Мои Конспекты
Главная | Обратная связь

...

Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Тема 5. Web-сайты и их создание





Помощь в ✍️ написании работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Сайты. Создание web-страниц.

2. Спецификация CSS (Cascading Style Sheets) и её использование.

3. Язык разметки XML и его предназначение.

4. Системы управления контентом.

5. Понятие и типы Интернет-приложений.

6. Клиентские сценарии и приложения

1. Сайты. Создание web-страниц

Публикации во Всемирной паутине реализуются в форме Web-сайтов, общую классификацию которых можно представить в виде схемы, изображенной на рисунке 5. Web-сайт по своей структуре напоминает журнал, который содержит информацию, посвященную какой-либо теме или проблеме. Как журнал состоит из печатных страниц, так и Web-сайт состоит из компьютерных Web-страниц.

Сайт является интерактивным средством представления информации. Интерактивность сайта обеспечивают различные формы, с помощью которых посетитель сайта может зарегистрироваться на сайте, заполнить анкету и так далее.

Обычно сайт имеет титульную страницу (страницу с оглавлением), на которой имеются гиперссылки на его основные разделы (Web-страницы). Гиперссылки также имеются на других Web-страницах сайта, что обеспечивает возможность пользователю свободно перемещаться по сайту.

 

Рис. 5. Классификация web-сайтов

 

Web-сайты обычно являются мультимедийными, так как кроме текста могут содержать иллюстрации, анимацию, звуковую- и видеоинформацию.

Web-страницы сайта могут содержать динамические объекты (исполнимые модули), созданные с использованием сценариев на языках JavaScript и VBScript или элементов управления ActiveX. Расположенные на сайте управляющие элементы (например, кнопки) позволяют пользователю запускать те или иные динамические объекты.

Создание Web-сайтов реализуется с использованием языка разметки гипертекстовых документов HTML. Технология HTML состоит в том, что в обычный текстовый документ вставляются управляющие символы (тэги) и в результате мы получаем Web-страницу. Браузер при загрузке Web-страницы представляет ее на экране в том виде, который задается тэгами. Основные теги для создания web-страниц представлены в приложении 2.

Основными достоинствами HTML-документов являются:

· малый информационный объем;

· возможность просмотра на персональных компьютерах, оснащенных различными операционными системами.

Для создания Web-страниц используются простейшие текстовые редакторы, которые не включают в создаваемый документ управляющие символы форматирования текста. В качестве такого редактора в Windows можно использовать стандартное приложение «Блокнот». Кроме того, существует много технологий, в которых основные действия по созданию сайтов уже автоматизированы, остается лишь внести изменения в соответствии со своей тематикой.

2. Спецификация CSS (Cascading Style Sheets) и её использование

Дизайн Web-узлов — это точное размещение компонентов HTML-страниц относительно друг друга в рабочей области окна браузера.

Недостатки такого определения Web-дизайна очевидны. В нем не учтены ни цвет, ни форма, ни другие свойства компонентов HTML-страниц. Главное в этом определении — показать ограниченность возможностей HTML-разметки. Позиционирование компонентов на странице является одним из самых слабых мест в HTML.

К компонентам страницы относятся: блоки текста, графика и встроенные приложения. Размер и границы каждого из этих компонентов в рамках HTML-разметки задаются с разной степенью точности. Размер графики и приложений можно задать с точностью до пиксела. Размеры текстовых блоков в HTML задать нельзя: они вычисляются браузером исходя из относительного размера шрифта по умолчанию.

Автор страницы не может заранее определить настройки браузера пользователя, что существенно ограничивает число вариантов представления информации на странице.

Нельзя сказать, что разработчики браузеров не пытались изменить данную ситуацию. В ранних версиях браузеров CERN для платформы NEXT и в браузерах WWWC автор страницы имел возможность переопределять настройки браузера по умолчанию через HTML-разметку. Но этот подход не получил продолжения в коммерческих продуктах.

Другой способ управления настройками браузера — программирование на JavaScript. Бурное развитие этого языка позволяет говорить о возможности полного контроля над процессом отображения HTML-страниц. Недостаток JavaScript — отказ от декларативного характера разметки и относительно большой объем кода для переопределения свойств элементов разметки.

Спецификация CSS (Cascading Style Sheets) позволяет остаться в рамках декларативного характера разметки страницы и полностью контролировать форму представления элементов HTML-разметки.

Каскадные таблицы стилей призваны разрешить противоречие между точностью определения размеров картинок и приложений, с одной стороны, и точностью определения размеров блоков текста и его начертания — с другой.

Таблицы стилей также позволяют определить цвет и начертание текстового фрагмента, изменять эти параметры внутри текстового блока, выполнять выравнивание текстового блока относительно других блоков и компонентов страницы.

Наличие подобных возможностей позволяет говорить о CSS как о средстве разделения логической структуры документа и формы его представления. Логическая структура документа определяется элементами HTML-разметки, в то время как форма представления каждого из этих элементов задается CSS-описателем элемента.

CSS позволяет полностью переопределить форму представления элемента разметки по умолчанию.

Практическое значение CSS для Web-инжиниринга (совокупности технологий разработки и сопровождения Web-узлов) заключается в том, что процесс создания узла можно формализовать и представить в виде последовательности действий:

· необходимо определиться с номенклатурой страниц, т.е. все страницы проектируемого Web-узла разбить на типы, например домашняя страница, навигационные страницы, информационные страницы, коммуникационные страницы и т.п. У каждого узла этот перечень может быть свой;

· для каждого типа страниц требуется разработать определенную логическую структуру (стандартный набор компонентов страницы);

· следует создать навигационную карту узла и форму ее реализации на страницах;

· для каждого стандартного компонента страницы нужно разработать стиль его отображения (CSS-описатель);

· теперь остается только рисовать картинки, создавать анимацию, писать программы, вручную вводить текст и графику или генерировать содержимое страниц автоматически при обращении к ним.

Под способами применения CSS мы в данном разделе понимаем форму декларирования стиля на HTML-странице и форму связывания описания стиля отображения элемента разметки с самим элементом. Речь идет о том, где и в какой форме автор страницы (или дизайнер) описывает стиль, и как и в какой форме на него ссылается.

Итак, различают четыре способа применения стилей:

· переопределение стиля в элементе разметки;

· размещение описания стиля в заголовке документа в элементе STYLE;

· размещение ссылки на внешнее описание через элемент LINK;

· импорт описания стиля в документ.

Когда автор Web-узла хочет определить общий стиль всех страниц, он просто прописывает стили для всех элементов HTML-разметки, которые будут использоваться на страницах. Это дает возможность скомпоновать страницы из логических элементов, а стиль отображения элементов описать во внешнем файле.

Такой способ создания сайта позволяет автору изменять внешний вид всех страниц путем внесения изменений в файл описания стилей, а не в файлы HTML-страниц.

Когда объяснение некоторого феномена HTML-разметки растягивается на несколько параграфов, имеет смысл воспользоваться приведенной ниже графической схемой построения страницы.

