«Условия формирования и развития регулятивных УУД у обучающихся»[1]
1. Педагогу с самого начала обучения ребенка в школе необходимо:
· приучать ученика планировать действия по решению учебных задач, контролировать и оценивать качество выполняемых действий, характеризовать полученный результат, корректировать допущенные в процессе деятельности ошибки;
· стимулировать стремление детей к деятельности (для того чтобы... (цель), надо... (действие)).
2. Важно ставить перед ребенком задачу оценивания результатов своей деятельности. Предметом оценивания ученика должны стать:
· учебные действия и их результаты;
· способы учебного взаимодействия;
· собственные возможности осуществления деятельности.
3. Следует регулярно обсуждать с учащимися изменения в учебной деятельности на основе сравнения их предшествующих и последующих достижений, анализа причин неудач и выделения недостающих операций и условий, которые обеспечили бы успешное выполнение учебной задачи.
4. Оценка становится необходима для того, чтобы разобраться и понять, что именно и каким образом следует совершенствовать.
5. Использование цветных и графических форм представления оценок (цветные обозначения результатов домашних и контрольных работ в таблицах; «график продвижения», который позволяет детям отслеживать свои успехи и определять задачи и направления своей деятельности).
6. Поощрение детей за активность, познавательную инициативу, любые усилия, направленные на решение задачи, любой ответ, даже неверный.
7. Использование в образовательном процессе таких форм работы, как: организация взаимной проверки заданий, взаимные задания для групп, учебный конфликт, обсуждение способов своего действия, заполнение рефлексивного портфолио.
8. Средством формирования регулятивных УУД служат технологии продуктивного чтения, проблемно-диалогическая технология, технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
9. Для диагностики и формирования регулятивных УУД возможны следующие виды заданий: «преднамеренные ошибки», поиск информации в предложенных источниках, задания на аналогии (ребенку предлагаются две картинки, нужно найти закономерности и ответить на вопрос), диспут, взаимоконтроль, контрольный опрос на определенную проблему.
Памятка для педагогов
«Помощь учащимся в преодолении трудностей при формировании регулятивных УУД»
1. Если у учеников возникают трудности при выполнении поручений, то, предлагая им выполнить какое-либо поручение, соблюдайте определенные правила:
• во-первых, необходимо, чтобы дети, получив задание, сразу же повторили его. Это заставляет школьников мобилизоваться, «настроиться» на задание, лучше понять его содержание, а также отнести это задание лично к себе;
• во-вторых, нужно предложить им сразу подробно спланировать свои действия, т. е. тут же после поручения приступить к его мысленному исполнению:
- определить точный срок выполнения;
- наметить последовательность действий;
- распределить работу по дням и т. д.
2. Если у учащихся возникают трудности при определении последовательности промежуточных
целей с учетом конечного результата, то:
• необходимо введение ограничительной цели и определение оптимального момента введения
ограничительной цели:
- поставленные перед обучающимся цели должны быть не общими (стать отличником, исправить свое поведение и др.), а очень конкретными, направленными на овладение отдельными элементами поведения, которые легко можно контролировать;
- конкретную цель нужно ставить непосредственно перед тем, как она должна быть выполнена (например, сразу перед уроком);
• необходимо сначала ставить цель на очень короткий срок (на данную перемену, на первые 10 мин урока);
• обязателен постоянный каждодневный контроль за выполнением намечаемых целей (для этого рекомендуется вести специальный дневник, в котором ребенок вместе со взрослым - педагогом - намечал бы конкретные задачи для исполнения и письменно фиксировал оценку успехов).
3. Если у учащихся возникают трудности при оценивании, коррекции и контроле своей деятельности, то рекомендуется:
• организовать совместную работу младших школьников (во внеурочное время - дома или в группе продленного дня): коллективное обсуждение, взаимопроверку, взаимоконтроль;
• предметом оценивания учеников сделать учебные действия и их результаты, способы учебного взаимодействия, собственные возможности осуществления деятельности.
4. Если у учащихся возникают трудности в волевой саморегуляции, то можно использовать следующие средства по формированию произвольности у детей: игры с правилами и продуктивные виды деятельности, режиссерские игры, работа на время с использованием песочных часов (как средства, помогающего ребенку регулировать свой темп деятельности).
5. Для формирования регулятивных УУД у учащихся можно использовать следующие виды заданий:
• поиск информации в предложенных источниках;
• взаимоконтроль;
• взаимный диктант (метод М.Г. Булановской);
• диспут;
• заучивание материала наизусть в классе и др.
[1] По материалам журнала «Управление начальной школы», 2013, № 9, с. 17-19