Мои Конспекты
Главная | Обратная связь

...

Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Исполнительский анализ





Помощь в ✍️ написании работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Музыкально-теоретический анализ

Форма.

Форма хора строфическая (4 строфы)

1-я строфа состоит из 2 предложений (5т + 4т)

2-я строфа – из 1 предложения (11т)

3-я строфа – из 1 предложения (7т)

4-я строфа – из 2 предложений (5т +5т)

Разделы музыкальных строф ясно определены композитором: тональный план, паузы, динамика, содержание литературного текста.

Форму данного произведения также можно разобрать как 3-хчастную репризную.
1ч. написана для мужского хора, а реприза повторяет основной тематический материал, но для смешанного хора.

Фактура.

В 1-ом и 2-ом предложении 1-й строфы склад изложения гомофонно-гармонический. Тема проходит в партии высокого мужского голоса, остальные голоса являются гармоническим заполнением. Звучит мужской хор (Т + В).

Композитор неспроста отдал предпочтение мужским голосам. Их тембр очень драматичен, он идеально подходит для изображения печальной картины, где красивая девушка, лебедь белая, ждет своего милого с моря. Именно эта тембровая краска помогает нам прочувствовать переживания и состояние девушки. Мы понимаем, что хорошего конца не ожидается.

Во 2-й строфе преобладает звучание смешанного хора. Композитор применяет прием постепенного «включения» голосов в хоровую фактуру, начиная с самого низкого (бас).

На словах «в даль далекую» звучит низкий женский голос (альт), затем подключаются высокие голоса (сопрано). Звучание женского хора рисует картину бесконечной дали... мы не знаем, что там. Неизвестность…

В интонациях басовой партии проскальзывают нотки безысходности.

В 1-ых предложениях 2-ой и 3-й строф склад изложения подголосочный. В 1-м предложении 2-й строфы ведущим голосом являются поочередно В, Т, S, а с 5 такта - А, S. С 7 по 10 т. Т дублируют партию S.

Особое напряжение придает партия S и Т. Они олицетворяют разбушевавшиеся чувства девушки, которая волнуется о своем милом, они напоминают рыдания, накатывающие волнами на нее.

В 1-м предложении 3-й строфы ведущими голосами поочередно становятся В и S. Ведется разговор между голосами.

В 1-м и 2-м предложении 4-й строфы склад изложения гомофонно-гармонический. Повторяется первая тема, теперь она проходит в партии высоких голосов (S и Т), остальные голоса являются гармоническим заполнением. Звучит полный смешанный хор (S + А + Т + В).

Заканчивается произведение унисоном всего хора (двухоктавный). Он олицетворяется с тишиной, безмолвием и одиночеством девушки.

Голосоведение.

Изучив мелодическую линию каждой хоровой партии, можно отметить преобладание «спокойного» развития мелодии в партиях S, A и Т. Наиболее развита мелодическая линия в партии низкого мужского голоса.

 

 

В 1-м предложении все голоса достаточно развиты, ни один голос не статичен.

Во 2-й части постепенное вступление голосов, постепенное увеличение динамики помогает нам осознавать, как нарастает ее волнение, ее страхи, помогает нам ощутить на себе ее внутреннее состояние.

Постоянные восходящие и нисходящие движения темы и подголосков изображают волны ее эмоций. Встречающийся и тут же исчезающий мажор говорит нам о том, что у нее мысли непрерывно меняются от безысходности до теплящейся надежды на лучшее.

 

 

На протяжении всего произведения мелодия напоминает волны, окружающие белую лебедь, сливающиеся с ее волнами эмоций. Речка будто бы стремится успокоить девушку, стать с ней одним целым.

 

Ритмический рисунок.
Ритмический рисунок произведения простой, однообразный. В основном движение осуществляется четвертными длительностями, что соответствует ровному естественному течению человеческой речи (рассказу, повествованию).

Ритмические группировки: - характерны для размера 6\4.

