Страхование грузов
Объектами страхования грузоперевозок (карго-страхования) являются имущественные интересы страхователя, связанные с возможными ущербами в ходе транспортировки груза. Страховое покрытие распространяется на:
• стоимость груза по документам, транспортные расходы (фрахт), ожи-даемую прибыль от реализации груза (до 20% от стоимости груза);
• расходы страхователя по предотвращению и уменьшению ущерба;
• затраты на перегрузку, складирование и дальнейшее передвижение груза после страхового случая;
• убытки, взносы и жертвы по общей аварии.
Общая авария - страховой случай, который характеризуется общей опасностью для транспортного средства и груза. В результате для спасения транспортного средства и людей приходится добровольно пожертвовать грузом или его частью. Экономические последствия общей аварии заключаются в том, что стоимость ущерба должна быть разделена между владельцами груза, транспортногосредства, перевозчиком, а следовательно, между их страховщиками пропорционально их доли в общей страховой стоимости.
Частная авария - страдают имущественные интересы только одного из участников транспортного процесса, и ущерб возмещается только его страховщиком.
Страхование распространяется только на те риски, которые можно измерить в финансовом отношении с точки зрения количественных размеров возможного ущерба и вероятности наступления страхового случая. Риск, который несет страховщик при страховании транспортируемых грузов, чрезвычайно разнообразен.
Риск зависит от вида транспорта и от показателей, характеризующих с технической стороны транспортное средство: год выпуска, принадлежность, техническое состояние, снаряжение, квалификация, состав и обеспеченность экипажа, грузоподъемность (тоннаж), а также от погодных и региональных условий, в которых оно эксплуатируется, времени года и т.д.
Для определения степени риска страховщику необходимо иметь данные, характеризующие груз:
• вид груза: точное наименование, род упаковки, число мест или мера, сведения о внешнем виде, состояние;
• особые свойства и естественные качества: легковоспламеняющийся, взрывоопасный или вообще опасный по своей природе;
• перевозочные документы: товарно-транспортные накладные, номера и даты коносаментов;
• размещение в транспортном средстве: внутри, снаружи, навалом, насыпью, наливом, крепление и сепарация груза;
• маршрут следования: пункты отправления, перегрузки и назначения груза;
• право на регресс (суброгацию) и др.
Ответственность страховщика перед страхователем ограничивается страховой суммой, определенной в договоре страхования. При страховании имущества, если договором не предусмотрено иное, страховая сумма не должна превышать его действительную стоимость, каковой является стоимость имущества в месте его нахождения в день заключения договора страхования. Груз считается застрахованным в сумме, заявленной страхователем, но не выше стоимости груза, указанной в счете поставщика, с включением расходов по перевозке, если не обусловлено иное.
В случаях, когда груз принят на страхование в определенной доле от полной стоимости, все объекты считаются застрахованными в том же процентe от их стоимости. При наступлении страхового случая страховщик обязан: возместить страхователю (выгодоприобретателю) часть понесенных последним убытков пропорционально отношению страховой суммы к страховой стоимости. Договором может быть предусмотрен более высокий размер страхового возмeщения, но не выше страховой стоимости.
Если имущество застраховано лишь в части страховой стоимости, стра-хователь вправе осуществить дополнительное страхование, в том числе у другого страховщика, но с тем, чтобы общая страховая сумма не превышала страховую стоимость.
В основе расчета тарифов при страховании грузов лежит «Методика расчета тарифных ставок по рисковым видам страхования» от 8 июля 1993 г. № 02-03-36. Основное значение при этом имеют следующие показатели: вид транспорта, род груза, протяженность пути.
Условия заключения договора страхования грузов аналогичны существенным условиям в любом другом виде имущественного страхования.
При заключении договора страхования страховщику предоставлено право на оценку страхового риска. Страхователь предоставляет представителю страховщика (эксперту, аварийному комиссару, сюрвейеру) возможность ознакомиться с состоянием груза в период отправки, а также предоставляет необходимые документы, подтверждающие его право на груз и характеризующие условия транспортировки, в особенности риски, покрываемые страховой защитой.