 


Рис. 6. Правила старшинства стилей

 

При использовании стилей действуют правила старшинства стилей, показанные на рис. 6:

· сначала применяются стили браузера по умолчанию;

· стили браузера по умолчанию переопределяются прилинкованными стилями (элемент LINK заголовка документа);

· прилинкованные стили переопределяются описаниями стилей в элементе STYLE;

· стили элемента STYLE переопределяются атрибутом STYLE в любом из элементов разметки.

Не все атрибуты стиля могут наследоваться. Например, "набивка" (отступ содержания элемента от его границ) элемента BODY не наследуется вложенными в него элементами и определяется по умолчанию или прописывается для каждого элемента отдельно. Алгоритмы наследования в Internet Explorer и в Netscape Navigator разные, поэтому для единства отображения элементов следует прописывать стиль по максимуму атрибутов.

 

3. Язык разметки XML и его предназначение

В 1986 году, задолго до того, как идея создания сети Веб была воплощена в жизнь, универсальный стандартизированный язык разметки SGML (Standardized Generalized Markup Language) был утвержден в качестве международного стандарта (ISO 8879) определения языков разметки, хотя SGML существовал еще с конца шестидесятых. Он использовался для того, чтобы описывать языки разметки, предоставляя при этом автору возможность давать формальные определения каждому элементу и атрибуту языка.

Язык HTML первоначально был всего лишь одним из SGML-приложений. Он описывал правила, по которым должна быть подготовлена информация для World Wide Web. Таким образом, язык HTML - это набор предписаний SGML, сформулированных в виде определения типа документа (DTD), объясняющих, что именно обозначают тэги и элементы. Схема DTD для языка HTML хранится в веб-браузере.

К недостаткам языка HTML можно отнести следующие:

¾ HTML имеет фиксированный набор тэгов. Нельзя создавать свои тэги, понятные другим пользователям.

¾ HTML - это исключительно технология представления данных. HTML не несет информации о значении содержания, заключенного в тэгах.

¾ HTML - "плоский" язык. Значимость тэгов в нем не определена, поэтому с его помощью нельзя описать иерархию данных.

В качестве платформы для приложений используются браузеры. HTML не обладает достаточной мощью для создания веб-приложений на том уровне, к которому в настоящее время стремятся веб-разработчики. Например, на языке HTML невозможно разработать приложение для профессиональной обработки и поиска документов.

Большие объемы трафика сети. Существующие HTML-документы, используемые как приложения, перегружают Интернет большими объемами трафика в системах клиент-сервер. Примером может служить пересылка по сети большого по объему документа, в то время как необходима только небольшая часть этого документа. Таким образом, с одной стороны, язык HTML является очень удобным средством разметки документов для использования в веб, а с другой - документ, размеченный в HTML, имеет мало информации о своем содержании. Если тот или иной документ несет достаточно полную информацию о своем содержании, появляется возможность сравнительно легко провести автоматическую обобщенную обработку и поиск в файле, хранящем документ. Язык SGML позволяет сохранять информацию о содержании документа, однако вследствие особой сложности он никогда не использовался так широко, как HTML.

Группа экспертов по языку SGML, возглавляемая Джоном Боузэком (Jon Bosak) из компании Sun Microsystems, приступила к работе по созданию подмножества языка SGML, которое могло бы быть принято Web-сообществом. Решено было удалить многие несущественные возможности SGML. Перестроенный таким образом язык назвали XML. Упрощенный вариант оказался значительно более доступным, чем оригинал, его спецификации занимали всего 26 страниц по сравнению с более чем 500 страницами спецификаций SGML. Рассмотрим более детально структуру и особенности этого языка.

XML (eXtensible Markup Language) - рекомендованный W3C язык разметки. XML - текстовый формат, предназначенный для хранения структурированных данных, для обмена информацией между программами, а также для создания на его основе специализированных языков разметки. XML является упрощенным подмножеством языка SGML.

Язык XML имеет следующие достоинства:

¾ Это человеко-ориентированный формат документа, он понятен как человеку, так и компьютеру.

¾ Поддерживает Юникод.

¾ В формате XML могут быть описаны основные структуры данных - такие как записи, списки и деревья.

¾ Это самодокументируемый формат, который описывает структуру и имена полей также как и значения полей.

¾ Имеет строго определенный синтаксис и требования к анализу, что позволяет ему оставаться простым, эффективным и непротиворечивым.

¾ Широко используется для хранения и обработки документов.

¾ Это формат, основанный на международных стандартах.

¾ Иерархическая структура XML подходит для описания практически любых типов документов.

¾ Представляет собой простой текст, свободный от лицензирования и каких-либо ограничений.

¾ Не зависит от платформы.

¾ Является подмножеством SGML, для которого накоплен большой опыт работы и созданы специализированные приложения.

К известным недостаткам языка можно отнести следующие:

¾ Синтаксис XML избыточен.

¾ Размер XML документа существенно больше бинарного представления тех же данных (порядка 10 раз).

¾ Размер XML документа существенно больше, чем документа в альтернативных текстовых форматах передачи данных (например JSON, YAML) и особенно в форматах данных, оптимизированных для конкретного случая использования.

¾ Избыточность XML может повлиять на эффективность приложения. Возрастает стоимость хранения, обработки и передачи данных.

¾ Для большого количества задач не нужна вся мощь синтаксиса XML, и можно использовать значительно более простые и производительные решения.

¾ Пространства имен XML сложно использовать и их сложно реализовывать в XML парсерах.

¾ XML не содержит встроенной в язык поддержки типов данных. В нем нет понятий "целых чисел", "строк", "дат", "булевых значений" и т. д.

¾ Иерархическая модель данных, предлагаемая XML, ограничена по сравнению с реляционной моделью и объектно-ориентированными графами.

Вообще говоря, XML можно рассматривать не только как новый язык разметки, но и как основу для целого семейства технологий:

XML Технические рекомендации об использовании XML
DTD Определение типа документа (схема)
XDR Формат XML Reduced (схема Microsoft)
XSD Определение схемы XML (схемы W3C)
Пространство имен Метод определения имен элементов и атрибутов
XPath Язык путей XML
XLink Язык ссылок XML
XPointer Язык указателей XML
DOM API для объектной модели документа
SAX Простой API для XML
XSL Расширяемый язык таблиц стилей
XSL-FO Объекты форматирования XSL
XSLT Язык преобразований XSL
XInclude Синтаксис XML Include
XBase Синтаксис XML Base URI

 

По-сути, XML служит метаязыком для описания структуры других языков. Взаимосвязь между SGML, XML, HTML и некоторыми другими языками показана на рис. 7.

 

Рис. 7. Взаимосвязь между SGML, XML, HTML и другими языками

 

Важным отличием XML от HTML является то большое внимание, которое уделяется контролю за тем, насколько точно соблюдаются правила языка при разметке документов. В зависимости от этого принято выделять правильно построенные и действительные XML документы.

