Мои Конспекты
Главная | Обратная связь

...

Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Ситуации, чувства и мысли





Помощь в ✍️ написании работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

 

В один из теплых весенних дней в центральной Калифорнии тренер по теннису обучал ученика подавать мяч. Всякий раз, когда ученик подбрасывал мяч и бил по нему, тренер внимательно следил за каж­дым его движением. Он не критиковал ученика, но после каждого удара характеризовал положение ракетки, высоту полета мяча, угол наклона ракетки при ударе, движение ученика при сопровождении ракеткой мяча после удара.

В теннисе, чтобы удар был засчитан, мяч должен приземлиться в пределах игрового поля. Однако примечательно, что тренер не сле­дил за тем, куда упал мяч после удара. Он сосредоточился исключи­тельно на рекомендациях по улучшению каждого элемента подачи. Тренер был уверен в том, что как только ученик освоит каждый из компонентов подачи, то сможет комбинировать их таким образом, чтобы мяч попадал в нужную территорию.

Точно так же как этот тренер сосредоточил свои усилия на разви­тии конкретных навыков, преподаватели музыки помогают учени­кам стать хорошими музыкантами, обучая их нотам, ритму и методам исполнения. Рабочие-мастера обучают своих учеников, показывая ям, как выполнять отдельные операции. Во всех этих примерах мы имеем дело с конкретными навыками я поощрением к практическо­му освоению, пока обучающийся не научиться осуществлять их лег­ко и непринужденно. Мы все имеем опыт освоения навыков через практику (например, вождение автомобиля, пеленание младенца, приготовление пищи).

К счастью, существует набор конкретных навыков, которые могут помочь вам научиться улучшать свое настроение, изменять поведе­ние в желательную сторону и изменять мысли, затрудняющие взаи­моотношения с другими людьми. Эти навыки обобщены в письмен­ном задании под названием «Дневник мыслей» (рис. 4.1). Точно так «е, как ученик отрабатывает удар по мячу, вы будете периодически

 

48 Глава 3. Распознавание и оценка чувств

 

использовать элементы «Дневника», чтобы освоить навыки, необхо­димые для выполнения всего задания целиком.

Когда психотерапевт впервые показал Мариссе «Дневник мыслей», она ощутила беспомощность и подавленность. Психотерапевт исполь­зовал эту реакцию, чтобы помочь Мариссе сделать первую запись в ее «Дневнике мыслей» (рис. 4.2). Обратите внимание на то, что первые две графы «Дневника мыслей» Мариссы описывают ситуацию, в кото­рой она оказалась, и чувства, которые она испытывала. Как заполнить эти столбцы, было рассказано в главе 3. Заполняя с помощью психоте­рапевта третью графу под названием «Автоматические мысли (обра­зы)», Марисса обнаружила определенные мысли, сопровождающие ее

 

 

ДНЕВНИК

 

 

1. Ситуации С кем? Что? Когда? Где? 2. Чувства а. Что вы чувствовали? б. Оцените каждое чувство (0-100%) 3. Автоматические мысли (образы) а. Что возникло в вашем сознании непосредственно перед тем, как у вас возникло это чувство? Какие-нибудь другие мысли? Образы?   б. Подчеркните самую напряженную мысль   4. Доводы в пользу истинности напряженной мысли

 

 

Рис. 4.1. Дневник мыслей. © 1983, Center for Cognitive Therapy, Newport Beach

 

 

Реакции 49

 

эмоциональные реакции. Глава 5 поможет вам научиться обнаруживать ваши собственные автоматические мысли и образы.

Затем Марисса и психотерапевт выделили мысль («Это для ме­ня слишком сложно»), которая была тесно связана с ее чувством беспомощности, В графы 4 и 5 они вписали доводы, подтверждаю­щие и опровергающие истинность этой мысли. В графе 6, основыва­ясь на информации из столбцов 4 и 5, они сформулировали альтернативные интерпретации ситуации. Они оценили веру Мариссы в эти интерпретации на 90, 60 и 70%. Как явствует из того, что написано в графе 7, заполнение «Дневника мыслей» снизило у Мариссы ощу­щение беспомощности с 95 до 40%, а подавленности - с 85 до 80%.

 

 

МЫСЛЕЙ

5. Доводы против истинности напряженной мысли 6. Альтернативные / взвешенные мысли а. Запишите альтернативную или более взвешенную мысль   б. Оцените свою уверенность в каждой из альтернативных или взвешенных мыслей (0-100%)   7. Оцените свои чувства теперь Оцените свои чувства, зафиксированные в столбце 2, а также свои новые чувства (0-100%)
     

 

50 Глава 4. Ситуации, чувства и мысли

 

Из главы 6 вы узнаете, как находить доводы, подтверждающие и не подтверждающие ваши автоматические мысли. Глава 7 научит вас использовать эти доводы для формулирования более адаптивных мыслей и формирования более адаптивного взгляда на жизнь. Далее в этой главе мы сосредоточимся на заполнении 1-3 граф «Дневника мыслей», используя уже освоенные вами навыки.

