Мои Конспекты
Главная | Обратная связь

...

Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Основные психологические понятия





Помощь в ✍️ написании работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

по темам «Темперамент» и «Характер»

Абулия — болезненное безволие, проявляющееся в неспособности принять самое простое решение.

Интровертированностпь — термин введен Айзенком для обозначения типа личности. И. проявляется в необщительности, замкнутости, отсутствии интереса к другим и склон-

ности к углубленному самоанализу.

Меланхолик — тип темперамента, характеризующийся легкой ранимостью, склонностью глубоко переживать даже незначительные события.

Сензитивностпь — повышенная чувствительность к различным воздействиям.

Сангвиник — тип темперамента, характеризующийся подвижностью, склонностью к частой смене впечатлений, отзывчивостью и общительностью.

Тип высшей нервной деятельности — устойчивый комплекс свойств высшей нервной деятельности (сила, уравновешенность, подвижность и др.), определяемый в основном совокупностью свойств нервной системы.

Темперамент — совокупность индивидуальных особенностей личности, характеризующих динамическую и эмоциональную сторону ее деятельности и поведения.

Флегматик — тип темперамента, проявляющийся в медлительности, устойчивости, слабом внешнем выражении эмоциональных состояний.

Характер — индивидуальное сочетание устойчивых психических осо-

- 215 -

бенностей человека, обусловливающее типичный для данной личности способ поведения в определенных жизненных условиях и обстоятельствах. X. тесно связан с другими сторонами личности человека, в частности с темпераментом, который определяет внешнюю форму выражения характера, накладывая своеобразный отпечаток на те или иные его проявления.

Холерик — тип темперамента, проявляющийся в бурных эмоциях, резких сменах настроения, неуравновешенности и общей подвижности.

Экстравертированность — характерологическая особенность некоторых людей, проявляющаяся в повышенной общительности, открытости внутреннего мира и интереса к другим людям.

Основные психологические понятия по теме «Способности»

Гениальность — высшая степень творческих проявлений личности.

Дифференциальная психология — раздел психологической науки, изучающей индивидуально-психологические различия между людьми.

Задатки — некоторые генетически детерминированные анатомо-физиологические особенности нервной системы, являющиеся индивидуально-природной предпосылкой формирования и развития способностей.

Коммуникативные способности— способности личности, обеспечивающие эффективность ее общения с другими личностями и психологическую совместимость в совместной деятельности.

Одаренность общая — единство общих способностей человека, обусловливающее диапазон его интеллектуальных возможностей, уровень и :своеобразие его деятельности.

Олигофрения — слабоумие, недоразвитость психических функций.

Способности — индивидуальные особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности и легкость овладения ею.

Талант — высшая степень способностей личности к определенной деятельности.

Тест — краткое стандартизированное психологическое испытание с целью определения индивидуальных особенностей и уровня развития.

Френология — теория, согласно которой по строению черепа можно судить о развитии тех или иных способностей. Предложена австрийским врачом Ф. Галлем.

Темперамент

В индивидуально-психологических различиях между людьми существенное место занимают динамические различия, которые составляют основу темперамента. Динамические особенности наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими психологическими особенностями человека. Они характеризуются степенью интенсивности психических процессов и состояний, скоростью их протекания, а также импульсивностью. Основными компонентами темперамента являются:

- общая психологическая активность;

- моторика;

- эмоциональность.

Темперамент накладывает отпечаток на все действия и поступки человека.

(Табл. 14.1)

 

. Схема зависимости темперамента от координат типа нервной системы. Координаты рассматриваются как основные характеристики в соотношении ВНД и темперамента

 

Рис. 14.2 Типы темперамента: реакции людей с различным темпераментом на смятую шляпу

 

Важную роль в изучении темперамента сыграло учение И.П. Павлова о типах высшей нервной деятельности. Было установлено, что причина индивидуальных динамических особенностей поведения обусловлена свойствами нервной системы. И.П. Павлов полагал, что три свойства нервных процессов определяют тип высшей нервной деятельности (тип нервной системы).

Этими свойствами являются:

сила, т. е. способность нервной системы выдерживать сильные раздражители. Она характеризуется выносливостью и работоспособностью нервных клеток;

уравновешенность, характеризующаяся соотношением процессов возбуждения и торможения;

подвижностькак показатель быстроты смены процессов возбуждения и торможения

Свойства темперамента, как и любые психические свойства, представляют собой некоторые потенции, проявляющиеся или непроявляющиеся в зависимости от ряда условий.

Свойства темперамента, как и свойства нервной системы, не являются

Табл. 14.3

Соотношение типов нервной системы и темперамента
Типы нервной системы Сильные Слабые
Безудержный Живой Инертный
Особенности нервных процессов Сила Уравновешенность Подвижность Сильный Неуравновешенный Подвижный Сильный Уравновешенный Подвижный Сильный Уравновешенный Инертный Слабый Неуравновешенный Подвижный или инертный
Темперамент   Холерик Сангвиник Флегматик Меланхолик

 

Соотношение темперамента н психических реакций
Темперамент Реакции
Быстрота Сила
Сангвиник Холерик Флегматик Меланхолик Быстрые Быстрые Медленные Медленные Умеренные Чрезмерные Сильные Слабые

 

абсолютно неизменными. Свойства темперамента проявляются не с момента рождения и не все сразу в определенном возрасте, а развиваются в определенной последовательности, обусловленной как общими закономерностями созревания высшей нервной деятельности, так и специфическими закономерностями созревания каждого типа нервной системы.

Идеи И.П. Павлова о типах высшей нервной деятельности развивали отечественные ученые Е.М. Теплое, В.Д. Небылицын, которые создали новое направление в психологии — дифференциальную психофизиологию(см.). Ими были экспериментально установлены дополнительные свойства нервной системы:

лабильность — скорость возникновения и протекания возбудимого и тормозного процесса;

динамичность— скорость и легкость выработки условных рефлексов;

концентрированность— показатель меры дифференцировки раздражителей.

Открыто важное положительное свойство слабого типа — высокая чувствительность.

