Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Исторически-теоретические предпосылки возникновения философии права в России.



История философии права в России имеет глубокие формы. Считается, что русское правоведение начинается со времен Петра I (с 18 века). До этого времени знание отечественных законов носило случайный характер. Но это не так. Сегодня ученые (например, Кузнецов) считают, что основание правовых взглядов в России был заложен в период феодализма.

Памятники права:

«Слово о законе и о благодати Иллариона», 11 век

«Повесть временных лет»,

«Русская правда», 12 век.

В «Слове о законе и о благодати Иллариона» главная идея учения – свобода личности, которая противопоставляется закону. Закон – формальное предписание, которое навязывается извне.

В 16 веке, стремясь найти разрешение противоречия между феодализмом и крестьянством, Федор Карпов предлагал издавать праведные законы, которые регулировали бы различные людские интересы. Феодосий Косой автор идеи неповиновения власти, которая следует из равенства людей и бога. В период преодоления феодальной раздробленности после падения татаро-монгольского ига, в 1497 году – единый судебник.

В 17 веке в русском обществе намечалась тенденция освобождения общей мысли от религиозного церковного влияния, хотя процесс шел очень медленно (но философские идеи еще были пронизаны религиозными мотивами):

Судебник 1550 года,

Стоглав 1551 года,

Судебник 1589 года,

Уложение 1649 года.

Таким образом, до времен Петра I достаточно исторических источников права, что позволяет говорить, что русское правоведение имеет более глубокие корни. Уложение 1649 года свидетельствует о значительной степени образованности юристов в России того времени.

Наиболее интенсивное развитие правовых идей началось с 17 века. В это время перед юристами стояли сложные задачи – необходимо было достичь уровня стран Западной Европы. Развитие правовых идей шло не по пути копирования западных идей, а по пути формирования собственных взглядов. Русское правоведение внесло свой вклад в развитие идей естественного права.

В эту эпоху развивается «чистое» правоведение (без религиозных мотивов). Петр I узнал, что книга Пуффендорфа служит основой для обучения юристов Запада, велел перевести ее на русский язык. Эта книга имела большую популярность в России, но основную роль играли лекции профессоров в русских университетах. Многие лекции читались немецкими профессорами, естественно, с постулатами немецкого права.

В 1755 году был издан уках об учреждении Московского университета. Ему было суждено сыграть значительную роль в развитии просвещения. В этом университете преподавали русские ученые. Они боролись с распространением идей немецких философов, иностранного законодательства; также правоведам пришлось бороться с нападками приверженцев приказного порядка.

Десницкого можно назвать первым русским профессором права, его лекции были посвящены отечественному праву. Речи Десницкого – литературный памятник. Он последователем идей естественного права. Десницкий: нравоучительная философия основана на 4 добродетелях:

-истина,

-премудрость,

-великодушие,

-воздержание.

Он считал, что правоведение должно установить причины и факторы, которые обуславливают развитие правовых систем различных государств. Десницкий выделил 4 части натуральной юриспруденции:

1) вопросы о происшествии правлений в разные веки у разных народов,

2) вопросы о правах, происходящих в обществе от различного состояния и знания людей,

3) вопросы о правах, происходящих от различных дел между обывателями,

4) вопросы о полиции и благоустройстве гражданском (вопросы управления государства обществом).

В основе взглядов Десницкого лежат идеи Гуго Гроция. Но его речи не были простым пересказом идей Гроция. В лекциях Десницкого чувствовалась самостоятельная работа – примеры заимствования из русской жизни. Он считал, что человек обладает набор естественных неотчуждаемых прав, но вместе с тем Десницкий отвергал моменты, связанные с богословием религиозного влияния. Он считал, что государство возникает не в результате общественного договора, а в результате появления частной собственности и деления общества на богатых и бедных. Десницкий одним из первых осознал необходимость всестороннего рассмотрения и изучения права путем соединения философских, исторических и догматических методов.

Современником Десницкого и приверженцем идей естественного права был профессор Золотницкий. Его работа «Сокращение естественного права», выбранная из разных авторов для пользы российского общества является первым русским источником юридической литературы. Золотницкий в своей работе писал, что естественное право есть знание натурального состояния, из естественных прав происходят натуральные законы. Человек в своих действиях должен исходить из того, что полезно и справедливо. Именно естественное право служит мерилом действий людей, а также законов, которые издаются государством.

В 1818 году вышла книга Куницына «Право естественное». Она вызвала отрицательную реакцию со стороны правительственных органов, за что Куницына изгнали из университета и лицея. Он был последователем Канта, рассматривал право как часть нравственной философии. Нравственная философия есть наука, излагающая законы, предписываемые воле. Нравственная философия делится на 2 части:

1) законы внутренней свободы (собственное нравоучение),

2) законы права (правоучение).

