Девять автомагистралей соединяют Пекин с другими частями Китая. В течение ближайших нескольких лет их число возрастет до 15. Планируется и уже частично ведется строительство нескольких крупномасштабных проектов, которые позволят соединить скоростным автомобильным сообщением Пекин с Гонконгом, Лхасой, Харбином, Шанхаем и Куньмином.
В настоящее время в Пекине четыре железнодорожных вокзала: центральный, западный, южный и северный. Также планируется строительство восточного вокзала и вокзала Фэнтай. Через Пекин проходит 10 основных железнодорожных веток. В течение нескольких лет будет завершено строительство высокоскоростных железных дорог. Например, новая железная дорога между Шанхаем и Пекином позволит почти вдвое сократить время поездки – до пяти часов. Ее строительство планируют завершить уже в 2011 году. Стоимость проекта составит около 220 млрд юаней.
Общая протяженность метрополитена Пекина достигает 200 км. В 2008 году, в преддверии Олимпийских игр, было открыто еще три ветки – таким образом, их число возросло до девяти.
Международный аэропорт Пекина расположен в 26 км от центра города, на северо-востоке. В настоящее время в нем действуют три терминала. Также правительство рассматривает варианты строительства второго аэропорта, чтобы разгрузить трафик. Несмотря на активное развитие системы общественного транспорта, в Пекине по-прежнему существуют огромные проблемы с транспортными заторами, особенно в часы пик.
Экономика и инвестиционный климат в Пекине
В 2009 году ВВП Пекина достиг 173,7 млрд долл., что на 10% больше по сравнению с предыдущим годом. Валовой продукт на душу населения составил 10 070 долл. Основная доля ВВП столицы Китая приходится на третичный сектор экономики – до 900 млрд юаней. Первичный сектор оценивается в 11,83 млрд юаней, а вторичный – в 374 млрд юаней.
Объем экспорта Пекина в 2009 году составил 48,4 млрд долл., что на 16% ниже, чем год назад. Объем импорта был зафиксирован на уровне 166,4 млрд долл., сократившись на 22,3%. Пекин занимает четвертое место в стране по объему внешней торговли.
Современное экономическое развитие Пекина сосредоточено в трех основных сферах: информационные технологии (научно-технический парк Чжунгуаньцунь), промышленное производство (зона экономического и технологического развития) и недвижимость (центральный коммерческий район).
Центральный коммерческий район Пекина расположен в районе третьего автомобильного кольца. По планам правительства в нем будут сосредоточены головные офисы крупнейших корпораций, как китайских, так и иностранных.
Основой развития третичного сектора экономики города является его научно-техническая база. В Пекине расположены крупнейшие научно-исследовательские центры, а также 82 университета и института.
Характеристики города по градостроительным факторам.
Город «съедает» земельные и финансовые ресурсы, застройщики полностью контролируют темпы и даже планы градостроительства, а логика городской застройки в основном следует принципу «кто больше заплатит, тот и будет сносить дома на этом участке». От градостроительного проектирования не осталось и следа, а администрация по культурному наследию Китая существует только на словах. В последние годы по мере масштабного городского строительства роскошные небоскребы выросли по всему Китаю. В то же время многие исторические здания сравняли с землей. Ведь даже в столичном Пекине, городе, где находятся множество культурных реликвий, по сей день разыгрывается драма: без разбору идут под снос памятники архитектуры. От градостроительного проектирования не осталось и следа, а администрация по культурному наследию Китая существует только на словах. Так, пекинские работники, занимающиеся вопросами сноса и переселения, утверждают, за деньги можно снести и Запретный город. Можно себе представить последствия таких абсурдных действий и в высшей степени непозволительного сноса и переселения, когда новые постройки не более чем архитектурный хлам. Многие туристы, побывав в Пекине, останутся разочарованы: они не увидят стен старого города и триумфальных ворот, теперь не сыщешь и тени этих знаков, исстари разбросанных по улочкам старого Пекина: они остались только на страницах книг. Туристы, побродив по пекинским улицам, принимают Пекин за Нью-Йорк. По правде говоря, этот обман зрения совсем не доставляет радости. Широкомасштабное капитальное строительство Китая сейчас охватило многие подобные города. Погибает индивидуальность городской архитектуры, однотипность порождает навязчивое ощущение дежавю, бросается в глаза бездарная застройка. Невольно задумаешься, какой же урбанизации добивается Китай?
Как известно, сегодня бытовые расходы в городах Китая растут, а недоступность элементарных социальных услуг значительно осложняет жизнь населению. Если даже забыть о постоянно повышающихся ценах на жилье, смог, в свою очередь, не способствуют гордости горожан. Люди с относительно высокими требованиями к качеству жизни от безысходности меняют город на пригород со свежим воздухом. Как же развить уникальный дух в городах Китая? Прежде всего, нужно внедрить принципы научного планирования городского устройства, перестать идти по пути «один срок правительства, один генплан». В Китае любят использовать чертежи застройки американского Чикаго, а генеральный план этого города был разработан еще в 1887 году. В настоящее же время местные власти вносят в него некоторые изменения, но город по-прежнему развивается согласно искусному плану вековой давности, и его структура практически не меняется. Видно, что в этих чертежах все подчинено определенной логике, прослеживается и эволюция, и история города. Нельзя не преклоняемся перед дальновидностью и мудростью архитекторов Чикаго и невозможно не ценить практику сохранения городскими властями старого территориального планирования. Планы и чертежи, бесспорно, важны в градостроении, однако и они не всемогущи, и тем более не всегда применимы. Все-таки наука схем и расчетов, если и может быть проверена, то лишь временем. В Китае как нигде следует избегать планов и проектов с нагромождениями зданий, пренебрегающих историей и сводящих на нет уникальность города. Ведь облик города не воплотишь в одночасье с помощью генерального плана, он формируется постепенно, как пирог. Иначе говоря, в любом проекте неизбежны недостатки, особенно, если оценивать их спустя годы.