Созданная Петром I система управления получила законодательную основу в виде системы регламентов, состоявшей из регламентов отдельных центральных учреждений и самого главного – Генерального Регламента, изданного в 1720г. Этот документ, действовавший до 1917г., определял основные бюрократические принципы управления, номенклатуру дел и порядок делопроизводства, внутренний распорядок всех государственных учреждений, должностные обязанности всех категорий госслужащих.
Вскоре законодательная основа управления была дополнена таким документом как Табель о рангах (1722) – закон, создававший иерархию служебных разрядов и систему продвижения гос. служащих по службе, причем с параллельным постом по гражданской и военной службе.
Создание Юстиц-коллегии, в ведении которой находилась судебная система, предполагало судебную реформу. Другое дело, что само право еще не существовало в России как самостоятельная сфера общественной деятельности, т.к. в стране не было системы юридического образования и, соответственно, не было как профессиональных юристов, так и систематизированного свода законов. Штаты судебных органов комплектовались обычными чиновниками, и потому их внутренняя организация и порядок вынесения решений не отличались от иных гос. учреждений.
В 1716г. Воинский Устав по указу Петра I был принят как основополагающий законодательный акт, обязательный в учреждениях всех уровней. Это – распространение военного права на гражданскую сферу. Соответственно, гражданские служащие получили те же наказания, что военные за преступления против присяги. Т.о., государственная машина должна была принять черты военной организации.
Указ о престолонаследии 1722г. отменял старые порядки наследования престола, и позволял царствующему монарху лично назначать своего преемника.
В истории русского права петровское царствование являло высшую ступень карательной строгости, направляя репрессалии не только против преступников, но и против законопослушных граждан, которым не нравились вводимые социальные новации. «Воинские артикулы» Петра I вводят смертную казнь за 200 случаев. Также, увеличивается набор телесных наказаний, добавляются такие меры как каторжные работы и лишение прав, децимация, наказание ближайших родственников правонарушителей (чаще всего – жен и детей).
Деятельность Петра I для судьбы русской государственности имела противоречивое значение. С одной стороны, своим определением монархической власти, своим попиранием традиций и обычаев, изменением основания легитимности власти, подрывом традиционной нравственно-религиозной основы монархической власти, он способствовал секуляризации верховной власти и превращению ее из народной монархии в абсолютизм. С другой стороны, утверждая в России сословия, правомерный порядок в управлении, ставя деятельность коронных учреждений в рамки закона и инструкции, выдвигая на первый план идею служения Отечеству, а не царю, Петр I способствовал развитию просвещенного правомерного монархизма и утверждению в России легального господства власти и закона.