Различия: нравоучение имеет предметом внутреннюю свободу, а право – внешнюю свободу. Он отдавал предпочтение естественному праву по сравнению с положительными законами, которые основаны на произволе законодателя.

В естественном праве он различал:

-право чистое,

-право прикладное.

Чистое право разрешается рассмотрением следующих двух вопросов:

1) какие права человека принадлежат ему по его природе,

2) какие права сверх того могут люди приобрести и соединить с правами, непосредственно из природы проистекающими.

Прикладное право занимается приложением чистого права к отношениям людей, но таким образом, чтобы не нарушалась свобода человека.

Куницын считал, что познание естественного права необходимо для исследователей положительных законов для определения их справедливости. Главным руководством для законов должны служить основные начала естественного права. Он определял формальное начало права. Человек имеет право на те действия, которые не нарушают свободу других людей.

Развитие правовой науки 18-19 веков происходило не так быстро, так как требовалось осмысление социально-экономических и политических факторов, которые определяли развитие государства и русского правоведения. Большие вклады внесли: Радищев, Белинский, Герцен, Чернышевский. Например, Радищев внес прогресс идеи в учение права. К естественному праву он отнес жизнь, вольность (свободу), безопасность. Он говорил о необходимости разорвать порабощение; если законы государства не отражают интересы народа, то можно их не соблюдать («разорвать общественный договор»).

Таким образом, русское правоведение имеет достаточно глубокие корни. Наиболее интенсивное развитие правоведения происходило в 18 веке. Можно говорить не только о появлении в конце 19 века юридической литературы, но и о создании фундаментальных трудов по теории и философии права, которые признавались лучшими среди существующих в мире.

 

Философско-правовая школа в России (вторая половина 19 – начало 20 века).

С одной стороны, грань 19-20 веков ознаменовалась мощным толчком в развитии науки, культуры и искусства, но с другой стороны, этот период охарактеризовался социально-политическим кризисом, который заставлял задумываться ученых о дальнейшем развитии русского государства.

В этот период широко распространились философские и религиозные идеи среди естествоисследователей, юристов, историков. Возник вопрос о правовых механизмах осуществления государственной власти. Для ответа на него необходимо осмыслить сущность и природу права.

В этот период широко была распространена идея обожествления власти, то есть непререкаемости закону. Это очень противоречивый период, который приводит к кризису правосознания, который привел к возрождению естественного права. В этот период ведущие мыслители развивают идеи о связи права и нравственности. Они отстаивают свободу личности, неприкосновенность и неотчуждаемость прав.

Получила свое развитие идея права государства. Чичерин, Соловьев, Новгородцев, Бердяев и другие – основные мыслители этого периода. Чичерин (его работа «Философия права») отстаивал необходимость философии права, как руководящее начало, как критерий оценки действующего законодательства. Он исследовал природу человека: личность есть корень и определяющее начало всех общественных отношений. Человек наделен свободной волей, вследствие этого он признается свободным лицом, и ему присваиваются права. Личность есть духовное существо, то есть одаренное разумом и волей, она имеет свое достоинство, имеет цену сама по себе и не может выступать орудием. Вместе с тем, отмечает Чичерин, человек – существо общежительное, он находиться в постоянном столкновении с другими людьми, каждый старается расширить степень свободы. Поэтому необходимо установить, что принадлежит каждому, установить правила разрешения споров, а это можно установить только с помощью права. Право возникает уже на первоначальных ступенях человеческого общежития. Право составляет объективно необходимый институт любого человеческого общества.

Таким образом, рассматривая вопросы личности и общества, мы наблюдаем 2 противоположных элемента:

-духовная природа человека состоит в свободе,

-общие начала, с другой стороны, выступают как ограничение свободы и выражаются в законе.

Поэтому основной вопрос – это отношение закона к свободе. Отношение может быть:

-принудительное (государственный закон),

-добровольное (нравственный закон).

Первое касается внешних действий, касается внешней свободы. Второе касается внутренних побуждений, проистекает из внутренней свободы. Из первого рождается право, а со второго – нравственность.