В.М. Русалов развил дальше идеи школы Теплова — Небылицина. Опираясь на новую концепцию свойств нервной системы, он предложил более современную трактовку свойств темперамента. Им выделено четыре новых свойства темперамента, отвечающих за широту или узость, за степень напряженности взаимодействия организма со средой, легкость переключения, с одной программы поведения на другую, скорость исполнения текущей программы и чувствительность к несовпадению реального результата действий и его акцептора действия.

Проблема психологической характеристики темперамента в жизненных ситуациях активно исследовалась B.C. Мерлиным и его сотрудниками.

К конкретным свойствам темперамента B.C. Мерлин относит особенности эмоционально-волевой сферы: активность, сдержанность, эмоциональную возбудимость, быстроту возникновения и смены чувств, особенности настроения, состояние тревоги, беспокойства, а также ряд других особенностей психики: работоспособность, скорость включения в новую работу, общую ригидность личности, быстроту усваивания и переработки навыков, особенности внимания (объем, концентрация, распределение, переключение), интроверсию и экстраверсию.

. При этом выделены следующие психические свойства:

сензитивностьвозникновение психической реакции на внешний раздражитель наименьшей силы;

реактивность— сила эмоциональной реакции на внешние или внутренние раздражители;

активность,показывающую, насколько активен человек в преодолении препятствий, в своих действиях, поступках (о соотношении реактивности и активности судят по тому, от чего зависит деятельность человека — от случайных обстоятельств или от намеченных целей, стремлений);

темп реакций— скорость протекания психических процессов и реакций;

пластичность и ригидность— гибкость, легкость приспособления к новым условиям и, наоборот, инертность, косность, нечувствительность к изменению условий;

экстравертированность— направленность личности вовне, на окружающих людей, предметы, события; интровертированность — направленность личности на себя, на собственные переживания и мысли.

Каждый тип темперамента соответствующе характеризуется по всем выделенным психологическим особенностям и их различным сочетаниям. других его черт.

Сангвиник быстро приспосабливается к новым условиям, быстро сходится с людьми, общителен.

 

 

Рис.14.4. Два основных измерения личности (по Айзенку)

 

 

Чувства у сангвиника легко возникают и сменяются, мимика богатая, подвижная, выразительная. При отсутствии серьезных целей, глубоких мыслей, творческой деятельности у сангвиника вырабатываются поверхностность и непостоянство.

Действия холерика порывисты. Он отличается повышенной возбудимостью, большой эмоциональностью. Проявление холерического темперамента в значительной мере зависит от направленности личности. У людей с общественными интересами он проявляется в инициативности, энергии, принципиальности. Там, где нет богатства духовной жизни, холерический темперамент часто проявля-

 

Рис. 14.5 Сангвиник Рис. 14.6 Холерик

Рис.14.7. Флегматик Рис. 14.8. Меланхолик

 

ется отрицательно: в раздражительности, аффективности.

Новые формы поведения у флегматика вырабатываются медленно, но являются стойкими. Обычно флегматик ровен и спокоен, он редко выходит из себя, не склонен к аффектам. В зависимости от условий в одних случаях у флегматика могут возникнуть положительные черты: выдержка, глубина мыслей и т.д.; в других — вялость и безучастность к окружающему, лень и безволие.

Реакция меланхолика часто не соответствует силе раздражителя, особенно сильно у него внешнее торможение. Ему трудно долго на чем-то сосредоточиться. Сильные воздействия часто вызывают у меланхолика продолжительную тормозную реакцию. В нормальных условиях жизни меланхолик — человек глубокий, содержательный. При неблагоприятных условиях меланхолик может превратиться в замкнутого, боязливого, тревожного человека.

Соотношение основных типов

высшей нервной деятельности

и темперамента

Сочетание силы, уравновешенности и инертности ВНД лежит в основе флегматического темперамента (спокойный, ровный, настойчивый; чаще упорный труженик; чувства возникают медленно, устойчивы; склонен к пребыванию вне коллектива).

Сочетание силы, уравновешенности и подвижности ВНД лежит в основе сангвинического темперамента (активный, общительный; продуктивный при наличии интереса; чувства легко возникают и сменяются; мимика выразительная).

Сочетание силы, неуравновешенности ВНД (безудержный тип) лежит в основе холерического темперамента (боевой, задорный, общительный; действия порывисты; чувства быстро возникают и резко выражены).

Слабость ВНД лежит в основе меланхолического темперамента (реакция не всегда соответствует характеру раздражителей, быстро наступает запредельное торможение; чувства глубокие; отношения в коллективе налаживаются с трудом, хотя может быть стремление к общению).

Характер

Характер — это целостное образование личности, определяющее особенности деятельности и поведения человека и характеризующееся устойчивым отношением к различным сторонам действительности.

В характере личность раскрывается со стороны ее содержания, в темпераменте — со стороны своих динамических проявлений.

Характер представляет собой индивидуально-своеобразные сочетания постоянных существенных свойств личности, проявляющихся в ее поведении. В характере выражаются наиболее типичные, существенные особенности человека, знание которых позволяет в какой-то мере предвидеть, как человек будет поступать в тех или иных ситуациях.

Слово «характер» в переводе с греческого означает «печать», «чеканка». Точнее жизнь, как бы чеканит человеческую личность.

Характер — основа, стержень человеческой личности. Это отражено в народной мудрости: «посеешь поступок — пожнешь привычку, посеешь привычку — пожнешь характер, посеешь характер — пожнешь судьбу». В этом подчеркивается органическая взаимосвязь отдельных поступков, характера и общей жизненной линии человека. От характера зависят многие успехи и неудачи.

Характер возникает и формируется в течение жизни. Типические черты общества проявляются в характере каждого человека по-разному, в

 

Рис.14.9

Рис.14.10.

зависимости от его интересов, способностей, чувств, мотивов, т. е. тех «внутренних условий» (С.Л. Рубинштейн), через которые преломляются все внешние воздействия, что и создает индивидуальность личности.

С одной стороны, индивидуальное своеобразие жизненного пути каждогоотдельного человека формирует разнообразие индивидуальных черт и проявлений характера. С другой стороны, общие обстоятельства жизни людей, живущих в одинаковых общественных условиях, формируют общие черты характера.

