· Для ребенка характерно незначительное проявление интереса и выраженного положительного эмоционального отношения к малой родине.
· Ребенок без удовольствия отражает впечатления о городе в деятельности.
· Не стремится к проявлению инициативы в социально значимых делах, связанных с жизнью родного города.
· Представления о малой родине поверхностны, часто искажены.
[Z8]Приложение 2 [Z3]Примерная парциальная образовательная программа «Поликультурное детство»
для части программы, формируемой участниками образовательных отношений Дошкольный возраст имеет основополагающее значение для социального
становления личности в целом и для воспитания этнотолерантности, поскольку, с одной стороны, ребенок изначально толерантен, а с другой — именно на ранних стадиях закладывается прочная база для будущих этнических и расовых предрассудков и конфликтов.
Компонентами содержания социального развития старших дошкольников в поликультурном обществе становятся толерантность, патриотизм, гражданственность и этнотолерантность, которые формируются целенаправленно в педагогическом процессе ДОУ средствами вхождения ребенка в культуру.
[Z4]Средства этнокультурного образования и воспитания дошкольников Наиболее ценной для воспитания и обучения ребенка становится духовная
культура и особенно искусство. Произведения разных видов искусства близки эмоциональной природе ребенка, его способности мыслить образами и выражать свое отношение к окружающему в разных видах художественной деятельности. Наиболее доступными из них для дошкольников являются следующие.
Народная игровая культура.Ребенку понятны и интересны такие ее формы,какнародные игры разных видов (подвижные игры и состязания, сюжетные, хороводные, словесные), народная игрушка, народный праздник и народный театр. Традиционно народная игровая культура рассматривается как средство вхождения ребенка в пространство родной культуры. Вместе с тем введение элементов народной игровой культуры различных этносов и общностей в педагогический процесс детского сада может способствовать ознакомлению детей с историей развития человечества, воспитанию толерантного отношения к разным народам у детей дошкольного возраста, их поликультурному развитию.
Устное народное творчество,ценность которого состоит в познавательном,эстетическом и воспитательном значении. Фольклорные тексты естественно включаются в разные виды детской деятельности (игровую, изобразительную, театрализованную). Произведения устного творчества разных народов содержат единые архетипы, выражающиеся в образах, сюжетах, морали и пр. Их освоение помогает дошкольнику понять общность нравственно-этических общечеловеческих ценностей.
Декоративно-прикладное искусство разных народов,в произведенияхкоторого отражаются традиционные культурные ценности этносов и этнических групп. Знакомство со спецификой народных декоративных промыслов разных культур, с общими и различными образами и символами позволяет дошкольникам увидеть и осмыслить, что их специфика зависит от внешних особенностей жизни этноса (главным образом среды обитания), а общность определяется единством нравственных и эстетических ценностей. Возможность не только наблюдать, но и участвовать в создании предметов на основе народных традиций делает этот процесс увлекательным и полезным для ребенка.
Поликультурное пространство музея.Музей как социокультурный феноменобладает большими потенциальными возможностями для приобщения дошкольников к различным культурам благодаря наглядно представленным памятникам и музейным экспонатам. Современные технологии делают доступным и интересным процесс приобщения дошкольников к различным культурам в условиях музея. Кроме того, возможно использование элементов музейной педагогики в самой ДОО за счет организации и деятельности детского мини-музея или музейной студии.