Давая определение праву, Чичерин отмечает его двоякое значение. Он дает определение объективного и субъективного права. Субъективное право – нравственная возможность, законная свобода что-либо делать или требовать. Объективное право – закон, который определяет эту свободу. Соединение этих двух смыслов и дает общее определение права. Право – свобода, определяемая законом. Если более точно, право – внешняя свобода человека, определяемая общим законом. Чичерин различил положительное и естественное право. Естественное право должно служить руководством к принятию законодательства. Общим руководством для установления, реализации законов является правда (справедливость), которая связана с началами равенства (равенства перед законом), следовательно, правда заключается в том, чтобы каждому воздавать свое. Таким образом, Чичерин защищает свободу человека.

П.И. Новгородцев – один из крупнейших правоведов, заведовавший кафедрой энциклопедии права. Его основная работа – «Введение философии права». Он признавал идеи Канта, но последователем Канта его назвать нельзя, он имел своеобразные взгляды. В работе «Нравственная проблема философии Канта», в отличие от Канта он говорил, что нравственный закон должен осознать внутри, затем он должен действовать во внешней среде. Нравственный закон не сводиться к личности, это большее, нравственный закон имеет основание в обществе; Кант же считал, что нравственность – это сугубо внутреннее, личная категория.

Новгородцева считают основателем естественного права с изменяющимся содержанием («Новая теория естественного права»). Эта теория получила широкое распространение во II половине 19 века. Ее сторонники признают наличие естественного права, рассматривают его как совокупность неотъемлемых прав личности, которые не могут быть никем ограничены, в том числе государством, но объем прав в разные эпохи различен. Новгородцев также отмечал следующее: государство не произвольно в создании норм права, более того, уже тогда он отмечал, что не все нормы являются правовыми по своей сущности. Для того чтобы норма была правовой, она должна отвечать требованиям справедливости. Справедливость – свобода и самостоятельность каждой личности. В философском смысле личность выше государства. Естественные права личности составляют общечеловеческие ценности, которые закреплены в праве. Хотя эти права по своей реализации, конечно, зависят от государственных интересов (но это реализация), но существование права не зависит от государства. Новгородцев говорил о совершенствовании общества во взаимосвязи с нравственным совершенствованием личности. Наилучшие условия для этого формируются только в правовом государстве. По его мнению, правовое государство в состоянии объединить классовые интересы в той мере, в какой это возможно. Все это осуществить правовое государство может, причем не только граждане, но и государственные органы должны следовать нравственным принципам, которые выражены в праве.

Владимир Сергеевич Соловьев. Его работы: «Значение государства» 1895 г, «Право и нравственность» 1897 г, «Оправдание добра» 1899 г. По его мнению, главным началом философии права является сущность природы личности, основным свойством которого являются свободы. Переходя к рассмотрению права, он выделил 2 момента:

1) генезис права. Возникновение права он трактует в духе исторической школы права. Право возникло в истории человечества наряду с другими проявлениями общечеловеческой жизни (русский язык и так далее). Истоки права коренятся не в сознании человека, а в родовом знании. В обычном праве уже есть естественно-правовые начала, например, начала справедливости.

2) собственная сущность права. В основе лежит свобода как характерный признак личности. Свобода сама по себе еще не право, она становиться правом только тогда, когда за всеми одинаково признается свобода. «…Право есть свобода, обусловленная равенством».

Значительное место Соловьев уделял нравственности и справедливости. Содержанием понятия «право» являлись нравственность и справедливость. Для правового закона, он должен быть не только по форме, но и по содержанию должен соответствовать этому. «Право – не равенство вообще, а равенство в должном». Он делал акцент на взаимосвязи права и нравственности. «Между идеальным добром есть промежуточная область – право. С помощью права можно обеспечить нравственные основы жизни общества в целом». Без права нравственные ценности превратятся в декларации. С другой стороны, право без нравственности – произвол. «Высшая форма прав – справедливое право. Справедливые правовые законы – законы, которые соответствуют нравственным критериям и понятиям добра».

Михайловский. Его работа – «Очерки философии права». Он акцентирует внимание на необходимости изучения философии права, ее значение в формировании личности юриста-правоведа. Для юриста философия права должна быть тем, что позволяет ему не заблудиться. Она спасает юриста от двух крайностей – от поклонения права и отрицания права, помогает выработать объективные подходы и оценки.

Черненко выделил 3 направления развития философии права в России в настоящее время:

1) преобразование естественно-правового понятия с учетом новых, изменившихся общеевропейских и российских условий. Пути возрождения естественного права:

a) создание гармонической системы, которая базируется на идее консенсуса между полномочиями личности, общества и государства

b) нравственное насыщение правового бытия (возрождение справедливого права).

2) разработка концепций правового государства

3) придание особого статуса личности в системе функций правового государства; признание неотчуждаемости прав личности. Одна из задач – выработка путей воспитания правовой личности.