Свойства ВНД определяет в характере такие черты, как уравновешенность или неуравновешенность, подвижность или инертность, общительность или замкнутость. Нервная система влияет и на другие проявления характера — на тонус чувств, речь, внешнюю выраженность движений.

-

Рис. 14.11

Рис. 14.12.

 

ВНД влияет на процесс формирования отдельных черт характера (легкость, темп, быстроту). Так, например, страстная, порывистая настойчивость быстрее и легче формируется у человека с неуравновешенной нервной системой, а спокойная, медлительная манера поведения — на базе уравновешенной.

Характер часто определяют как навык социального поведения — в его физиологические механизмы входит сложившийся динамический стериотип, обеспечивающий проявление отдельных черт в обычной обстановке. Ломка проходит с трудом, часто болезненное прекращение привычных дел, потеря ближнего могут привести к изменению характера.

 

Рис. 14.13. Формирование характера

 

В структуре характера выделяется несколько групп черт, выражающих различное отношение личности к действительности.

К первой группе относятся черты, проявляющиеся в деятельности: инициативность, трудолюбие, работоспособность и др.

Вторую группу составляют черты, которые проявляются по отношению к другим: тактичность, вежливость, чуткость и др.

Третья группа — это система отношений человека к самому себе: самокритичность, скромность гордость и т. д.

Четвертая группа включает черты характеризующие отношения личности к вещам: аккуратность, бережливость, щедрость, скупость и т.д.

Волевые качества личности — стержень характера. Сила воли обеспечивает формирование таких положительных черт характера, как целеустремленность, настойчивость и упорство, инициативность и самостоятельность, выдержка и самообладание. Слабоволие формирует внушаемость, нерешительность, недоброжелательность, безответственность, несдержанность, упрямство, негативизм и тому подобные отрицательные качества характера.

Выразительные признаки характера

Поступки и действия(сознательные и преднамеренные действия позволяют судить о том, что представляет собой человек).

Особенности речи(громкая или тихая, быстрый или замедленный темп, многословие и замкнутость, эмоциональность и сухость и т. д.). Все это выражает определенные свойства характера.

Внешний облик(улыбающееся или хмурое лицо, выражение глаз, как человек ходит, размашисто или мелкими шажками, как стоит — все это также характеризует человека).

Некоторые психомоторные особенности личности отражаются в почерке. Анализ индивидуальных особенностей почерка иногда используется с целью исследования психических состояний испытуемых.

Образцы подписей и их интерпретация представлены ниже.

Чтобы изучить характер, необходимы длительные наблюдения человека в различных ситуациях жизни, сопоставление слов и дел человека. Определенные профессии накладывают свой отпечаток на человека, на его индивидуально-психологические свойства, и в первую очередь на характер. В этом смысле говорят о профессиональном характере врача, военнослужащего, художника, актера и т. д. В равной мере возможен анализ характера учителя.

Табл. 14.14.

РЕЗКИЕ, ПРЯМЫЕ ШТРИХИ — неуступчивость, жесткость установок КРУПНАЯ — экстремальность, стремление к высоким целям, большим задачам
БОЛЬШИЕ, ОДИНАКОВЫЕ БУКВЫ – твердая последовательность в достижении целей ЯСНАЯ, РАЗБОРЧИВАЯ — уравновешенность, умение владеть собой, открытость
ПОДЧЕРКНУТАЯ ПОДПИСЬ – твердая последовательность в достижении целей УКРАШЕНИЯ — воображение, фантазия
ГОРИЗОНТАЛЬНЫЙ ШТРИХ В КОНЦЕ ПОДПИСИ — скептицизм КРУПНАЯ ПРОПИСНАЯ — творческий потенциал, независимость мышления, самолюбие
ВЫСОКО ПОСТАВЛЕННЫЙ, УДЛИНЕННЫЙ ШТРИХ — самолюбие, настойчивость КАЖДАЯ БУКВА ОТДЕЛЬНО – фантазия, интуиция, слабая воля
СИЛЬНЫЙ НАКЛОН ВПРАВО быстрота мышления КРАЙНЕ НЕОДИНАКОВЫЕ БУКВЫ – неуравновешенность
СИЛЬНЫЙ НАКЛОН ВЛЕВО – воля, самообладание В КОНЦЕ ПОДПИСИ БУКВЫ ВЫТЯНУТЫ В ЛИНИЮ — проницательность, скрытность
СМЕШАННЫЙ НАКЛОН — несдержанность, ненадежность РОСЧЕРК ПАДАЮЩИЙ – гибкость мышления
ПРЯМОЕ РАСПОЛОЖЕНИЕ – сдержанность РОСЧЕРК ВОЛНИСТЫЙ – дипломатичность
ПОДПИСЬ, НАПРАВЛЕННАЯ ВВЕРХ – стремление к деятельности, самоутверждение ПРЯМОЙ, УХОДЯЩИЙ ВЛЕВО – бескомпромиссность
ПОДПИСЬ НАПРАВЛЕНА ВНИЗ – перестраховка, стремление к самозащите ОКРУЖАЮЩАЯ ПОДПИСЬ – стремление к безопасности, сохранение достигнутого
ПОДПИСЬ БЕГЛАЯ, РАЗМАШИСТАЯ – быстрая воспримчивость, активность, склонность к самовыражению БЕЗ РОСЧЕРКА – простота вкуса  

 

 
 


Рис. 14.15. Конституционные типы (по Кречмеру): а) циклотимный, в) шиэотимный, с) вкозный

В истории наук известны попытки объяснения характера различных людей в зависимости от строения и очертания их лица (физиономика), от фомы кисти руки и складок кожи ладоней (хиромантия), от цвета глаз и волос и т.п.

Широкое распространение получили конституционные теории, связывающие особенности характера личности с его внешним видом (Ч. Ломбразо, Э. Кречмер, У. Шелдон). Э. Кречмер выделил и описал три наиболее часто встречающихся типа или конституций человека: астенический, атлетический и пикнический.Каждый из них он связал с особым типом характера.

1. Астенический тип(по Кречме-ру) характеризуется высоким ростом. Астеник обычно худощав. У него тонкая кожа, узкие плечи, тонкие руки, удлиненная грудная клетка со слаборазвитой мускулатурой и слабыми жировыми накоплениями. Этот тип людей замкнут, малоподатлив к изменению взглядов, трудно приспосабливается к новому.