Документ XML считается правильно построенным, если он соответствует всем синтаксическим правилам XML.

Проверка действительности документа предполагает выполнение следующих действий:

¾ Проверка использования только заданного набора дескрипторов.

¾ Проверка полного соответствия порядка следования элементов и атрибутов содержанию документа или определенным правилам.

¾ Контроль типов данных (достигается при использовании соответствующей схемы).

¾ Контроль целостности данных для обеспечения оптимального обмена информацией через Веб с помощью транзакций.

Рассмотрим теперь основные синтаксические правила построения XML документов.

¾ XML документ содержит один и только один корневой элемент, содержащий все остальные элементы

¾ Дочерние элементы, содержащиеся в корневом элементе, должны быть правильно вложены.

¾ Имена элементов подчиняются правилам:

¾ Имя начинается с буквы, знака подчеркивания или двоеточия.

¾ После первого символа в имени могут быть буквы, цифры, знаки переноса, подчеркивания, точка или двоеточие.

¾ Имена не могут начинаться с буквосочетания XML.

XML документ имеет следующую структуру:

¾ Первая строка XML документа называется объявлением XML. Это необязательная строка, указывающая версию стандарта XML (обычно это 1.0). Также здесь может быть указана кодировка символов и внешние зависимости.

¾ Комментарий может быть размещен в любом месте дерева. XML комментарии размещаются внутри пары тегов <!-- и заканчиваются -->. Два знака дефис (--) не могут быть применены ни в какой части внутри комментария.

¾ Остальная часть этого XML-документа состоит из вложенных элементов, некоторые из которых имеют атрибуты и содержимое.

¾ Элемент обычно состоит из открывающего и закрывающего тегов, обрамляющих текст и другие элементы.

¾ Открывающий тег состоит из имени элемента в угловых скобках;

¾ Закрывающий тег состоит из того же имени в угловых скобках, но перед именем еще добавляется косая черта.

¾ Содержимым элемента называется все, что расположено между открывающим и закрывающим тегами, включая текст и другие (вложенные) элементы.

¾ Кроме содержания у элемента могут быть атрибуты - пары имя=значение, добавляемые внутрь открывающего тега после названия элемента.

¾ Значения атрибутов всегда заключаются в кавычки (одинарные или двойные), одно и то же имя атрибута не может встречаться дважды в одном элементе.

¾ Не рекомендуется использовать разные типы кавычек для значений атрибутов одного тега.

¾ Для обозначения элемента без содержания, называемого пустым элементом, необходимо применять особую форму записи, состоящую из одного тега, в котором после имени элемента ставится косая черта "/".

К сожалению, описанные выше правила позволяют контролировать только формальную правильность XML документа, но не содержательную. Для решения второй задачи используются так называемые схемы.

Схема четко определяет имя и структуру корневого элемента, включая спецификацию всех его дочерних элементов. Программист может задать, какие элементы и в каком количестве обязательны, а какие – необязательны. Схема также определяет, какие элементы содержат атрибуты, допустимые значения этих атрибутов, в т.ч. значения по умолчанию.

Чаще всего для описания схемы используются следующие спецификации:

¾ DTD (Document Type Definition) - язык определения типа документов.

¾ XDR (XML Data Reduced) – диалект XML, разработанный Майкрософт.

¾ XSD (язык определения схем XML) – рекомендована консорциумом W3C.

XML документ отличается от HTML документа также и тем, как он отображается в веб-браузере. Без использования CSS или XSL XML-документ отображается как простой текст в большинстве веб-браузеров. Некоторые веб-браузеры, такие как Internet Explorer, Mozilla и Firefox отображают структуру документа в виде дерева, позволяя сворачивать и разворачивать узлы с помощью нажатий клавиши мыши.

Наиболее распространены три способа преобразования XML-документа в отображаемый пользователю вид:

¾ Применение стилей CSS.

¾ Применение преобразования XSLT.

¾ Написание на каком-либо языке программирования обработчика XML-документа.

XML документ можно представить в виде древовидной структуры, которая начинается с «корня» и заканчивается «листьями».

Ниже приведен пример XML документа:

 

<?xml version="1.0" encoding="Windows-1251"?><mail><to>user1@domain.ru</to><from>user2@domain.ru </from><subject>Встреча</heading><body>Позвони мне завтра утром</body></mail>

В первой строке помещена XML декларация, описывающая версию XML и используемую кодировку

В следующей строке описан корневой элемент документа.

В последующих четырех строках описаны 4 дочерних элемента относительно корневого: (to, from, subject и body).

И в последней строке указывается конец корневого элемента.

XML документ должен содержать корневой элемент, который является родительским для всех остальных элементов. Любой элемент (кроме находящихся на самом нижнем уровне дерева) может иметь вложенные элементы (дочерние элементы).

С помощью терминов родитель, дочерний и потомок описываются отношения между элементами в дереве XML документа. Родители содержат дочерние элементы, а дочерние элементы одного уровня называются потомками (братьями или сестрами).

Элементы могут иметь текстовое содержимое и атрибуты.

Ниже приведена схема (см. рис. 8), показывающая отношения между элементами и атрибутами этого документа:

Рис. 8. Отношения между элементами и атрибутами XML документа

 

Кроме того в XML документе следует выполнять еще несколько несложных правил:

¾ Каждый XML элемент иметь закрывающий тэг.

¾ XML тэги чувствительны к регистру.

¾ Должны соблюдаться правила вложенности элементов.

¾ XML документы должны иметь корневой элемент, который является родительским для всех других элементов.

¾ Значения XML атрибутов должны заключаться в двойные кавычки.

Некоторые из символов (их всего 5) имеют специальное значение в XML. Для их обозначения используются альтернативные сочетания:

 

замена символ
&lt; <
&gt; >
&amp; &
&apos; '
&quot; "

 

Комментарии в XML выделяются также как и в HTML:

<!-- Это комментарий -->

 

В отличие от HTML, который игнорирует повторы пробелов, XML сохраняет полную длину строки из пробелов.

XML документы, оформленные в соответствии с приведенными выше правилами, называются "правильно оформленными". Если при этом они еще и соответствуют правилам DTD (Document Type Definition), то они являются и "действительными".

Ниже приведены примеры документов, которые не могут быть адекватно описаны с помощью языка HTML.

Документ, который не содержит типовых компонентов (заголовков, абзацев, списков, таблиц и т.д.) Например, в языке HTML отсутствуют элементы, необходимые для отображения музыкальных символов или математических уравнений.

База данных, такая как каталог книг. Вы можете использовать HTML-страницу, чтобы хранить и отображать информацию из статической базы данных (например, перечень книг и их описание). Однако, если вам понадобится осуществить сортировку, фильтрацию, поиск и обработку информации, придется снабдить каждую из составных частей информации соответствующей меткой (как в программе, работающей с базами данных, такой как Microsoft Access). В языке HTML не предусмотрено соответствующих элементов.

