Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Культура. Для русской культуры XVII в. характерно ее дальнейшее обмирщение и рост западноевропейского влияния.



Литература. События Смуты нашли отражение во многих памятниках публицистики: «Сказании» об осаде Троице-Сергиева монастыря поляками келаря обители Авраамия Палицына, «Повести» И. М. Каты рева-Ростовского, «Словесах» И. А. Хворостинина, «Временнике» И.Тимофеева. Авторами указывались различные причины Смуты: божий промысел, пресечение династии Рюриковичей, грехи Годунова и т.д. При описаниях событий все больше места уделяется роли личности.

В 1630 г. создается «Новый летописец», обосновывавший права Романовых на престол, в 1652 г. — свод патриарха Никона. Продолжается и местное летописание. В 70-х годах в Киеве, а затем и Москве выходит первая печатная книга по истории — «Синопсис» киевского монаха Иннокентия Гизеля, излагавшая в доступной форме события от древности до современной автору эпохи. «Синопсис» был чрезвычайно популярен и выдержал десятки изданий.

Крупнейшим поэтом и публицистом XVII в. был Симеон Полоцкий (С. Е. Петровский-Ситнианович). Симеон сочинял панегирики, сатиры, религиозные и моралистические стихи, используя при этом рифму, что было внове для русской литературы. Его стихи составили сборники «Рифмологион» и «Вертоград многоцветный».

Образцом литературного новаторства стало «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное». Его отличают сочность языка, яркость образов и зарисовок, страстная полемичность.

Развивается жанр сатирических повестей, в которых обличались судебные порядки («Повесть о Шемякином суде», «Повесть о Ерше Ершовиче»), порочность некоторых представителей духовенства («Калязинская челобитная», «Сказание о Куре и Лисице») и т.д.

Выдающимся памятником воинской литературы стала «Повесть об азовском осадном сидении донских казаков» в 1637—1642 гг. Федора Порошина.

Все большее место в публицистике занимают идеи сближения с Европой, выраженные в сочинениях И. А. Хворостинина и Г. К. Котошихина. Черты западного быта заимствовали А. С. Матвеев, В. В. Голицын и другие вельможи. В 1681 г. при дворе было велено являться в коротких кафтанах венгерского и польского покроя. Но подобные веяния продолжали вызывать у многих неприятие.

Театр. В 1672 г. по инициативе А. С. Матвеева при дворе создается первый в России театр, где играли иноземные, а затем и русские артисты. После смерти Алексея Михайловича театр был закрыт.

Просвещение. В 1634 г. печатается первый букварь Василия Бурцева, в 1682 г.— таблица умножения, в конце века — иллюстрированный букварь Кариона Истомина. Одних только букварей во 2-й половине XVII в. было издано 300 тыс. Растет число переводных изданий. При Аптекарском приказе появляется первая русская научная библиотека. В 1621 г. при дворе начинает выходить рукописная газета «Куранты». В 1665 г. при Заиконоспас-ском монастыре создается «школа грамматического учения». Руководил ею Симеон Полоцкий; она готовила подьячих для приказов. В 1687 г. открывается Славяно-греко-латинское училище (позднее академия), где среди прочего обучали и столь долго отвергавшейся латыни.

Наука. Особенно велики были благодаря экспедициям первопроходцев достижения геофафии. Отряды В. Д. Пояркова и Е. П. Хабарова открыли путь до Тихого океана по Амуру. Экспедиция Ф.Попова и С.И.Дежнева обнаружила пролив между Азией и Америкой. В. В. Атласов обследовал Камчатку. Многие из этих открытий были зафиксированы на картах того времени. К 1701 г. С. У. Ремезов закончил составление «Чертежной книги Сибири». В Разрядном приказе велась работа над «Боль, шим чертежом» (не сохранился) и указателем к нему*] «Книгой Большому чертежу».

Но, несмотря на достижения в ряде областей, русская наука отставала от европейской, особенно в области естествознания.

Архитектура. В зодчестве XVII в. проявляется стремление к декоративности (так называемое узорочье). Примером этого стали дворец в Коломенском (1668)— шедевр русского деревянной архитектуры (не сохранился), резиденция митрополита в Ростове (так называемый ростовский кремль) (1683), шатры башен и Теремной дворец московского кремля (1636), церкви Троицы в Никитниках (1653) и Рождества в Путинках (1652) в Москве и др. В таком же стиле возводятся и светские каменные здания: палаты Аверкия Кириллова, Голицына, Троекурова в Москве и др. Эти тенденции развиваются в московском, или нарышкинском, барокко. Его шедеврами являются церковь Покрова в Филях, церковь Троицы в Лыково, ансамбль Новодевичьего монастыря. Продолжают строиться шатровые храмы: Архангельский собор в Нижнем Новгороде (1631), церковь Покрова в Медведкове (1620-е годы), Успенская «Дивная» церковь в Угличе (1628).

Живопись. В живописи до середины XVII в. происходит некоторый отход от церковных канонов. Художник Иосиф Владимиров призывал изучать европейское искусство. Крупнейшим мастером XVII в. являлся Симон Ушаков, автор множества икон. Для живописи этого периода характерен возрастающий интерес к реалистичес-. кой передаче черт человеческого лица, предметов быта, природы. Это отразилось в написанных во 2-й половине века портретах Алексея Михайловича, Федора Алексеевича, патриарха Никона.