Особенностью заключения договора страхования грузов является составление генерального полиса. В ст. 941 ГК РФ указано: тематическое страхование разных партий однородного имущества (товаров, грузов и т.п.) на сходных условиях в течение определенного срока может по соглашению страхователя со страховщиком осуществляться на основании одного договора страхования - генерального полиса. Страхователь обязан в отношении каждой партии имущества, подпадающей под действие генерального полиса, сообщать страховщику обусловленные таким полисом сведения в установленный срок, а если он не предусмотрен, то немедленно по их получении. Страхователь не освобождается от этой обязанности, даже если к моменту получения таких сведений возможность убытков, подлежащих возмещению страховщиком, уже миновала. По требованию страхователя страховщик обязан выдать страховые полисы по отдельным партиям имущества, подпадающим под действие генерального полиса».
В одном страховом полисе о страховании грузов могут быть объединены различные объекты страхования: грузы, ожидаемая прибыль, комиссия, фрахт и транспортные расходы, связанные с перевозкой грузов и его хранением.
Страхование может быть осуществлено на основании следующих условий: 1.«С ответственностью за все иски». Согласно этому условию возмещаются убытки, происшедшие от случайностей и опасностей перевозки:
• от повреждения или полной гибели всего или части груза, происшедшего по любой причине, кроме случаев, исключающих ответственность страховщика;
• убытки, расходы и взносы по общей аварии;
• все необходимые и целесообразно произведенные расходы по спасению груза, а также по уменьшению убытка и установлению его размера, если убыток возмещается по условиям страхования.
2. «С ответственностью за частную аварию». При этом возмещаются убытки, происшедшие от случайностей и опасностей перевозки:
• от повреждения или полной гибели всего или части груза вследствие огня, молнии, бури, вихря, землетрясения, извержения вулкана и других стихийных бедствий, крушения или столкновения судов, или от удара их о неподвижные или подвижные предметы, посадки судна на мель, провала мостов, взрыва, повреждения судна льдом, подмочки забортной водой, а также вследствие мер, принятых для спасения или тушения пожара;
• от повреждения или полной гибели всего или части груза вследствие несчастных случаев при погрузке, укладке, выгрузке груза и приеме топлива;
• вследствие пропажи перевозочного средства вместе с грузом без вести;
• убытки, расходы и взносы по общей аварии;
• все необходимые и целесообразно произведенные расходы по спасению груза, а также по уменьшению убытка и по установлению его размера, если убыток возмещается по условиям страхования.
3. «Без ответственности за повреждения, кроме случаев крушения» В данном случае возмещаются убытки, происшедшие от случайностей и опасностей при перевозке:
• от повреждения или полной гибели всего или части груза вследствие огня, молнии, бури, вихря, землетрясения, извержения вулкана и других сти-хийных бедствий, крушения или столкновение судов, или от удара их о неподвижные или подвижные предметы, посадки судна на мель, провала мостов, взрыва, повреждения судна льдом, подмочки забортной водой, а также вследствие мер, принятых для спасения или тушения пожара;
• от полной гибели всего или части груза вследствие несчастных случаев при погрузке, укладке, выгрузке груза и приеме топлива;
• вследствие пропажи перевозочного средства вместе с грузом без вести;
• убытки от поврежденного груза вследствие крушения или столкновения судов, или удара их о неподвижные или подвижные предметы;
• посадки судна на мель, пожара или взрыва на судне;
• убытки, расходы и взносы по общей аварии;
• все необходимые и целесообразно произведенные расходы по спасению груза, а также уменьшению убытка и по установлению его размера, если убыток возмещается по условиям страхования.
По соглашению страхователя со страховщиком выбираются конкретные условия страхового покрытия из трех перечисленных выше в зависимости от вида застрахованных грузов и транспортировки.
При заключении договора страхования грузов из страховой защиты могут быть исключены определенные риски. Не подлежат возмещению убытки, происшедшие вследствие:
• всякого рода военных действий или военных мероприятий и их последствий, повреждения или уничтожения минами, торпедами и другими орудиями войны, пиратских действий, а также гражданской войны, народных волнений и забастовок, террористических актов, конфискаций, реквизиций, ареста или уничтожения грузов по требованию военных или гражданских властей;
• прямого или косвенного воздействия атомного взрыва, радиации или радиоактивного заражения, связанных с любым применением атомной энергии и расщепляемых материалов.
Поиск по сайту:
|