В самом сердце Вселенной и каждого существа неисчерпаемый океан мира, счастья и любви.
Автор
2550 лет назад в Оленьем Парке близ Сарнатха только что достигший высшего просветления и ставший новым Буддой принц Сидхартха Гаутама дал Миру наиболее краткую и чеканную формулировку своего Учения, известную с тех пор как четыре благородных истины. Вот они:
1. Мир есть страдание;
2. Есть причины страданий;
3. Есть конец страданий;
4. Есть Пути, ведущие к концу страданий.
По мнению автора, может представлять интерес интерпретация этих благородных истин с позиций развиваемых в данной работе представлений.
Поскольку противоположностью страданию является не просто отсутствие страдания, а блаженство, что, очевидно, само по себе совершенно не одно и тоже, то возникает закономерный вопрос: "Является ли конечное Освобождение состоянием положительного блаженства или лишь отсутствием страданий?"
Буддистские источники отвечают на этот вопрос так: "...бесстрашие, самопроизвольная радость и активное сочувствие являются истинной природой существ". А Освобождение как раз и является раскрытием "истинной природы существ". (см., например, Лама Оле Нидал, ""каким все является на сомом деле (Современное введение в учение Будды), -СПб.; "алмазный Путь, 1996.-88с.) В этой связи представляется, что в действительности Буддизм не является учением с пессимистическим взглядом на жизнь, как иногда может показаться на первый, и поверхностный, по мнению автора, взгляд.
Но чтобы это прозвучало в явной форме, а не в форме комментария или вывода, необходимо сформулировать еще одно положение, предваряющее четыре благородные истины. Кроме того в нашем комментарии изменен порядок 3-й и 4-й благородных истин.
Итак, автор предлагает вниманию читателя следующую таблицу, в которой в первом столбце даны сами благородные истины Буддизма, во втором - комментарий к ним, в третьем ассоциации с различными источниками.
¦
Благородная истина
Комментарий
Ассоциации
В самом сердце Вселенной и каждого существа беспредельный океан счастья и любви.
Сущность исходного непроявленного состояния Вселенной Маха-Пралайя, - ничем не омраченные, мир, счастье и любовь. Маха-Пралайя - это и состояние конечного Освобождения Вселенной. Дхарам-Кайя (нирвана) - это состояние конечного индивидуального Освобождения, достижение первичного света Великого Учения Тедол. Это состояние тождества истины, любви и красоты.
Я есть свет и жизнь, говорил Иисус Христос.
Мир есть страдание
Не вообще весь мир есть страдание, а лишь проявленный, дифференцированный мир, т.е. Сансара. Возникновение проявленного, дифференцированного мира, т.е. начало Сансары, - это есть и начало страданий и заблуждений. Нисходящая ветвь круга Сансары - возникновение миров и существ, погруженных во все больший мрак страданий и заблуждений.
Люди называют злом причину страданий и заблуждений, поэтому можно сказать, что Зло есть причина возникновения и развертывания Сансары.
Есть причины страданий
Причины страданий и заблуждений - погружение в темные пучины материи и майи, экранирование первичного источника жизни, света, истины, счастья и любви все большим количеством темных покровов и завес, т.е. поверхностных материальных структур ("рост жемчуга"). Скверны (грехи) - это решения, увеличивающие степень омраченности первичного света, т.е. увеличивающие степень материализации ЭГО.
Продвижение вниз по нисходящей ветви круга Сансары сопровождается стонами и плачем бесчисленных существ, степень страданий и невежества которых на этом пути постоянно возрастает.
Есть конец страданий
Возможно полное и окончательное преодоление страданий и заблуждений - это выход за пределы Сансары, т.е. Освобождение.
Каким же неограниченным счастьем должно быть само Освобождение, если даже одно только прикосновение к истинному Пути, ведущему к Освобождению, уже вызывает восторг и томление Духа и наполняет сердце радостью.
Есть Пути, ведущие к концу страданий
"Путь наверх" по восходящей ветви круга Сансары - последовательное преодоление внешних ограничений материи ("превращение жемчуга в алмаз"), процесс эволюции сознания, - это и есть Путь Освобождения, т.е. способ преодоления страданий и заблуждений.
По Платону истина внутри нас, она познается не путем поступления некоторой информации из вне, а путем снятия внешних ограничений, скрывающих истину от сознания. При прикосновении к истинному пути сердце наполняется радостью. Радость есть особая мудрость (Агни-йога). Люди называют добром причину счастья и истинного познания, поэтому можно сказать, что добро есть способ свертывания миров Сансары.
Нет, не просто отсутствием страданий является Освобождение, это высшее и ничем не ограниченное счастье, которое суждено каждому существу еще от рождения Мира!
Бытие Бытия в том, что оно есть. Бытие Небытия в том, что его нет.
Поскольку в начальном состоянии Вселенной не было ничего, кроме неомраченного света истины, счастья и любви, то и в мирах Сансары в действительности не может быть ничего, кроме этого.
Зло, как причина Сансары, зло, как причина страданий и заблуждений, есть лишь та форма любви, которая возможна на нисходящей ветви круга Сансары. Это любовь горькая, т.к. она четко осознает, что должна погибнуть, дав жизнь чему-то Совершенно Новому, что расцветет на восходящей ветви эволюции Сансары. Зерно погибает, когда превращается в колос. Зло - это несчастная любовь, любовь с полным самопожертвованием, любовь неразделенная и без всякой надежды быть узнанной и понятой. Любовь на восходящей ветви Сансары - это праздник разделенной плодотворной любви, любовь торжествующая Победу, радостная любовь в идеальных условиях, не требующих самопожертвования.
Последующее состояние Маха-Пралайи отличается от предыдущего тем, что содержит в себе в снятом (по Гегелю) виде квинтесенцию всего опыта прошедшей Сансары. Этот опыт представляет собой как опыт затяжного падения в темные глубины невежества и страданий, так и опыт их полного и окончательного преодоления и вознесения к Первичному Неомраченному Свету, первичному источнику жизни всей Вселенной и каждого существа - Богу.