Иногда встречаются половинные ноты и восьмые. Половинные ноты встречаются на ударных слогах слов. Можно заметить, что в 1-й и 4-й строфе половинные ноты встречаются в тактах на первых долях. А во 2-й и 3-й - на 4 долях. Это помогает развить движение, приблизить и прийти к кульминации.

Ритмический рисунок и динамика помогают создать образ волн. В 1-й и 4-й строфе река спокойная, равномерная, тихая, но во 2-й и 3-й она становится взволнованной, волны все больше и больше накатывают на берег, что отождествляется с внутренним состоянием прекрасной девушки, белой лебеди.

В последнем предложении река постепенно успокаивается, наступает полный унисон. А нота а , взятая тенорами в последнем такте, ассоциируется с конечной тихой волной, после которой все замирает.

Особое внимание исполнителей необходимо обратить на часто встречающиеся паузы, именно на . Которые не должны нарушать равномерность течения событий, которые заложены как в музыке, так и в литературном тексте. На паузе фраза, мысль не заканчивается. Необходимо выстроить целое предложение и довести логическую цепочку до конца. На мой взгляд, паузы имеют большое значение в раскрытии содержания, например, они помогают представить картину набегающих волн , создают атмосферу взволнованности, переживаний, иногда воспринимаются как вздохи, беспокойство души девушки, которая не знает, чего ждать.

Тональный план.

Тональный план произведения очень разнообразен.

1-я и 4-я строфы произведения в тональности a moll. 2-я строфа написана в 4-х параллельных тональностях: d moll, F dur, b moll, Des dur, b moll. 2-я строфа написана в одноименных тональностях: c moll, C dur.
Преимущественные тональности – минорные. Это подчеркивает содержание произведения.

Размер.

Размер произведения 6\4.

Остается неизменным от начала до конца произведения. Дирижируется по 4-хдольной схеме с удвоением 1 и 4 долей.

Исполнительский анализ

 

Темп

Темп произведения – Moderato(умеренно). = 80-88.

По замыслу композитора все произведение исполняется в едином темпе. Темповая ровность будет одной из задач, поставленной перед исполнителями.

Умеренное движение соответствует событиям, происходящим в произведении. Неторопливо подплывает к бережку белая лебедь, пригорюнившись в тереме сидит красна девица и смотрит в даль далекую, ждет сужена дружка.

Начиная со 2-й строфы, происходит легкое развитие темпа, что связанно с внутренним состоянием, переживаниями девушки. Композитор очень детально выписывает фразировку в произведении, помогая тем самым исполнителям логически правильно выстроить фразу. Подвижные нюансы делают фразировку очень гибкой и выразительной. В заключение 2-го раздела появляется образ черной тучи, вероятно, это предвещает нехорошие события. На словах «призакрылася» композитор обращает внимание на замедление темпа, что помогает нам в создании формы, а именно – подготовки репризы.

В репризе - первоначальный темп и повторение литературного текста.

На заключительных словах «поджидала» композитор опять ставит ritenuto, тем самым подчеркивая неизвестность, как бы еще замедляя темп. Река и сама девушка постепенно успокаивается, остается наедине со своей тоской.

Штрих

Штрих исполнения – legato(свяязанно).

От дирижерского жеста очень многое зависит: как дирижер «вылепит» форму произведения, обозначит штрих и динамический план. Данное произведение требует протяженности звучания. Следовательно и дирижерский жест должен быть протяжным, исполненным внутри-долевой пульсацией каждой доли.
Принцип изложения - «слог-нота», что затрудняет протяженности и напевность исполнения.

Большое значение в передаче штриха имеет кисть дирижера, «ведущая» звук.

Динамика

Динамический план произведения разнообразный, охватывает диапазон: pp => p= > mf=>f =>ff.

1-я и 4-я строфы написаны в динамике p. Идет спокойный рассказ, повествование.

2-я и 3-я строфы представляют собой кульминацию. Начинается она с р, потом идет постепенное нарастание звука до ff. Это связано с сюжетом произведения. Девушка переполняется эмоциями, накатывающими на нее. Она волнуется, переживает, в ее душе таится страх, что суженый дружек, которого она ждет, не вернется …

 

Доверь свою работу ✍️ кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.