2. Атлетический тип—обычно высокий или средний рост, широкие плечи, хорошо развита грудная мускулатура. Этот тип людей отличается спокойствием, сдержанными жестами, трудно приспосабливается к новому.

3. Пикнический тип— отличается склонностью к ожирению. Как правило, невысокого роста с короткой шеей. Этот тип людей легко контактирует, реалистичен во взглядах.

Табл. 14.16.

Сопоставление типов (по Ростану, Сиго, Кречмеру иШелдону)

Ростан (1824) и Сиго (1914) конституционные типы Кречмер (1924) типы телосложения Шелдон (1940) конституционные типы
Дигестивный Пикник Эндоморфный (круглый с недоразвитием костей и мышц, большими внутренностями)
Мускулярный Атлетик Мезоморфный (развитие костей и мышц)
Церебральный Астеник Эктоморфный (тонкий, с большой головой)

 

«Социальную» типологию характера предлагает Э. Фромм, в основе его теории было положено отношение человека к жизни, обществу и нравственным ценностям.(Сведите в таблицу психотипы и их описание)

Он выдвигает три типа:

1. «Мазохист-садист».Этот тип человека, который склонен видеть причины свих жизненных успехов и неудач не в складывающихся обстоятельствах, а в людях. Отсюда агрессия на человека, который причина всех неудач. Может быть агрессия на себя, возможно появление садистских тенденций, стремление поставить других в зависимость от себя.

2. «Разрушитель».Характеризуется выраженной агрессивностью, стремлением к устрашению. В некоторых случаях в качестве основной силы могут выступать бессилие и тревога.

3. «Конформный автомат».Такой человек, столкнувшись с трудноразрешимыми проблемами, перестает быть «самим сабой». Он беспрекословно подчиняется обстоятельствам, требованиям группы, быстро усваивает тот способ поведения, который свойственен большинству.

Более поздний классификации характера были проведены на основе акцентуации (К. Леонгард, А. Личко). Эта классификация основана на оценке стиля общения человека с окружающими людьми и представляет как самостоятельные следующие типы характеров:

1. Гипертимный тип. Его характеризует чрезвычайная контактность, словоохотливость, выраженность жестов, мимики, пантомимики. Он часто спонтанно отклоняется от первоначальной темы разговора. У такого человека возникают эпизодические конфликты с окружающими людьми из-за недостаточно серьезного отношения к своим служебным и семейным обязанностям. Люди подобного типа

нередко сами бывают инициаторами конфликтов, но огорчаются, если окружающие делают им замечания по этому поводу. Из положительных черт, привлекательных для партнеров по общению, людей данного типа характеризуют энергичность, жажда деятельности, оптимизм, инициативность. Вместе с тем они обладают и некоторыми отталкивающими чертами: легкомыслием, склонностью к аморальным поступкам, повышенной раздражительностью, прожектерством, недостаточно серьезным отношением к своим обязанностям. Они трудно переносят условия жесткой дисциплины, монотонную деятельность, вынужденное одиночество.

2. Дистимный тип.Его характеризует низкая контактность, немногословие, доминирующее пессимистическое настроение. Такие люди являются обычно домоседами, тяготятся шумным обществвом, редко вступают в конфликты с окружающими, ведут замкнутый образ жизни. Они высоко ценят тех, кто с ними дружит, и готовы им подчиниться. Они располагают следующими чертами личности, привлекательными для партнеров по общению: серьезностью, добросовестностью, обостренным чувством справедливости. Есть у них и отталкивающие черты. Это — пассивность, замедленность мышления, неповоротливость, индивидуализм.

3. Циклоидный тип. Ему свойственны довольно частые периодические смены настроения, в результате чего так же часто меняется их манера общения с окружающими людьми. В период повышенного настроения они являются общительными, а в период подавленного — замкнутыми. Во Брега душевного подъема они ведут себя как люди с гипертимной акцентуацией характера, а в период спада — с дистимной.

4. Возбудимый, тип. Данному типу присуща низкая контактность в общении, замедленность вербальных и невербальных реакций. Нередко они занудливы и угрюмы, склонны к хамству и брани, к конфликтам, в которых сами являются активной, провоцирующей стороной. Они неуживчивы в коллективе, властны в семье. В эмоционально спокойном состоянии люди данного типа часто добросовестные, аккуратные, любят животных и маленьких детей. однако в состоянии эмоционального возбуждения они бывают раздражительными, вспыльчивыми, плохо контролируют свое поведение.

5. Застревающий тип. Его характеризуют умеренная общительность, занудливость, склонность к нравоучениям, неразговорчивость. В конфликтах обычно выступает инициатором, активной стороной. Стремится добиться высоких показателей в любом деле, за которое берется, предъявляет повышенные требования к себе. Особо чувствителен к социальной справедливости, вместе с тем обидчив, уязвим, подозрителен, мстителен. Иногда чрезмерно самонадеян, честолюбив, ревнив, предъявляет непомерные требования к близким и к подчиненным на работе.

6. Педантичный тип.В конфликты вступает редко, выступая в них скорее пассивной, чем активной стороной. На службе ведет себя как бюрократ, предъявляя окружающим много формальных требований. Вместе с тем с охотой уступает лидерство другим людям. Иногда изводит домашних чрезмерными претензиями на аккуратность. Его привлекательные черты: добросовестность, аккуратность, серьезность, надежность в делах, а отталкивающие и способствующие возникновению конфликтов — формализм, занудливость, брюзжание.

7. Тревожный тип.Людям данного типа свойственны низкая контактность, робость, неуверенность в себе, минорное настроение. Они редко вступают в конфликты с окружающими, играя в них в основном пассивную роль, в конфликтных ситуациях ищут поддержки и опоры. Нередко располагают следующими привлекательными чертами: дружелюбием, самокритичностью, исполнительностью. Вследствие своей беззащитности также нередко служат «козлами отпущения», мишенями для шуток.