Документ, который вы хотите представить в виде иерархической структуры. Допустим, вы пишете книгу и хотите разбить ее на части, главы, разделы A, B, C и т.д. В дальнейшем программа может использовать данную структуру документа для создания оглавления, оформления различных уровней в структуре с помощью различных стилей, извлечения определенных разделов, а также обработки информации иными способами.

Обобщенный структурированный язык разметки (Structured Generalized Markup Language – SGML) является родоначальником всех языков разметки. Языки HTML и XML образованы из SGML (хотя и различными способами). SGML определяет базовый синтаксис, но дает вам возможность создавать собственные элементы (отсюда термин обобщенный в названии языка). Чтобы использовать SGML для описания определенного документа, вы должны продумать соответствующий набор элементов и структуру документа. Например, чтобы описать книгу, вы должны использовать созданные вами элементы с именами BOOK, PART, CHAPTER, INTRODUCTION, A-SECTION, B-SECTION, C-SECTION и т.д.

Набор наиболее употребительных элементов, используемых для описания документа определенного типа, называется SGML-приложением. (SGML-приложение также включает в себя правила, устанавливающие способы организации элементов, а также другие особенности их взаимодействия). Вы можете определить ваше собственное SGML-приложение, чтобы описать тип документа, с которым вы работаете, либо в теле основной программы должно быть определено SGML-приложение для описания типовых документов. Наиболее известным примером последнего типа приложений является HTML, который представляет собой SGML-приложение, разработанное в 1991 г. для описания Web-страниц.

Казалось бы, язык SGML вполне подходит для описания Web-документов. Однако разработчики из консорциума W3C посчитали, что он является слишком сложным и фундаментальным, чтобы эффективно представлять информацию в Web. Гибкость и большое обилие средств, поддерживаемых SGML, затрудняет написание программного обеспечения, необходимого для обработки и отображения SGML-информации в Web-браузерах. Следовало бы приспособить часть языка SGML специально для помещения информации в Web. В 1996 г. группа XML Working Group разработала ветвь языка SGML, назвав его расширяемым языком разметки – Extensible Markup Language.

XML является упрощенной версией SGML, приспособленной для Web. Как и SGML, XML дает возможность разрабатывать собственные наборы элементов при описании определенного документа. Как и в SGML, в теле программы может быть определено XML-приложение (или словарь), которое содержит набор наиболее употребительных элементов общего назначения и структуру документа, которая может быть использована для описания документа определенного типа (например, документов, содержащих математические формулы или векторную графику). Об XML-приложениях вы подробнее узнаете далее в этой лекции.

Синтаксис XML более простой, чем SGML, что облегчает восприятие XML-документов, а также написание программ браузеров, кодов и Web-страниц для доступа и представления информации документа.

Вы можете использовать XML не только для описания отдельного документа. Индивидуальный пользователь, компания или комитет по стандартам может определить необходимый набор элементов XML и структуру документа, которые будут применяться для особого класса документов. Подобный набор элементов и описание структуры документа называют XML-приложением или XML-словарем.

XML-приложение обычно определяется созданием описателя типа документа (DTD), который является допустимым компонентом XML-документа. DTD построен по схеме базы данных: он устанавливает и определяет имена элементов, которые могут быть использованы в документе, порядок, в котором элементы могут появляться, доступные к применению атрибуты элементов и другие особенности документа. Для практического использования XML-приложения вы обычно включаете его DTD в ваш XML-документ; наличие DTD в документе ограничивает круг элементов и структур, которые вы будете использовать, вследствие чего ваш документ отвечает стандартам данного приложения.

Кроме XML-приложений для описания определенных классов документов имеется несколько XML-приложений, которые вы можете применять внутри XML-документа любого типа. Эти приложения облегчают создание документа и улучшают его качество. Ниже приведены примеры таких приложений.

Extensible Stylesheet Language (XSL) позволяет вам создавать мощные стилевые таблицы с использованием синтаксиса XML.

XML Schema позволяет разрабатывать подробные схемы для ваших XML-документов с использованием стандартного синтаксиса XML, что является более мощной альтернативой применения DTD.

XML Linking Language (XLink) дает возможность связывать ваши XML-документы. Он поддерживает множественные целевые ссылки и другие полезные функции, обеспечивая большую свободу по сравнению с механизмом организации ссылок в HTML.

XML Pointer Language (XPointer) позволяет определять гибкие целевые ссылки. При совместном использовании XPointer и XLink вы можете организовывать ссылки на любое место в целевом документе – а не только переходы к специально выделенным пунктам.

XML является не только полезным инструментом для описания документов, но и служит основой для построения приложений и расширений, которые могут оказаться востребованными по мере развития Internet.

 

4. Системы управления контентом

Для создания динамического сайта возможны два пути. Во-первых, это написание собственных программ, отвечающих за создание нужных шаблонов и поддерживающих необходимые функции. При этом созданная система будет полностью отвечать потребностям, однако возможно потребует больших программистских усилий и времени. Второй путь - это воспользоваться уже существующими системами, которые и называются системами управления Web-контентом. Преимуществом этого пути является уменьшение затрат времени и сил. К его недостаткам можно отнести снижение гибкости, предоставление недостаточного или чрезмерного набора возможностей.

Под контентом (дословный перевод английского термина content, означающего содержание, содержимое) понимают информационное наполнение сайта – то есть все типы материалов, которые находятся на сервере: web-страницы, документы, программы, аудио-файлы, фильмы и так далее. Таким образом, управление контентом – это процесс управления подобными материалами. Он включает следующие элементы: размещение материалов на сервере, удаление материалов с сервера, когда в них больше нет необходимости, организацию (реорганизацию) материалов, возможность отслеживать их состояние.

Системы управления контентом (в английском языке существует устоявшийся термин – Content Management Systems или, сокращенно, CMS) – это программные комплексы, автоматизирующие процедуру управления контентом.

Функции систем управления контентом можно разделить на несколько основных категорий:

· Создание — предоставление авторам удобных и привычных средств создания контента.

· Управление — хранение контента в едином репозитории. Это позволяет следить за версиями документов, контролировать, кто и когда их изменял, убеждаться, что каждый пользователь может изменить только тот раздел, за который он отвечает. Кроме того, обеспечивается интеграция с существующими информационными источниками и ИТ-системами. CMS поддерживает контроль над рабочим потоком документов, т.е. контроль за процессом их одобрения. Таким образом, управление контентом включает в себя хранение, отслеживание версий, контроль за доступом, интеграцию с другими информационными системами и управление потоком документов.

· Публикация — автоматическое размещение контента на терминале пользователя. Соответствующие инструменты автоматически адаптируют внешний вид страницы к дизайну всего сайта.

· Представление — дополнительные функции, позволяющие улучшить форму представления данных; например, можно строить навигацию по структуре репозитория.

Системы управления контентом делятся на четыре основных категории, которые частично перекрываются:

· Системы управления исходными кодами традиционно поддерживают управление исходными кодами программ, и часто предоставляют некоторый web-интерфейс, который может использоваться внутри корпоративной сети, а также вне ее для параллельной работы с исходными кодами.