 

ДНЕВНИК

 

1. Ситуации С кем? Что? Когда? Где? 2. Чувства а. Что вы чувствовали? б. Оцените каждое чувство (0-100%) 3. Автоматические мысли (образы) а. Что возникло в вашем сознании непосредственно перед тем, как у вас возникло это чувство? Какие-нибудь другие мысли? Образы?   б. Подчеркните самую напряженную мысль   4. Доводы в пользу истинности напряженной мысли
Вторник 9:30. В кабинете моего психотерапевта, рассматривал «Дневник мыслей» Беспомощность (95%). подавленность (85%). Это слишком сложно для меня». Мне никогда этого не понять. Образ/воспоминание; показала родителям дневник с плохими отметками и меня отругали. Я никогда не стану лучше. Мне ничто не поможет. Эта психотерапия неэффективна. Я обречена на постоянную депрессию.- Я смотрю на этот «Дневник мыслей» и не знаю, что делать. Я никогда не блистала в школе. Я не понимаю, что вы подразумеваете под «доводами».

 

Рис. 4.2. Первая запись Мариссы в «Дневнике мыслей»

Графа 3: мысли 51

 

Графа 1: ситуация

Глава 3 научила вас описывать ситуации, отвечая на соответствующие вопросы. Заполняя столбец 1, будьте максимально конкретны. Огра­ничьте информацию в этой графе периодом, не превышающим получаса. Например, запись «весь вторник» не подойдет. В течение втор-

 

МЫСЛЕЙ

5. Доводы против истинности напряженной мысли 6. Альтернативные взвешенные мысли а. Запишите альтернативную или более взвешенную мысль   б. Оцените свою уверенность в каждой из альтернативных или взвешенных мыслей (0-100%)   7. Оцените свои чувства теперь Оцените свои чувства, зафиксированные в столбце 2, а также свои новые чувства (0-100%)
На работе я освоила сложную компьютерную систему делопроизвод­ства. Некоторые из прежних письменных заданий сначала казались слож­ными, но когда психоте­рапевт несколько раз помог мне их выпол­нить, они стали казаться намного проще. Психотерапевт сказал, что пока я должна уметь заполнять толь­ко первые два столбца. Я могу попросить пси­хотерапевта помочь мне, пока не научусь вы­полнять это задание самостоятельно. Сейчас это зада­ния кажется слож­ным, но в прошлом я выполняла другие сложные задания (90%). Психотерапевт поможет мне в вы­полнении этого за­дания (60%). Если потрениро­ваться, это зада­ние станет более понятным, а вы­полнять его ста­нет легче (70%). Беспомощность (40%). Подавленность (80%).

 

 

52 Глава 4. Ситуации, чувства и мысли

 

кика происходит слишком много разных ситуаций, вы испытываете слишком иного чувств, в вашем сознании возникает слишком много мыслей, чтобы описать их в «Дневнике мыслей». Запись Мариссы: «Вторник 9:30, в кабинете моего психотерапевта, рассматривая «Днев­ник мыслей» - хороший пример описания конкретной ситуации.

 

Графа 2: чувства

В графе «Чувства» следует указать чувства, которые вы испытали в описанной ситуации. Необходимо не только перечислить эти чувст­ва, и оценить их силу по 100-балльной шкале.

Обычно чувство можно охарактеризовать одним словам. Как ука­зывалось в главе 3, в любой ситуации вы можете испытывать сразу несколько чувств. Каждое из чувств, которое вы испытывали в опи­санной ситуации, необходимо зафиксировать и оценить по 100-балль­ной шкале. Если вам трудно определить свои чувства, обратитесь к перечню чувств, приведенному в главе 3. Если вы пытаетесь охарак­теризовать чувство развернутым предложением, вероятно, вы описы­ваете мысль, а не чувство, В этом случае впишите данное предложе­ние в графу «Мысли» и попытайтесь подобрать слово, описывающее ваше чувство. Занесите это слово в графу 2.

Люди, испытывающие приступы паники или тревоги, могут также фиксировать и оценивать силу физических симптомов, сопровож­дающих эти приступы (см. главу 11). Поскольку для этих симптомов не предусмотрена отдельная колонка, их можно заносить в графу «Чувства». Физические симптомы обычно можно описать одним-двумя словами (например, «учащенное сердцебиение, 85%»).

