Вспомогательное оборудование перекачивающих станций условно можно разделить на две категории: оборудование насосных станций и объектов обслуживающего назначения.
К первой категории относится всё оборудование систем смазки, уплотнения и охлаждения, вентиляции; ко второй – котлы, насосы системы канализации и очистки, оборудование водоподготовки (бактерицидные установки, установки для смягчения воды и др.), насосы теплоснабжения, пожарного, производственного и хозяйственно-питьевого водоснабжения, приборы и аппараты производственно-технологической связи, защиты от статического электричества и молниезащиты, химлаборатории и др.
Система смазки
Основное насосно-силовое оборудование перекачивающих станций имеет принудительную систему смазки. С помощью шестерёнчатого насоса происходит заполнение маслом системы через фильтры и маслоохладитель. Через маслопроводы осуществляется смазка узлов (подшипников) основного оборудования.
Техническая характеристика шестеренчатых насосов
Марка
Подача, м3/ч
Давление нагнетания, МПа
Мощность привода, кВт
Частота вращения вала, об/мин
К.п.д., %
Маса с приводом, кг
РЗ-3
1,1
1,45
2,8
70,0
РЗ-4,5
3,3
0,33
1,7
71,0
РЗ-7,5
5,0
0,33
2,8
79,0
РЗ-7,5
5,0
0,30
2,8
92,5
РЗ-30
18,0
0,42
4,5
174,0
РЗ-50
38,0
0,28
11,0
-
405,0
Насосы серии РЗ – горизонтальные, самовсасывающие и снабжены предохранительно-перепускным клапаном, поставляются комплектно с электродвигателями на чугунной плите или сварной раме. Для привода насосов используют асинхронные короткозамкнутые электродвигатели серии КОМ трёхфазного тока во взрывобезопасном исполнении.
Маслофильтры состоят из двух одинаковых фильтрующих патронов, которые включены в маслосистему через трёхходовые краны. Эти краны позволяют пропускать масло через оба фильтра или только через один и заменять фильтрационные сетки без остановки агрегата. Степень засорённости фильтров контролируется манометрами, установленными до и после фильтра.
Маслоохладитель представляет собой трубчатый теплообменник. Вода циркулирует по решётке из латунных трубок, а масло – по межтрубному пространству внутри корпуса. В верхней части маслоохладителя имеются два крана для спуска воздуха из масляной и водяной камер. На патрубках входа и выхода масла имеются карманы для термометров. На напорном масляном трубопроводе перед подшипниками установлены регулирующие вентили или дроссельные шайбы, которые дают возможность обеспечить необходимую подачу масла к подшипникам.
Систему смазки рассчитывают (определяют необходимый расход масла) исходя из уравнения теплового баланса:
n – число действующих насосных агрегатов; N – мощность на валу двигателя; ηп – к.п.д. подшипника; А – тепловой эквивалент механической работы; Gм, Gв – расход соответственно масла и воды; см, св – удельная теплоёмкость соответственно масла и воды; t1м, t1в, t2м, t2в – температуры масла и воды на входе и выходе охладителя; k – коэффициент теплоотдачи в холодильнике; F – поверхность теплообмена; Θср – средняя разность температур между маслом и водой.
На некоторых насосных станциях магистральных нефте и продуктопроводов система маслосмазки усовершенствована. Насосы, маслофильтры и маслобаки установлены в обустроенных помещениях, выполнена трассировка маслопроводов с минимальным числом поворотов и отсутствием участков, способствующих образованию воздушных пробок. Это позволило создать надёжное автоматическое включение резерва маслонасосов, снизить пожароопасность и повысить культуру работы вспомогательного оборудования, обеспечить постоянный напор и расход масла в подшипниках насосных агрегатов, исключить попадание масла на статор электродвигателя, обеспечить надёжную подачу масла к узлам трения для трёх одновременно работающих насосных агрегатов в течение 20 мин. в случае кратковременного исчезновения напряжения электроэнергии.