8. Эмотивный тип. Эти люди предпочитают общение в узком кругу избранных, с которыми устанавливаются хорошие контакты, которых они понимают «с полуслова». Редко сами вступают в конфликты, играя в них пассивную роль. Обиды носят в себе, не «выплескивают» наружу. Привлекательные черты: доброта, сострадательность, сорадование чужим успехам, обостренное чувство долга, исполнительность. Отталкивающие черты: чрезмерная чувствительность, слезливость.

9. Демонстративный тип. Этот тип людей характеризуется легкостью установления контактов, стремлением к лидерству, жаждой власти и похвалы. Он демонстрирует высокую приспособляемость к людям и вместе с тем склонность к интригам (при внешней мягкости манеры общения). Такие люди раздражают окружающих самоуверенностью и высокими притязаниями, систематически сами провоцируют конфликты, но при этом активно защищаются. Обладают следующими чертами, привлекательными для партнеров по общению: обходительностью, артистичностью, способностью увлечь других, неординарностью мышления и поступков. Их отталкивающие черты: эгоизм, лицемерие, хвастовство, отлынивание от работы.

10. Экзальтированный тип.Ему свойственны высокая контактность, словоохотливость, влюбчивость. Такие люди часто спорят, но не доводят дело до открытых конфликтов. В конфликтных ситуациях они бывают, как активной, так и пассивной стороной. Вместе с тем привязаны и внимательны к друзьям и близким. Они альтруистичны, имеют чувство сострадания, проявляют яркость и искренность чувств. Отталкивающие черты: паникерство, подверженность сиюминутным настроениям.

(Классификация наиболее распространенная сегодня. Сведите в таблицу психотипы и их описание и выучите наизусть данную классификацию)

ПАРАНОЙЯЛЬНЫЙ

Доминирующая черта: целеустремленность. Подчиняет всю жизнь достижению одной цели, порой пренебрегая интересами окружающих и даже своим благополучием.

Привлекательные черты: сила, независимость, надежность (если только его цели совпадают с Вашими).

Отталкивающие черты: агрессивность, авторитарность, неспособность сопереживать.

Слабое звено: не переносит отсутствия признания и одобрения, честолюбив.

Особенности общения: не нуждается в общении как таковом – чаще лишь как в средстве для достижения цели. Категоричен в суждениях, может легко ранить словом. Забудет без сожаления давнего друга, если тот стал помехой.

Карьера: наибольших успехов параноики достигают в индивидуальной творческой работе. Они способны генерировать идеи, нестандартные подходы к решению проблем. Часто это настоящие трудоголики.

Конфликтные ситуации возникают, когда приходится подчиняться чужой воле. Параноик «встает на дыбы», когда приходится заниматься рутинной работой, думать о бытовых мелочах, общаться с людьми, не разделяющими его интересов.

ЭПИЛЕПТОИД


Доминирующие черты: консерватизм, педантизм.

Привлекательные черты: аккуратность, исполнительность, бережливость, надежность, внимание к своему здоровью (поэтому здоровье, как правило, крепкое).

Отталкивающие черты: жестокость, чрезмерная требовательность, мстительность, раздражительность в ответ на непорядок. Эпилептоид всегда считает себя правым, может сорвать зло на невиновном.

Слабое звено: не переносит неподчинения не столько себе сколько правилам.

Особенности общения: любит устоявшийся порядок в дружбе и общении, не заводит случайных знакомств. Выполняет все обязательства, которые накладывает дружба. Не прощает измен.

Карьера: отличник: выполняет все задания, никогда не прогуливает. Лучше всего проявляет себя в профессиях, связанных с поддержанием правил, принятых другими: финансист, юрист, учитель, военный...

Конфликтные ситуации: ломка устоявшихся порядков; невозможность проявить свой авторитет; критика действий эпилептоида и тем более высмеивание его недостатков.

ИСТЕРОИД

Доминирующие черты: стремление постоянно быть в центре внимания, эгоцентризм, жажда восхищения, удивления, даже поклонения.

Привлекательные черты: упорство и инициативность, коммуникабельность и целеустремленность, находчивость, организаторские способности, самостоятельность.

Отталкивающие черты: способность к интригам и демагогии, лживость и лицемерие, завышенная самооценка, обидчивость, постоянная "работа на публику".

Слабое звено: не переносит ударов по самолюбию, разоблачения его вымыслов, а тем более их высмеивания.

Особенности общения: постоянно нуждается в зрителях. Стремится дружить с известными личностями либо с людьми, в чем-то проигрывающими ему.

Карьера: работа для него часто лишь повод для общения, возможность показать себя. Ради этого он старается быть лучше всех, удивлять своими успехами. Истероиды склонны к творческим профессиям.

Конфликтные ситуации: равнодушие со стороны окружающих и тем более сознательное игнорирование; критика его достижений или таланта; отсутствие возможности проявить себя.

4. ГИПЕРТИМ

Доминирующие черты: хорошее настроение, открытость для общения и радость от взаимодействия с окружающими.

Привлекательные черты: энергичность, щедрость, стремление помогать, инициативность, оптимизм в любой ситуации.

Отталкивающие черты: неспособность долго сосредоточиваться на одном, ненадёжность, , неорганизованность, легкомыслие, фамильярность, склонность к прожектерству.

Слабое звено: не переносит однообразия, одиночества, вынужденного безделья.

Особенности общения: весельчак, балагур, готов дружить со всем светом. На глубокую привязанность не способен, но, не раздумывая, бросится на помощь. Незлопамятен и ждет того же от других.

Карьера: может добиться успехов практически в любом деле, если поборет легкомысленность и лень. У гипертима все спорится в руках, но как только начинается рутинная работа, ему становится неинтересно. Выбранная профессия должна предполагать мобильность и постоянное общение с людьми.

Конфликтные ситуации: необходимость подчиняться определенным требованиям; отказывать себе в чем-то интересном, новом.

ШИЗОИД

Доминирующие черты: замкнутость, постоянная углубленность в свои мысли.

Привлекательные черты: серьезность, немногословность, постоянство интересов, развитый ум, неприхотливость.

Отталкивающие черты: холодность, рассудочность, равнодушие к чужим проблемам.

Слабое звено: ситуации, когда нужно установить неформальные эмоциональные контакты.

Особенности общения: шизоид самодостаточен: ему достаточно одного друга. Последним может быть человек, способный не обращать внимания на странности, замкнутость и другие особенности шизоида.

