Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Влияние демографических факторов на развитие сферы сервиса.



Невозможно переоценить значение демографического фактора в системе воздействия внешней среды на все отрасли экономики в целом и на сферу услуг в частности. Действительно, в данном случае несомненную важность имеют и динамика изменения численности различных возрастных групп, в том числе в трудоспособном и нетрудоспособном возрасте, и показатели рождаемости и смертности, и соотношение мужского и женского населения и др. Одной из важнейших сегодняшних демографических тенденций является старение населения. Так, средняя продолжительность жизни американцев достигла 76 лет и увеличилась на 27 лет по сравнению с 1900 г. В начале 90-х годов средний возраст жителей США составлял 32 года, причем по прогнозам в 2030 году он может составить 40 лет.
Старение нации непосредственно влияет на множество рынков услуг (яркий пример – страхование жизни).
Организации, производящие самые различные услуги, осуществляют дифференциацию своих продуктовых предложений с учетом демографических факторов и сегментации рынка по возрастным группам потребителей (пример: привлечение молодежи в банки)
В начале 90-х годов рождаемость в России снизилась более чем на 1 миллион рождений в год, что привело к сужению рынков детских товаров и услуг. Вместе с тем на общем фоне снижения рождаемости потенциал некоторых рынков, связанных с оказанием услуг детям, существенно возрос. К сожалению, это относится, например, к рынку детского медицинского обслуживания, поскольку за последнее десятилетие доля «проблемных» родов выросла с 2-5% до 20-50%, и каждый десятый ребенок уже при рождении становится носителем серьезных заболеваний. Одновременно в начале 90-х довольно резко возросла смертность, особенно среди мужчин средних возрастов, вследствие чего возрос спрос на услуги ритуальных служб. Более половины россиян нуждаются в услугах психолога, психоаналитика, невропатолога или психиатра, три четверти физиологически стареет к пятидесяти годам.
Процесс старения населения ограничивает одни рыночные возможности и открывает другие. Его необходимо учитывать с корректировками на изменение покупательной способности различных возрастных групп. Так, если еще 10 лет назад покупательная способность россиян с возрастом росла и достигала пика в 45-59 лет, снижаясь не очень значительно после 60, то сегодня, как свидетельствуют результаты исследований, пик достигается уже в 25-35 лет, у представителей средних возрастов (35-50) покупательная способность ниже, затем она повышается у 50-летних и резко снижается после 60. Указанные обстоятельства существенно влияют на сферу услуг.
В середине 90-х в России более чем на 20% сократилось число заключенных браков. В такой же, если не большей, пропорции сократился рынок брачно-свадебных товаров и услуг (свадебных платьев, банкетов, путешествий и т.п.). Примерно на те же 20% изменилось и количество разводов. Однако их число не уменьшилось, а, напротив, возросло. Эти процессы несомненно оказывают влияние на рынки риэлтерских, бытовых и др. услуг.