 

Графа 3: мысли

В графе «Автоматические мысли (образы)» необходимо зафиксиро­вать все, что возникло в вашем сознании в описанной ситуации. Сле­дует записывать только те мысли, которые действительно возникли в вашем сознании в описанной ситуации. Мысли могут носить либо вербальный, либо визуальный характер. Если это образы или воспо­минания, опишите их словами. Обратите внимание на то, что Марисса описывает одну из своих мыслей как образ-воспоминание: она при­несла домой дневник с плохими оценками (рис. 4.2). В главе 5 вы найдете более подробную информацию, которая поможет вам осво­ить навык распознавания мыслей.


 

Графа 3: мысли 53

 

В качестве примера можно привести три первые графы из «Днев­ника мыслей», который Марисса принесла на следующий сеанс пси­хотерапии (рис. 4.3).

Второй пример иллюстрирует реакцию Вика на ссору с женой (рис. 4.4).

1. Ситуации С кем? Что? Когда? Где? 2. Чувства   а. Что вы чувствовали? б. Оцените каждое чувство (0-100%). 3. Автоматические мысли (образы) а. Что возникло в вашем сознании непосредственно перед тем, как у вас возникло это чувство? Какие-нибудь другие мысли? Образы? б. Подчеркните самую напряженную мысль.
Среда. 14:45. Начальник пришел посмотреть, как я справляюсь с заполнением платежной ведомости Подавленность (90%). Нервозность (95%). Страх (97%). Ведомость заполнена не до конца. В заполненной части наверняка есть ошибки. Я не справляюсь. Меня уволят. Будет унизительно сооб­щить семье, что я поте­ряла работу.

 

Рис. 4.3. Вторая запись Мариссы в «Дневнике мыслей»

 

Пятница 18:00 Мы с Джуди спорим о том, на какой фильм пойти. Гнев (99%) Обида (95%) Грусть (70%) Её никогда не волнует, че­го мне хочется. Мы всегда делаем так, как она хочет. Она всегда должна контролировать ситуацию. Я предпочел бы быть «овощем», чем испыты­вать это бешенство и обиду. Мне нравится, что я постоянно злюсь Мне нужно выпить.

 

Рис. 4.4. «Дневник мыслей» Вика

54 Глава 4. Ситуации, чувства и мысли

1. Ситуации С кем? Что? Когда? Где? 2. Чувства   а. Что вы чувствовали? б. Оцените каждое чувство (0-100%). 3. Автоматические мысли (образы) а. Что возникло в вашем сознании непосредственно перед тем, как у вас возникло это чувство? Какие-нибудь другие мысли? Образы? б. Подчеркните самую напряженную мысль.
14:30. Я одна в проходе между ря­дами то­варных полок в мага­зине, где я уже 45 ми­нут делаю покупки. Страх (100%). Паника (100%). У меня начинается сердцебиение У меня начинает выступать пот. У меня можем остановиться дыхание. Мне не хватает воздуха. У меня началось головокружение. В груди что-то сжимается. У меня сердечный приступ. Я теряю контроль. Мне нужно попасть в больницу. Образ. Я лежу ничком на полу. Не могу дышать.

 

Рис. 4.5. «Дневник мыслей» Линды

 

25 ноября. Я собираюсь к дочери на праздничный обед по пово­ду Дня благо­дарения. 11:00. Грусть (85%). Угрызения совести (80%). День благодарения - такое унылое время. У меня двое взрослых детей, живущих со своими семьями за городом. Я вижу их намного реже, чем мне того бы хотелось. День благодарения - это нача­ло поры, когда все члены семьи должны быть вместе. Мы ужа никогда не будем та­кой семьей, как прежде. Моя жизнь никогда не будет такой же радостной, как прежде.

 

Рис. 4.6. «Дневник мыслей» Бена

 

Графа 3: мысли 55

 

Памятка __________________________________________________________

 

• Графа «Ситуация» «Дневника мыслей» посвящена ответу на вопро­сы: С кем? Что? Когда? Где?

• Чувства обозначаются одним словом, а их сила оценивается по 100-балльной шкале.

• В графе «Автоматические мысли (образы)» описываются мысли, представления, опасения, образы и интерпретации, связанные с описанной ситуацией.

__________________________________________________________________

Запись из «Дневника мыслей» Линды, касающаяся ее первого приступа паники, представлена на рис. 4.5.

Бен принес психотерапевту свой «Дневник мыслей» (рис. 4.6) вскоре после начала психотерапии.

 

Упражнение _______________________________________________________

Доверь свою работу ✍️ кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.