Карьера: шизоиды очень способны, но требуют индивидуального подхода. Могут работать много, но предпочитают действовать по собственным правилам. Этот тип очень продуктивен, может долго трудиться над своими идеями, но не пробивает, не внедряет их в жизнь.

Конфликтные ситуации: те, что требуют смены сложившихся привычек; вытягивание шизоида на разговор по душам; вторжение посторонних в его внутренний мир; требование действовать по заранее заданным схемам и правилам.

ПСИХАСТЕНОИД

Доминирующие черты: неуверенность, тревожная мнительность.

Привлекательные черты: аккуратность, добросовестность, рассудительность, самокритичность, ровное настроение, надежность.

Отталкивающие черты: нерешительность, безынициативность, склонность к бесконечным рассуждениям, самокопание, страх будущего.

Слабое звено: боязнь ответственности за себя и за других.

Особенности общения: застенчив, боится устанавливать новые контакты. Друзей у него немного, но это дружба "на века". Помнит мельчайшие детали отношений, очень ценит внимание к себе.

Карьера: аккуратно, точно и в срок выполнит любую работу, если задание конкретно и ясен порядок его выполнения. Редко делает звездную карьеру, потому что думает не о том, как добиться успеха, а о том, как избежать возможных неудач.

Конфликтные ситуации: когда необходимо принять самостоятельное решение; быстро переключиться с одного занятия на другое.

ГИПОТИМ

Доминирующие черты: постоянно пониженное настроение, склонность к депрессии.

Привлекательные черты: совестливость, острый критический взгляд на мир, любовь к дому и вообще уюту.

Отталкивающие черты: обидчивость, ипохондрия, отсутствие интересов и увлечений, привычка постояно жаловаться на судьбу.

Слабое звено: при малейших признаках болезни впадает в панику.

Особенности общения: часто и подолгу обижается на окружающих. При этом он остро нуждается в общении, чтобы иметь возможность жаловаться на жизнь, на то, что его не поняли, не оценили.

Карьера: гипотим обычно недоволен работой. Он постоянно ссылается на трудные обстоятельства и просит дать ему другое задание. Приводит массу аргументов, почему сложившуюся ситуацию нельзя изменить, а ему самому будет только хуже, если он начнет что-нибудь предпринимать.

Конфликтные ситуации: когда не с кем поделиться бедами и страхами; длительные физические и психические нагрузки; резкие или частые перемены.

КОНФОРМНЫЙ ТИП

Доминирующие черты: отсутствие собственной позиции, приспособляемость. Живет под девизом "Чтобы все было хорошо, но как у всех".

Привлекательные черты: дружелюбие, исполнительность, покладистость.

Отталкивающие черты: несамостоятельность, безволие, низкая критичность, как в отношении себя, так и ближайшего окружения.

Слабое звено: не переносит крутых перемен, ломки стереотипа, смены привычного окружения, раскола в группе, выбора среди спорящих близких ему людей.

Особенности общения: этот тип легко устанавливает контакты с людьми, подражает тем, кого считает лидером. Но дружеские отношения непостоянны, зависят от ситуации.

Карьера: как все, так и он: может быть трудолюбивым и исполнительным, но может и отлынивать от работы. Конформист никогда не станет зачинщиком раздора.


Конфликтные ситуации: изгнание из привычного окружения; необходимость принять самостоятельное решение; противоречие между мнениями двух групп, в которые он входит.

9. СЕНЗИТИВ

Доминирующие черты: чувствительность, неуверенность, в том числе и в себе.

Привлекательные черты: доброта, спокойствие, внимательность к людям, дисциплинированность, ответственность, добросовестность. Сензитив всегда стремится преодолеть свои слабые стороны.

Отталкивающие черты: мнительность, пугливость, замкнутость, склонность к самобичеванию.

Слабое звено: теряется в трудных ситуациях и на чужой территории; не любит лишний раз выходить из дома.

Особенности общения: избегает бойких и неугомонных людей. Делится своими переживаниями только со старыми друзьями. Среди посторонних робок и застенчив.

Карьера: сензитив трудится только потому, что так надо. Работа для него - нечто второстепенное, главное - добрые отношения с коллегами.

Конфликтные ситуации: открытое соперничество; невозможность поделиться своими переживаниями с другом.

10. НЕУСТОЙЧИВЫЙ ТИП

Доминирующая черта: непостоянство.

Привлекательные черты: общительность, открытость, даже некоторая услужливость, доброжелательность, быстрота переключения в делах и общении.

Отталкивающие черты: безволие, тяга к пассивному, наполненному не деятельностью, а ожиданием чего – то, времяпрепровождению, болтливость, безответственность.

Слабое звено: этот тип довольно боязлив.

Особенности общения: пассивен, старается избегать конфликтов. Общается беспорядочно и часто бесцельно, склонен жить одним днем.

Карьера: на работе ненадежен, может подвести в любую минуту. Зато на него положительно действует физический труд: дисциплинирует и в какой-то степени эмоционально разряжает.

Конфликтные ситуации: необходимость жестко подчиняться дисциплине, концентрироваться на какой-то задаче, принимать решения и нести за
них ответственность.

11. АСТЕНИК

Доминирующая черта: быстрая утомляемость, любовь к уединению.

Привлекательные черты: аккуратность, скромность, исполнительность, дружелюбие, незлопамятность, способность к раскаянию.

Отталкивающие черты: капризы, вялость, забывчивость, заниженная самооценка.

Слабое звено: тревога при изменении внешних обстоятельств; внезапные вспышки раздражительности из-за усталости.

Особенности общения: астеник не проявляет инициативы, не стремится к близким отношениям из-за своей пугливости и неуверенности. Друзей немного из-за его внезапной раздражительности и капризов.

Карьера: работа быстро утомляет и не приносит радости или облегчения.

Конфликтные ситуации: физическое и психическое напряжение; вынужденное общение с большим количеством людей; необходимость отстаивать свою точку зрения и быстро переключаться.

12. ЛАБИЛЬНЫЙ (ИЗМЕНЧИВЫЙ) ТИП

Доминирующая черта: изменчивость настроения даже по незначительным поводам.