· Системы управления документами предназначены для организаций, оперирующих с большим количеством документов, например, офисы больших компаний, редакции и страховые компании.

· Системы управления web-контентом представляют собой новую индустрию программных продуктов. Эти системы предназначены для разработки и управления Web-сайтами различной степени сложности. Обычно такие системы поддерживают и некоторый тип управления потоками работ.

· Системы электронной коммерции – обеспечивают хранение и управление электронными каталогами товаров. По сути, эти системы незначительно отличаются друг от друга. Самое главное отличие этих систем – это люди, которые их используют.

Использование CMS предоставляет следующие преимущества:

· Оперативное обновление информации - информацию публикует сотрудник, владеющий информацией, без дополнительных посредников в виде технических специалистов. CMS предназначены для автоматизации процесс публикации информации на web-сайте, предоставляя пользователям возможность самим публиковать материалы в WWW и определять их визуальное представление, используя для этого стандартные средства, не требующие знания языка HTML и достаточно сложных для неспециалиста процедур. С помощью CMS можно, не будучи профессиональным разработчиком, создавать и модифицировать информационное наполнение сайтов.

· Снижение стоимости поддержки – обновление информация производится самостоятельно, нет необходимости оплачивать труд собственного или внешнего web-мастера. Снижение стоимости происходит за счет снижения потерь времени на поиски документов, пресечения дублирования и ошибок, увеличения скорости связи с партнерами и клиентами.

· Предоставление дополнительных сервисов пользователю – часть сервисов – поиск, форумы, голосования и т.д., требуют интерактивного взаимодействия с пользователем. Они уже реализованы в рамках CMS.

· Уменьшение сроков и стоимости разработки – наиболее востребованная функциональность уже реализована в CMS и может быть сразу использована.

· Повышение качества разработки – при разработке полностью или частично используются готовые модули, которые уже прошли неоднократное тестирование.

· Снижение стоимости дальнейших модификаций – CMS позволяют разделить данные и их представление. Это позволяет гораздо проще изменить внешний вид сайта, чем в случае со статическим сайтом.

Среди CMS-систем часто выделяют так называемые каркасы (content management framework, CMF) — инструментарии для создания системы.

Разработкой систем управления контентом занимаются многие компании, в том числе IBM, Microsoft, Oracle, Macromedia.

В последнее время начали появляться организации, пытающиеся объединить разработчиков CMS, создать единую информационную среду для потенциальных пользователей подобных систем, продвигать и утверждать единые стандарты. Прежде всего, это ассоциации OSCOM (Open Source Content Management), и CMSWatch. OSCOM утвердила такие стандарты, как WebDav, RSS, ATOM и JSR-170. В свою очередь, CMSWatch ежегодно выпускает отчет, включающий в себя обзор рынка CMS-систем, сравнение некоторых из них, описание жизненного цикла контента и управления им в CMS-системах.

Существует классификация CMS, основанная на модели представления данных — объектной, сетевой или модульной.

Объектная модель представления данных оперирует такими понятиями, как класс и объект. Классы определяют структуру данных и представляют собой набор атрибутов (текстовая строка, целое число, изображение и т.д.). Экземпляры класса (объекты) имеют определенную структуру и могут содержать другие объекты, образуя произвольную иерархическую структуру. Объекты могут наследовать свойства, содержание и поведение объектов, которые в них содержатся. Примерами объектов служат документы, картинки, папки и учетные записи пользователей. Класс контента не хранит в себе реальных данных — такую информацию содержат объекты (экземпляры класса). Определив один класс, можно создать множество его представителей (контент объектов). В CMS-системах данные обычно хранятся в реляционной или объектной базе данных. В первом случае объектная модель данных отображается на реляционную модель базы данных. Как правило, системы, основанные на объектно-ориентированной модели данных, наиболее функциональные, гибкие, но, в то же время, и наиболее сложные.

Сетевая модель представления данных опирается на теорию графов: структура информации представляется в виде узлов с помеченными связями между ними. Фундаментом системы может служить как сетевая, так и традиционная реляционная СУБД, на которую отображена сетевая модель описания данных. В реляционных таблицах хранится информация об узлах, их атрибутах и связях между ними. Связь отличается от атрибута тем, что в ней хранится ссылка на другой узел, а в атрибуте — собственно значение. Для извлечения данных из направленного графа обычно используются рекурсивные процедуры обработки, такие как составление списков узлов, определение атрибутов узла по атрибутам родителя и др.

Модульная модель: в подобных системах контент разделен на отдельные модули по типам содержимого. Структура данных зависит от модуля, и вся работа с контентом сосредоточена внутри модуля. Модули независимы и полностью отвечают за работу с документами данного типа. Документы описываются с помощью фиксированного набора характеристик — типы документов строго фиксированы. Расширять функциональность можно за счет добавления нового модуля, замены или редактирования существующего кода. Чаще всего нет никакой системы связей между документами разных модулей и между документами одного и того же модуля. Стандартный набор типов контента (модулей) таков: ссылки, статьи, файлы, новости, разделы, форум.

Несмотря на очевидную ограниченность модели данных, системы на ее основе наиболее популярны благодаря своей простоте. У модульных CMS-систем есть один общий недостаток — строго фиксированная в пределах модуля структура содержимого. Однако для расширения их функциональности можно воспользоваться внешними модулями, которых в Сети немало. Очевидное преимущество этих систем — возможность получения почти полностью готового к использованию портала за короткое время.

Основная идея систем управления контентом – разделение визуального дизайна сайта и его информационного наполнения. При создании сайта с помощью такой системы разрабатывается набор шаблонов страниц, в которых впоследствии размещается информация. В этом случае роль разработчиков (фактически это группа внедрения) ограничивается только созданием "начальной" информационной системы на основе системы управления контентом, затем пользователи сами публикуют требуемую информацию и определяют ее представление. Управление сайтом сводится к минимуму, – администратору остается только управлять пользователями (см. рис. 9).

 


Рис. 9. Схема функционирования CMS

 

Пользователи CMS делятся на две группы – создатели шаблонов страниц и авторы контента (информационного наполнения). Таким образом, одна группа пользователей создает структуру и оформление страниц, а другая наполняет его содержанием.

Функции систем управления контентом структурированы согласно жизненному циклу системы. Сначала группа внедрения разворачивает ядро CMS и создает в СУБД информационное хранилище контента – БД. Далее администратор предоставляет доступ к системе различным пользователям, затем создается контент, он публикуется, и к нем применяются шаблоны оформления.

На первом этапе необходимо создать все типы контента и схемы их метаописаний, а также настроить систему на определенный поток работ (если система поддерживает создание потоков работ, а не использует единственный встроенный). Понятие типа контента аналогично понятию класса, а элементы контента представляют собой набор экземпляров таких «классов». Типами контента являются, например, текст и изображение; экземпляром контента конкретный документ или картинка.

