно быть представлено в основной части в соответствии с логикой изложения материала. Акцент на этих важных моментах делается в конце каждого раздела и главы в форме обобщающих итогов и конкретных выводов. Такие умозаключения должны способствовать совершенствованию теории и практики связей с общественностью, решению проблем конкретного базисного PR-субъекта не сводиться к декларативным утверждениям: «необходимо усилить», «надо увеличить», «были рассмотрены, проанализированы, изучены» и т.д. В работе желательно представить механизм реализации предложений, подробное описание новых моделей, технологий, положений, формулировок и т.д. При внесении предложений и рекомендаций целесообразно предлагать несколько вариантов решения выявленной проблемы.
Следует проанализировать каждый из вариантов, выбрать оптимальный, прогнозировать не только положительные результаты использования выбранного варианта, но и предложить мероприятия по минимизации рисков негативных последствий в случае реализации предлагаемых мер. Выводы должны указывать на реальное разрешение коммуникативной проблемы, востребованность полученных результатов в практической деятельности, разработку нового PR-инструментария. Кроме того, они должны содержать детальное описание уже известных технологий, примененных по-новому или в ранее не используемой сфере деятельности.
В Заключении студент обобщает итоги проведенного исследования, описывает полученные результаты, определяет, насколько эффективны предлагаемые в дипломе решения, в чем заключается необходимость внедрения их в практику. Следует помнить, что обобщающие данные строятся на основе положений и выводов, содержащихся в главах выпускной квалификационной работы, и должны иметь конструктивный характер. Практически в заключении размещаются основные выводы разделов и глав исследования, указывается на то, подтверждена ли гипотеза, что нового дала работа, какова ее практическая значимость. Объем Заключения – не более 3 страниц. Определение новизны исследования желательно описывать, используя такие слова, как «разработаны», «раскрыты», «обоснованы», «определены», «установлены» и др. Описывая практическую значимость работы, студент может продемонстрировать использование отдельных материалов или результатов выпускной квалификационной работы в деятельности предприятия и подтвердить этот факт справкой (письмом, актом) руководства исследуемого объекта, базы практики.
Список литературы является составной частью ВКР и является своеобразным ключом к источникам, которыми пользовался студент при ее написании; библиография позволяет судить о степени осведомленности автора ВКР об изучаемой проблеме. Рекомендуемое количество источников – не менее 50 (пятидесяти). В списке литературы сведения о книгах приводятся в следующем порядке, принятом при оформлении библиографии.
1. Нормативно-законодательные документы.
2. Государственные стандарты и сборники документов.
3. Книги одного, двух, трех и более авторов.
4. Сборники одного автора.
5. Сборники с коллективным автором.
6. Материалы конференций.
7. Авторефераты диссертаций.
8. Статьи из газет и журналов.
9. Статьи из ежегодника.
10. Статьи из энциклопедий и словарей.
11. Интернет-ресурсы.
Приложения – часть ВКР, они имеют дополнительное иллюстративно-справочное значение и являются необходимыми для более глубокого освещения изучаемой темы. По содержанию приложения очень разнообразны: это могут быть копии подлинных документов, выдержки из отчетных материалов, планы, протоколы заседаний, отдельные положения, уставы, копии газетных публикаций, видео- и аудиоматериалы и т.д. В Приложении размещается инструментарий, который был использован в работе над исследованием (опросные листы, вопросы к проведению бесед, интервью, сетевые графики PR-кампаний и др.). Можно приложить всю менеджерскую и маркетинговую документацию: сценарии специальных мероприятий, проекты, бизнес-планы, контракты, договоры, сметы, правовые акты и нормативы, медиапланы, сценарии и т.д. Иллюстрируются виды и формы рекламных и PR-текстов, аудио- и видеоматериалы, фотографии и пр. Находит освещение и деятельность по подготовке проекта: приказы, распоряжения руководителей, решения административных органов, трудовых коллективов и организаций, заинтересованных в осуществлении проекта. В приложении можно разместить отзывы заказчиков, будущих работодателей, справки о внедрении.