Привлекательные черты: общительность, добродушие, привязанность, искренность и отзывчивость (в периоды приподнятого настроения).

Отталкивающие черты: раздражительность, вспыльчивость, ослабленный самоконтроль. Может вдруг нагрубить, обидеть.

Слабое звено: от минутного настроения зависят и аппетит, и сон, и самочувствие, и работоспособность.

Особенности общения: способен на преданную дружбу. Предпочитает дружить с теми, кто в периоды спада настроения может отвлечь и утешить.

Карьера: благодаря интуиции легко определяет "хороших" и "плохих". Если руководство прислушивается к советам такого работника и не забывает его поощрять, он не подводит начальство.

Конфликтные ситуации: острая конкуренция; несовпадение настроения с окружающими (всем весело, а он страдает); угроза наказания.

ЦИКЛОИД

Доминирующие черты: непоследовательность, постоянные беспричинные скачки эмоционального фона.

Привлекательные черты: в периоды подъема инициативен, жизнерадостен, общителен.

Отталкивающие черты: в периоды спада доминируют грусть, задумчивость, вялость, упадок сил, все валится из рук.

Слабое звено: очень тяжело переживает свои ошибки и отвержение со стороны значимых для него людей.

Особенности общения: тяга к общению и новым знакомствам периодически сменяется замкнутостью, нежеланием общаться даже с близкими друзьями.

Карьера: любое дело у циклоида спорится, пока оно ему интересно. Как только этот период заканчивается, он становится всем недоволен, постоянно жалуется и раздражается.

Конфликтные ситуации: возникновение неожиданных поручений и просьб, противоречащих настроению циклоида; необходимость отступать от сложившихся стереотипов и привычек.

 

15. СПОСОБНОСТИ

 

Рис. 15.1. Френологические карты Ф. Галля

 

Способности (см.) — индивидуально-психологические особенности человека, проявляющиеся в деятельности и являющиеся условием успешности ее выполнения. От способностей зависит скорость, глубина, легкость и прочность процесса овладения знаниями, умениями и навыками, но сами они к ним не сводятся.

Исследованиями установлено, что способности — прижизненные образования, что их развитие идет в процессе индивидуальной жизни, что среда, воспитание активно формируют их.

На протяжении длительного времени способности связывались с особенностями строения головного мозга, выраженного в строении черепа. Пример этого представлен на «френологической» карте Ф. Галля.

 

 

Общая структура способностей

 

 

Табл. 15.2.

 

 

 
 

 

 


Способности— понятие динамическое, их формирование определенным образом происходит в процессе организованной деятельности.

Глубокий анализ проблемы способностей был дан Б.М. Тепловым. В понятии «способности» по его мнению заключено следующее: «Во-первых под способностями разумеются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого... Во-вторых, способностями называют не всякие индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей... В-третьих, понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека».

Характерным для задатков является то, что они сами по себе еще ни на что не направлены. Задатки влияют, но не решающим образом на процесс формирования и развития способностей, которые формируются прижизненно в процессе деятельности и воспитания.

Задатки многозначны, они обуславливают:

разные пути формирования способностей,

влияют на уровень достижения, быстроту развития.

На формирование способностей влияет ряд условий. Это — теоретический и практический опыт, знания; физическая и умственная активность, связанная с выполнением конкретных целей и приобщением к различным видам игры, учения, труда; наблюдательность, хорошая память, яркость воображения.

Способности, которые не развиваются на практике, со временем гаснут. Только постоянно совершенствуясь в музыке, рисовании, техническом творчестве, математике, можно поддерживать и развивать способности в соответствующей деятельности.

Для способностей характерны заменяемость, большие компенсаторные возможности.

В этом плане обычно различают:

общие способности(такие индивидуальные свойства личности, которые обеспечивают относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями и осуществлении различных видов деятельности);

специальные способности(система свойств личности, которые помогают достигнуть высоких результатов в какой-либо области деятельности). Специальные способности органически связаны с общими.

Каждая способность имеет свою структуру, в ней различают ведущие и вспомогательные свойства. Так, например, ведущими свойствами в литературных, математических, педагогических и художественных способностях являются:

В литературных:

особенности творческого воображения и мышления;

яркие и наглядные образы памяти;

развитие эстетических чувств; чувство языка.

В математических:

умение обобщать; гибкость мыслительных процессов;

легкий переход от прямого к обратному ходу мыслей.

В педагогических:

педагогический такт;

наблюдательность;

- 233 -

любовь к детям;

потребность в передаче знаний.

В художественных:

особенности творческого воображения и мышления;

свойства зрительной памяти, способствующие созданию и сохранению ярких образов;

развитие эстетических чувств, проявляющихся в эмоциональном отношении к воспринимаемому;

волевые качества личности, обеспечивающие претворение замысла в действительность.

Выделяют следующие уровни способностей:

репродуктивный(обеспечивает высокое умение усваивать знания, овладевать деятельностью):

творческий(обеспечивает создание нового, оригинального).

Следует, однако, иметь в виду, что всякая репродуктивная деятельность включает элементы творчества, а творческая деятельность включает и репродуктивную, без которой она невозможна.

Различают также теоретические и практическиеспособности. Они различаются тем, что первые предполагают склонность человека к абстрактно-теоретическим размышлениям, а вторые к конкретным, практическим действиям. Часто они не сочетаются друг с другом.

Одна и та же способность может быть разной по степени развития.

Талант— высокий уровень развития способности, обеспечивающий выдающихся успехов в том или ином виде деятельности. Гениальность — высший уровень развития способностей, делающий его выдающейся личностью в соответствующей сфере деятельности.

Принадлежность личности к одному из трех человеческих типов: «художественному», «мыслительному» и «промежуточному» (по терминологии И.П. Павлова) — определяет в значительной мере особенности их способностей.

Относительное преобладание первой сигнальной системы в психической деятельности человека характеризует художественный тип, относительное преобладание второй сигнальной системы — мыслительный тип, примерно равное их представительство — средний тип людей. Эти различия в современной науке связывают с функциями левого (словесно-логического) и правого (образного) полушарий головного мозга.

