Христово поручение – нести Евангелие миру – подразумевает в том числе и заботу о воспитании новых членов Церкви. Им нужно помочь утвердиться в вере и научить посвящать данные Богом способности и дарования на служение Ему. Библия говорит, что «Бог не есть Бог неустройства». Он желает, чтобы все было «благопристойно и чинно» (1 Кор. 14:33, 40). Поэтому Церковь должна иметь простую, но слаженную организацию.
Природа церковной организации. Давайте порассуждаем о церковном членстве и церковной организации.
1. Церковное членство. Когда вновь обращенные достигают определенного уровня подготовки, они становятся членами новозаветного сообщества верующих. Присоединившись к Церкви, они начинают по-новому относиться к другим людям, государству и Богу.
А. Что необходимо члену Церкви. Люди, которые желают стать членами Его Церкви, должны принять Иисуса Христа как своего Господа и Спасителя, покаяться в своих грехах и креститься (Деян. 2:36–41; ср. 4:10–12). Им необходимо пережить опыт нового рождения и принять поручение Христа: учить других соблюдать все, что Он повелел им (см. Мф. 28:20).
Б. Равенство и служение. Христос провозгласил: «Все вы – братья» и «больший из вас да будет всем слуга» (Мф. 23:8, 11). И с этих слов явствует, что члены Церкви равны между собой. Разумеется, они должны также сознавать, что следовать примеру Христову означает не что иное, как служить нуждам других, подводя их к Всевышнему. Это и есть подлинное подражание Христу.
В. Все верующие являются священниками. Когда Христос начал Свое служение в небесном святилище, необходимость в левитском священстве отпала. Теперь вся Церковь стала «святым священством» (1 Петр. 2:5). «Вы, – сказал Петр, – род избранный, царственное священство, народ святый, люди взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» (1 Петр. 2:9).
Новый статус священников, который имеют все верующие, отнюдь не дает никому из них права думать, верить и учить по своему собственному усмотрению, не считаясь со всем телом Церкви. Смысл священства в другом: на каждого члена Церкви возложена обязанность служить ближним во славу Божию. Это подчеркивает зависимость членов Церкви друг от друга. В то же время христианин может общаться с Богом без человеческого посредника. И это говорит о взаимозависимости членов Церкви, равно как и об определенной самостоятельности каждого. Итак, мы видим, что в новозаветной Церкви не существует качественных различий между духовенством и простыми членами, хотя необходимо учитывать, что те и другие выполняют разное служение в Церкви.
Г. Преданность Богу и своей стране. Библия учит, что власти установлены Богом, Она призывает верующих уважать гражданские власти и повиноваться им. Человек, в руках которого находится гражданская власть, есть «Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое». Поэтому члены Церкви воздают «всякому должное: кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь» (Рим. 13:4, 7).
В своем отношении к государству члены Церкви руководствуются Христовы принципом: «Отдавайте кесарю кесарево, а Божие Богу, (Мф. 22:21). Но если государство вынуждает нас нарушать Божьи принципы, то верность Богу должна оставаться на первом месте. Апостолы сказали: «Должно повиноваться больше Богу, нежели человекам» (Деян. 5:29).
2. Главное назначение церковной организации. Церковь была организована с целью исполнить замысел Божий: наполнить Землю «опознанием славы Его». Только видимая Церковь может организовать деятельность, необходимую для осуществления этой цели.
А. Поклонение и увещевание. На протяжении всей истории Церковь Божия объединяла верующих, поклоняющихся Творцу в субботу. Христос и Его апостолы вместе поклонялись Богу в субботу. Св. Писание призывает верующих не оставлять «собрания своего... но увещевать друг друга, и тем более, чем более усматривает приближение дня оного» (Евр. 10:25; ср. 3:13). Объединяясь в поклонении Богу, верующие находят взаимную поддержку, ободрение и радость.
Б. Христианское общение. Церковь удовлетворяет глубочайшую нужду ее членов в общении. Совместное «участие в благовествовании» (Флп. 1:5) – это самое ценное, потому что оно тесно сближает собратьев по вере с Богом и друг с другом (1 Ин. 1:3, 6, 7).
В. Исследование Священного Писания. Христос дал Церкви «ключи Царства Небесного» (Мф. 16:19). Эти ключи – учение Христа и библейские истины. Именно в них содержится «ключ разумений»: ответ на вопрос, как войти в Царство Божие (Лк. 11:52). Слова Иисуса есть дух и жизнь для тех, кто принимает их (Ин. 6:63). Они приносят вечную жизнь (Ин. 6:68)6.
Истины Библии, эти ключи спасения, могут «связать и развязать», «открыть и закрыть небеса», потому что именно они определяют критерий, согласно которому люди принимаются или отвергаются, спасаются или гибнут. Таким образом, когда Церковь провозглашает Евангелие, для одних оно – «запах живительный на жизнь», для других – «запах смертоносный на смерть» (2 Кор. 2:16).
Иисус знал, насколько важно жить «всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Мф. 4:4). Только при этом условии Церковь может исполнить поручение Иисуса: научить все народы «соблюдать все, что Я повелел вам» (Мф. 28:20).
Г. Священные установления в Церкви. Бог поручает Церкви совершать служение крещения, торжественного принятия в Церковь (см. 14-ю гл. Этой книги), Он установил также ногоомовение и Вечерю Господню (см. 15-ю гл. этой книги).
Д. Всемирная евангелизация. Церковь организована для миссионерского служения, чтобы исполнить миссию, возложенную некогда на Израиль. Самое большое служение, которое Церковь может совершить для мира, – это завершить проповедь Евангелия «во свидетельство всем народам» (Мф. 24:14). Силу для этого ей даст крещение Святым Духом.
Проповедь Евангелия включает весть о Втором пришествии Христа и необходимости приготовиться к встрече с Ним. Эта весть направлена как и к самой Церкви (1 Кор. 1:7, 8; 2 Петр. 3:14; Откр. 3:14–22; 14:5), так и к остальному человечеству (Откр. 14:6–12; 18:4).