Следующая важная возможность – хранение информации о версии контента. Это позволяет задать номер версии любых операций изменения контента и при необходимости восстановить его. В любой момент можно отказаться от изменений и, практически в режиме реального времени, откатиться на одну из предыдущих зафиксированных версий. Строгий контроль версий необходим для определения ответственности отдельных лиц, а также для резервного и аварийного восстановления системы.

Кроме управления контентом, система должна предоставлять возможность создавать метаданные о нем. Метаданные – это сведения о данных, свойства данных. Примером метаданных служат ключевые (характерные) слова документов, предназначенные для поисковых или отчетных систем. Системы управления контентом, рассматриваемые в данном обзоре, не поддерживают метаданные, хотя можно специально ввести дополнительные типы контента, представляющие собой метаданные.

После того, как все типы контента созданы, авторы информационного наполнения начинают создавать, изменять и удалять элементы контента указанного типа. CMS уже содержит некоторый набор визуальных компонентов, например, для редактирования текста, выбора изображений, выбора шаблона представления.

Кроме непосредственно редактирования элементов контента, необходимо предусмотреть разбиение контента по категориям или рубрикам.

В качестве решения проблемы представления в системах управления контентом используется технология шаблонов, определяющих внешний вид страницы. Разработчику шаблонов не нужно знать никаких технических тонкостей. На ранних этапах существования WWW шаблоны представляли «заготовки» HTML-кода, из которого путем манипуляций в HTML-редакторе получались готовые страницы. Сегодня такими заготовками манипулируют уже не дизайнеры в своих редакторах, а серверные web-приложения. Таким образом, современный шаблон Web-страницы представляет собой блок HTML, который благодаря специальным тегам или внедренным сценариям, облегчает включение динамически сгенерированного содержания на этапе выполнения. При использовании подобных шаблонов программистам необходим некоторый стандартизированный интерфейс для работы с ними – шаблонный движок (в английском языке существует устоявшийся термин – template engine), который может иметь разнообразные дополнител ьные функции, например, поддерживать кэширование шаблонов, их динамическое обновление и т.д.

Механизм публикации информации в системе управления контентом отвечает за процесс создания, редактирования и удаления шаблонов страниц, а также за сопоставление типов контента и шаблонов страниц. В состав дополнительных возможностей системы публикации может входить предварительная генерация статической версии сайта. Эта опция очень полезна в случае размещения информационной системы на оборудовании с ограниченными возможностями.

Типичный процесс публикации информации в World Wide Web реализован в Microsoft Content Management Server. Обычным приемом обеспечения оформления информационного наполнения являются шаблоны представления информации. Поэтому первым этапом процесса является создание наборов шаблонов. Типичный шаблон содержит разметку HTML и места, куда в дальнейшем будут вставлены данные (placeholder'ы в терминологии Microsoft). Далее на основе этих шаблонов авторы информационного наполнения создают страницы и представляют их редакторам для одобрения. Редакторы, в свою очередь, могут либо отклонить страницу и вернуть ее автору на доработку, либо одобрить ее и передать модератору сайта. В первом случае процесс повторяется снова, во втором же модератор сайта проверяет расположение страницы на сайте, дату и срок ее публикации. Если все в порядке, страница становится видна пользователям. Несмотря на то, что рабочий процесс в Microsoft Content Management Server фиксирован и не может быть изменен в дальнейшем, подобное решени е подходит большинству пользователей, которым необходимо публиковать информацию в World Wide Web.

Управление пользователями включает создание, изменение и удаление учетных записей отдельных пользователей и их групп, а также назначение прав для работы с элементами контента. Важной частью требований является наличие пользовательских профилей (profiles), с помощью которых можно сгенерировать персональное представление информации для каждого пользователя. Полезной является и возможность пользователя делегировать свои права. Это позволяет пользователям переназначать исполнителя конкретной работы и избегать простоев из-за отсутствия отдельного лица.

Системы управления контентом управляют учетными записями пользователей на основе собственных групп, не используя существующие идентификационные системы, например, Windows. Аутентификация средствами Windows позволила бы значительно упростить администрирование. При этом система управления контентом могла бы использовать операционную систему локального компьютера или контролера домена для проверки и сопровождения учетной записи пользователя.

Представление информации создается на основе данных, а также предпочтений конкретного пользователя. Персонификация достигается путем использование профилей – специальных записей, в которых хранится информация, специфичная для конкретных пользователей.

В самом общем виде архитектуру систем управления Web-контентом можно представить следующим образом (см. рис. 10).


Рис. 10. Архитектура CMS

 

В основе данной технологии лежит трехзвенная архитектура клиент/сервер. Такая архитектура разбивает процесс обработки данных между клиентом, сервером приложений и хранилищем данных. В отличие от традиционной двухзвенной архитектуры здесь присутствует сервер приложений как промежуточное звено между клиентом и хранилищем данных.

В системе присутствует два хранилища. В первом (обычно реляционная СУБД) хранятся все данные, которые публикуются на сайте. Во втором (обычно файловая система) хранятся элементы представления – шаблоны, графические изображения и т.д.

Получая запрос, сервер приложений обрабатывает его, связываясь с хранилищем данных, в каком бы месте необходимые данные не находились. Клиент лишь получает результат в виде HTML-файла. Таким образом, сервер приложений является стандартизованной платформой для динамической доставки контента и построения основных приложений. Серверов приложений может быть много, а связь с ними происходит через Web-сервер.

Рассмотрим пример реализации архитектуры системы управления контентом на примере CMS DotNetNuke 4 (см. рис. 11).

Ядро системы управления контентом представляет собой динамический сайт, созданный на языке Visual Basic.NET с использованием технологи и ASP.NET 2.0. Поэтому для ее функционирования требуется web-сервер с поддержкой этой технологии. В качестве такого сервера может выступать Microsoft Internet Information Services 5 или 6. В качестве хранилища данных CMS DotNetNuke 4 может использовать файловую систему web-сервера и базу данных под управлением СУБД Microsoft SQL Server. Поддерживаются все варианты поставки этой СУБД и версии 2000/2005. СУБД может функционировать как в операционной системе web-сервера, так и на удаленном компьютере. В первом случае возможно использование бесплатных версий MS SQL Server – Microsoft Desktop Engine и Microsoft SQL Server Express 2005.

 


Рис. 11. Архитектура CMS на примере DNN

 

Системы крупных производителей. Наиболее известными приложениями такого класса являются Microsoft Content Management Server, Documentum, Plumtree Portal, IBM WebSphere Portal и т.д. Стоимость внедрения проектов на базе данных решений составляет от 50 000 у.е. Поэтому сфера их применения очень узкая и ограничивается в основном созданием интранет-решений для крупных предприятий.

Системы с открытым исходным кодом, например, RedHat CMS и OpenCMS. Преимуществами таких систем является доступность, наличие исходного кода, возможность локализации. Однако их использование связано с определенного рода проблемами:

Отсутствие техподдержки – системы предлагаются в основном без технической поддержки и все проблемы, связанные с использованием таких систем разработчик должен решать самостоятельно.