Для художественного типа свойственна яркость образов, для мыслительного типа — преобладание абстракций, логических построений.

В конце XIX — начале XX в. в психологии предпринимаются попытки измерить способности. Способности изучались такими зарубежными психологами, как Кеттел, Спирмен, Бине, Айзенк и др. Для измерения способностей использовались тесты. Обычно применяют систему тестов, возрастающих по трудности, что получило название батареи тестов. Пример тестовой методики см. в разделе о методах психологического исследования.

Отечественные психологи считают, что самый верный путь определения способностей — это выявление динамики успехов в процессе деятельности.

Изучение способностей ведется с разных сторон:

- в общесоциологическом плане выявляется их общественно-историческая сущность;

- изучается их развитие в конкретных видах деятельности;

- изучаются общие механизмы формирования способностей.

Для определения склонностей (а в какой-то мере и способностей) ЕЛ. Климов, известный отечественный специалист в области психологии труда, предложил все многообразие профессий разделить на пять основных типов в зависимости от объектов, на которые они направлены: П природа (растения, животные, микроорганизмы); Т техника (машины, материалы, разные виды энергии т.д.); Ч человек, группы людей, коллективы; 3 знаковая информация (книги, языки, коды, модели); X художественные образы и их построение (изобразительное искусство, музыка и т. д.).

Дифференциально-диагностический опросник.

(Проверь себя господин студент. Туда ли ты попал?)

Табл. 15.3.

 

la Ухаживать за животными или 16 Обслуживать машины, приборы (следить, регулировать)
Помогать больным людям, лечить их или 26 Составлять таблицы, схемы, программы вычислительных машин
За Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, художественных открыток, грампластинок или 36 Следить за состоянием, развитием растений
Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл, пластмассу и т. п.) или 46 Доводить товары до потребителя (рекламировать, продавать)
Обсуждать научно-популярные книги, статьи или 56 Обсуждать художественные книги (пьесы, концерты)
Выращивать молодняк (животных какой-либо породы) или 66 Тренировать товарищей (или младших) в выполнении каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных)
Копировать рисунки, изображения (или настраивать музыкальные инструменты) или 76 Управлять каким-либо грузовым (подъемным или транспортным) средством — подъемным краном, трактором, тепловозом и др.
Сообщать, разъяснять людям нужные им сведения (в справочном бюро, на экскурсии и т. д.) или 86 Художественно оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, концертов)
Ремонтировать вещи, изделия (одежду, технику), жилище или 96 Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках
10а Лечить животных или 106 Выполнять вычисления, расчеты
Па Выводить новые сорта растений или 116 Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий (машины или одежду, дома, продукты питания и т. п.)
12а Разбирать споры, ссоры между людьми, убеждать, разъяснять, поощрять, наказывать или 126 Разбирать в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок)
13а Участвовать в работе кружков художественной самодеятельности или 136 Наблюдать, изучать жизнь микробов

- 236 -

14a Обслуживать, налаживать медицинские приборы, аппараты или 146 Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах, ожогах и т. п.
15a Составлять точные описания, отчеты о наблюдаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах и др. или 156 Художественно описывать, изображать события (наблюдаемые или представляемые)
16a Делать лабораторные анализы в больнице или 166 Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение
17a Красить или расписывать стены помещений, поверхность изделий или 176 Осуществлять монтаж зданий или сборку машин, приборов
18a Организовывать культпоходы сверстников или младших (в театры, музеи), экскурсии, туристские походы и т. п. или 186 Играть на сцене, принимать участие в концертах
19a Изготовлять по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания или 196 Заниматься черчением, копировать чертежи, карты
20a Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада или 206 Работать на клавишных машинах (пишущей машинке, телетайпе, наборной машине и др.)

Лист ответов ДДО

П Т Ч З X   П Т Ч З X
  11а 11б 12а 12б 1За
  13б 14а 14б 15а 15б
      16а   16б   17а
        17б 18а   18б
          19а   19б  
10а         20а     20б  

 

Успех в овладении какой-либо деятельностью может достигаться различными путями. Недостаточное развитие той или иной отдельной способности может быть компенсировано развитием других способностей, от которых также зависит успешное выполнение той же самой деятельности.

Компоненты педагогической деятельности и способностей:

конструктивные;

организаторские;

Коммуникативные.

Конструктивные способности проявляются в желании и умении развивать личность ученика, отбирать и композиционно строить учебно-воспитательный материал применительно к возрастным и индивидуальным особенностям детей.

Организаторские способности проявляются в умении включать учащихся в различные виды деятельности и умело воздействовать на каждую личность.

Коммуникативные способности проявляются в умении устанавливать правильные взаимоотношения с детьми, чувствовать настроение всего коллектива, понять каждого ученика.

Вопросыи задания

1.В зависимости от состояний человека у него может меняться темп речи, эмоциональная возбудимость. Всегда ли эти особенности относятся к темпераменту? Укажите те особенности, которые относятся к темпераменту, и те, которые обусловлены мотивацией. По каким признакам это можно установить?

2. Как известно, многие свойства темперамента принадлежат к тем индивидуально-психологическим особенностям человека, которые выявляются в раннем детстве. Можно ли на основании этого сделать какие-либо предположе-

 

ния о сохранности этих свойств в дальнейшем? Чем это объясняется?

3. В каких особенностях личности наиболее отчетливо проявляются динамические характеристики, такие, как быстрота и интенсивность реакций, легкость или трудность их возникновения?

4. Можем ли мы сделать вывод о темпераменте человека по каким-либо однократным проявлениям? В каких жизненных ситуациях темперамент раскрывается наиболее полно?

5. Исследования показывают, что различные типы темпераментов содержат возможности для продуктивной психической деятельности. Можно ли социальную ценность людей определять, исходя из типов темперамента?

6. Используя таблицу на с. 219, объясните зависимость свойств темперамента от основных свойств нервной системы. Чем обусловлена эта зависимость?

7. Одна из методик изучения свойств типа нервной системы у человека состоит в измерении динамики латентных периодов двигательной реакции, которая многократно (70 раз) повторяется в ответ на один и тот же раздражитель (например, звук).

Сравните средний латентный период реакции в начале опыта и в кон

Доверь свою работу ✍️ кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.