Узкая сфера применения – чаще всего продукт явился побочным результатом решения одной из собственных задач.

Очевидно, что подобное решение может хорошо решать задачи создания такого же рода сайтов, но может быть совершенно неприспособленно для решения задач другого плана (электронная коммерция, b2b и т.д.).

Разработки небольших компаний, которые применяются на нескольких проектах, созданных непосредственно компанией-разработчиком. их подклассом являются российские разработки. Эти продукты созданы в основном различными web-студиями, имеющими большой опыт в реализации сайтов разных типов. Данные решения занимают промежуточную нишу. Практически все решения являются коммерческими, но с достаточно низкой стоимостью (100-3000$) и могут быть использованы для создания сайтов разных типов.

Среди объектно-ориентированных CMS-систем можно встретить каркасы. Классический пример — Zope CMF. Вообще, Zope — ведущий свободно распространяемый сервер приложений, специализирующийся на управлении контентом в порталах и пользовательских -приложений. На основе этого сервера приложений построен каркас управления контентом Zope CMF, с помощью которого, в свою очередь, создан целый ряд CMS-систем, в частности, Plone. На основе сервера приложений Zope разработана отечественная CMS iNetSite - комплексный программный продукт, предназначенный для создания и последующего сопровождения веб-сайтов любой сложности и назначения.

Еще одна очень распространенная объектно-ориентированная CMS— eZ Publish.. Системы семейства eZ базируются на свободно распространяемом продукте eZ Publish. Наличие двух лицензий — GPL и профессиональной — позволяет создавать коммерческие продукты на основе каркаса eZ Publish, обеспечивая этой системе поддержку как сообщества Open Source, так и профессиональных разработчиков. Система eZ Publish предназначена также для создания и управления содержимым Internet-магазина, новостного сайта, фотогалереи или форума.

Платформа: PHP, MySQL, Apache. На этапе инсталляции присутствует мультиязычность (русский язык тоже есть), а очень удобный и продуманный пошаговый инсталлятор позволяет без особых осложнений установить систему на любой хостинг. eZ publish имеет возможность устанавливаться сразу в настроенной конфигурации, соответственно предназначению сайта. Среди конфигураций есть новостной сайт, корпоративный портал, интернет-магазин, блог, форум, галерея изображений и интранет-портал.

Недостаток - отсутствие встроенного визуального редактора для создания контента. отличные способности по работе с мультимедийным содержимым позволяют рекомендовать ее для построения каталогов и библиотек, магазинов для специфических немассовых товаров. Для серьезных контентных проектов система пока проигрывает из-за отсутствия визуального редактора.

Microsoft Content Management Server (MCMS) представляет собой систему управления Web-контентом, которая дает возможность создавать, развертывать и поддерживать динамично меняющиеся Web-сайты. Благодаря интеграции с Visual Studio .NET и поддержке функций управления исходными кодами, MCMS позволяет разработчикам создавать сайты, которые потом могут управляться и поддерживаться как ИТ-специалистами, так и бизнес-пользователями. Первые могут централизованно управлять брэндингом, рабочим потоком документов и безопасностью, тогда как вторые — создавать собственный контент, управлять им и публиковать его, используя знакомые приложения, такие как Word или Internet Explorer. Объектная модель поддерживает разработку в среде Visual Studio .Net и .Net Framework. Возможно объединение через Microsoft Solutions for Internet Business (MSIB) Content Connector с сервером Microsoft Commerce Server для создания решений в области электронной коммерции. Content Management Server позволит публиковать материалы непосредственно из Microsoft Word, взаимодействовать с другими системами, производить быстрое развертывание, управлять цифровыми хранилищами и идентификацией, осуществлять перевод Web-серверов, XML-редактирование и поиск.

Communiware соответствует сетевой модели представления данных. Эта система представляет собой инструментарий нового поколения для создания вертикальных Web-сайтов и порталов. Администраторский интерфейс очень похож на интерфейс самого сайта, но при этом к каждому информационному элементу добавлены ссылки на формы его создания, редактирования и удаления. Это очень удобная и мощная концепция, позволяющая за несколько минут освоить основные операции управления содержанием. Рекомендуется для проектов среднего масштаба, где важна гибкость системы. Функционирует под ОС Unix, с использованием СУБД Oracle или PostgreSQL. Предназначен для поддержки корпоративных сайтов, электронных СМИ, электронных магазинов, порталов. Для некоммерческих проектов распространяется бесплатно. Для других - 150 у.е.

Система DynaSite ориентирована на управление сложными структурами данных. Возможны следующие варианты поставки:

DynaSite Publishing - предназначен для создания и управления корпоративном сайтом или онлайновым информационным изданием. В базовую комплектацию входят все необходимые компоненты для управления содержанием (созданием сайта и его информационным наполнением). При необходимости дополняется маркетинговыми инструментами, а также средствами электронной коммерции.

DynaSite Publishing Enterprise Edition - специализированное решение, предназначенное для компаний с разветвленной структурой, позволяющее создать неограниченное число сайтов с различными адресами. При этом все сайты будут объединены в одной базе данных DynaSite и иметь общий список пользователей и настройки.

DynaSite Commerce - позволяет в максимально короткие сроки организовать центр электронной коммерции в сети Интернет. В базовую комплектацию входят все необходимые для электронной торговли модули. Разнообразие опций позволяет использовать систему, как в розничной торговле, так и для создания сложной сбытовой структуры и управления дилерской сетью.

DynaSite Hosting - организовать на одном ядре DynaSite хостинг неограниченного числа независимых друг от друга сайтов и электронных магазинов. Решение для хостинг-провайдеров. Имеет все необходимые средства для управления системой в целом и интеграции с внешними информационными системами.

Работает в серверной ОС Microsoft с СУБД MS SQL Server и web-серверами ColdFusion Application Server, IIS, Apache. В ядре объединены модули, реализующие базовую функциональность системы:

· модуль управления содержанием (Content Management). Включает управление дизайном, структурой, шаблонами страниц. Позволяет полностью контролировать все вопросы, связанные с информационным наполнением сайта;

· модуль динамической навигации (Dynamic Navigation) и персонализации (Personalization). Помогает предоставлять клиентам и партнерам именно ту информацию, в получении которой они действительно заинтересованы;

· модуль управления доступом и правами пользователей. С его помощью можно организовать и контролировать все рабочие процессы, связанные с созданием сайта, -- от дизайна и разработки до редакторской правки и окончательного утверждения.

Бизнес-компоненты, поставляемые с DynaSite, обеспечивают дополнительную функциональность, реализующую тот или иной бизнес-процесс. Для связи с внешними информационными системами и создания дополнительных компонентов предусмотрен специальный интерфейс для разработчика -- DynaSite SDK. Таким образом, создаваемое с помощью DynaSite приложение может быть интегрировано с другими информационными системами, например бухгалтерской, складской, почтовой и т. д. Предназначена для поддержки корпоративных сайтов, электронных СМИ, электронных магазинов, порталов и интернет-сообществ. Копия системы стоит 1500 у.е.

CMS Saitistika - коробочный продукт. Ориентирован на дилеров (веб-разработчиков, провайдеров). Преусмотрен франчайзинг. Работает с ОС Windows Server, web-сервером Internet Information Server и СУБД MS SQL Server. Предназначена для поддержки корпоративных сайтов, электронных СМИ, электронных магазинов, порталов и интернет-сообществ.

Система NetCat ориентирована на управление проектами среднего и высокого уровня сложности. Использует СУБД Linux/FreeBSD, web-сервер Apache, технологию PHP и СУБД MySQL. Нетребовательна к системным ресурсам, что позволяет использовать ее на маломощных машинах. Стоимость 300 у.е.

PHPNuke это универсальная система построения сайта, с текстовым и графическим наполнением. Модульная CMS. Распространяется бесплатно. Включает в себя все инструменты, необходимые для создания портала (в широком его понимании). Принимая во внимание большое количество реализованных по умолчанию функций, а так же наличие модулей, произведенных третьими лицами, данная CMS система может быть применена в следующих областях: интернет системы; системы электронной коммерции; корпоративный портал; общественные учреждения и организации; агентства новостей; диалоговые компании; информационные сайты; системы электронного обучения. Поддерживает 25 языков, Yahoo подобный механизм поиска, возможность комментариев в опросах, поддержка тем, менеджер дат, менеджер управления файлами, работа с заголовками, менеджер часто задаваемых вопросов, система обзоров, информационный бюллетень, категоризациа статей, многоязычное управление и т.д. Для работы PHP-Nuke требуется: платформа на основе Linux или Windows, Apache Web Server, PHP версии 4.2.x или выше, база данных MySQL. Так же система работает и на платформах: FreeBSD, OS/2, MacOS и д.р.; на базах данных: mSQL, PostgreSQL, PostgreSQL_local, ODBC, ODBC_Adabas и д.р.

Mambo – одна из самых популярных модульных CMS. В ее состав входит полностью основанный на БД движок с использованием PHP/MySQL. Имеется возможность работы под ОС Linux, FreeBSD, MacOSX, Solaris, AIX, SCO, WinNT, Win2K, однако ее использование в различных ОС имеет свою специфику. Для создания контента Mambo предоставляет выбор из 3 визуальных редакторов, что упрощает редактирование материалов до уровня редактирования текста в программе Word. На сегодня можно найти более 700 модулей и компонентов, которые удовлетворят требования любого автора сайта. Система подходит как для небольшого, так и для крупного корпоративного сайта или информационного проекта. Интернационализация сделана очень хорошо.

Joomla! появилась как результат многолетней работы над ее знаменитой предшественницей Mambo. Команда разработчиков создала Joomla! 1.0 на основе Mambo 4.5.2.3 и здесь пути этих двух систем разошлись. Принципиальных отличий между этими двумя CMS нет.

Модульная CMS Xoops. Полная объектная ориентация всей архитектуры системы (, модульность (сайту доступно большое количество дополнительных модулей, реализующих почти все необходимые функции). Для создания и управления внешним видом есть мощная система визуальных тем, которых достаточно много в библиотеке на сайте.

Documentum — ведущий поставщик коммерческого программного обеспечения для интегрированного управления документами и контентом. В области управления документами его ближайшими соперниками являются Open Text, IBM и FileNet, а в сфере управления контентом — Vignette, Stellent и Interwoven. В области управления документами решения от Documentum наиболее надежны благодаря возможностям репликации контента и управления им на очень высоком уровне детализации (для переиспользования и перенацеливания), а также поддержке преобразований сложно структурированных документов, расширяемости репозитория и поддержке XML. Важные достоинства Documentum состоят в глубоком знании процессов управления потоком документов, контроля версий и управления архивами. Однако решения Documentum могут оказаться менее эффективными, чем некоторые решения-конкуренты, при обработке представления документов на больших Web-сайтах. Система Documentum имеет объектно-реляционную архитектуру (т.е. объектная модель данных отображается на реляционную базу данных), поэтому может быть отнесена к объектным CMS-системам.

FileNet - поставщик, фокусирующийся на коммерческих системах управления контентом предприятия, долго был лидером на данном рынке, а купив компанию eGail FileNet, вышел на рынок WCM. Это позволило FileNet предложить широкий спектр услуг организациям, реализующим решения для управления контентом. До сих пор компания фокусируется преимущественно на управлении процессами и поддержке транзакционного контента. Предлагаются следующие пакеты: Business Process Manager — автоматизация сложных бизнес-процессов; Content Manager — управление, совместное использование и доступ к документам или другим формам контента; Web Content Manager — автоматизация создания, одобрения и публикации контента на Web-сайтах; Image Manager — управление фиксированными типами контента, включая изображения, факсы и т.п.

Система IBM Content Manager позволяет организациям получать, хранить, управлять и распространять все формы цифрового контента, включая отсканированные текстовые документы, XML, HTML и мультимедиа. Content Manager - полное интегрированное решение для управления документами, предназначенное для потребителей, которые хотят пользоваться универсальным продуктом одного поставщика.

Другой ключевой момент —возможности управления web-контентом. Корпорация анонсировала объединение Content Manager с WebSphere Portal, который обеспечивает возможности публикации в Web. Теперь Content Manager будет представлять собой репозиторий для WebSphere-портала. Content Manager также объединен с WebSphere Portal с помощью портлетов, позволяющих пользователю получать доступ к контенту всех типов. После приобретения компании Tarian Software, поставщика решений для управления записями, IBM расширила спектр своего ECM-инструментария за счет средств управления жизненным циклом контента. Модель данных Content Manager — объектно-ориентированная.

5. Понятие и типы Интернет-приложений

Web-приложение это web-система, позволяющая пользователям реализовать доступ к бизнес-логике через браузер. Web-система это система гипермедиа, поскольку ее ресурсы связаны между собой. Термин "web" означает, что система рассматривается как набор узлов с перекрестными ссылками.

Существует четыре типа Интернет-приложений:

· Web-приложения, которые работают на сервере, передавая через Интернет данные на клиентские машины. Для их применения требуются Web-браузеры, такие, как Microsoft Internet Explorer и Netscape Navigator;

· Web-сервисы, которые позволяют приложениям обрабатывать их данные на сервере. При этом передача подлежащих обработке данных на сервер и возврат результатов осуществляется через Интернет;

· приложения с поддержкой Интернета автономные программы со встроенными механизмами, позволяющими их пользователям регистрироваться, получать обновления, а также предоставляющими доступ к справочной системе и другим вспомогательным службам через Интернет;

· одноранговые приложения автономные программы, использующие Интернет для взаимодействия с другими программными продуктами этого же типа.

Доверь свою работу ✍️ кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.