Мои Конспекты
Главная | Обратная связь

...

Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

К.Д. Ушинский - родоначальник метода объяснительного чтения





Помощь в ✍️ написании работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Родоначальником, интерпретатором метода объяснительного чтения был К.Д. Ушинский. Современная методика связывает утверждение этого метода с появлением учебников-хрестоматий «Детский мир» (1861) и «Родное слово» (1864), созданных К.Д. Ушинским, а также ряда его работ: «О первоначальном преподавании русского языка» (1864), «Руководство к преподаванию по «Родному слову» (1864). Цель, которую ставил К.Д. Ушинский, создавая хрестоматии для классного чтения и новом для того вре­мени типе школ - начальных народных школах, учить сознательному чтению русских детей 8-9 лет. Цель продиктовала главный принцип все что прочитано, должно быть ПОНЯТО учащимися, т.е. объяснено.

Для К.Д. Ушинского несомненна связь речи и мышления, мышления и наблюдения окружающего мири. Он говорил, что надо «учиться не только думать, но и созерцать, и прежде даже созерцать, чем думать» (Ушинский К.Д. пед. соч.: В 6 т. - М., 1989. Т.З. С. 13). К.Д.Ушинский устанавливает и научно обос­новывает, что и как нужно читан, в младших классах. В его хре­стоматии «Детский мир» шесть отделов, включающих статьи о природе, о детском мире, статьи, сообщающие сведения из русской истории, из георграфии, дающие первые уроки логики, а также сти­хотворения русских полов и прозаические отрывки из русских пи­сателей. К.Д.Ушинский первым включил в круг детского чтения произведения устного народного творчества, и после него уже было немыслимо представить книгу для чтения без пословиц, загадок, сказок. Исключительно плодотворной оказалась идея концентра­ции всех предметов начального образования вокруг курса родного языка вообще и чтения в частности. Эта идея родилась вместе с ме­тодом объяснительного чтения и многие десятилетия просущество­вала в русской и советской школе. В эти годы было положено на­чато традиции включать в хрестоматии по чтению наряду с худо­жественными произведениями научно-познавательные - деловые статьи, как их называл К.Д. Ушинский. «Детский мир» - хрестома­тия для объяснительного чтения, предусматривающего связь с на­глядным обучением, которому отводилось место отдельного пред­мета. К.Д. Ушинский указал на необходимость соединения на­глядного обучения с обучением родному языку. В деловых статьях ребенку давались разные знания об окружающей природе, о жиз­ни общества. Однако К.Д. Ушинский считал, что «не само знание, а идея, развиваемая в уме дитяти усвоением этого знания, - вот что должно составлять зерно, сердцевину, последнюю цель таких занятий» (Там же. - С. 11).

К.Д. Ушинский разработал специальную методику чтения науч­но-познавательных текстов, которая отличалась от методики чте­ния художественных произведений. Он дает учителю указания по методике чтения деловых статей, художественных рассказов, ска­зок, басен, стихотворений, справедливо полагая, что приемы чте­ния, система разбора должны определяться литературными свойст­вами видов и жанров художественных текстов. Так, при чтении сказок рекомендовалось сосредоточиться на их пересказе, а стихи и басни предлагалось учить с детьми наизусть. Пословицы рассмат­ривались как маленькие умственные задачи; загадки, по мысли К.Д. Ушинского, могли быть полезными в качестве материала для беседы в классе и для объяснения «картинного описания предмета». Чтение с объяснением подкреплялось катехизической[1] беседой, в ходе которой детям задавались вопросы двух видов:

1) испытательные, с помощью них учитель выяснял, по­няли дети то, о чем читали, или нет;

2) наводящие на правильное понимание про­читанного - они служили отправным моментом для объясне­ний учителя.

Говоря о системе работы с произведением, К.Д. Ушинский подчеркивал, что вопросы должны выстраиваться от частных к обобщающим, а объяснения, с одной стороны, должны быть до­ступны, т.е. соответствовать возрасту и развитию детей, а с дру­гой - полезны, т.е. разъяснять только то, что нужно и можно (не вредно) знать детям. Причем, чем ребенок младше, тем детальнее и мельче могут быть вопросы; чем старше ученики, тем скорее поставленные вопросы должны носить обобщающий характер. При этом К.Д. Ушинский не раз говорил, что учителя должны быть умеренными в своих объяснениях.

Надо отметить, что сам К.Д. Ушинский свой метод не всегда называл объяснительным чтением. Гак, в первом методическом пособии по обучению чтению «Руководство к преподаванию по «Родному слову» термин объяснительное чтение отсутст­вует. Это связано, видимо, с тем, что методическая концепция К.Д. Ушинского была шире того понимания, которое вкладывали в термин объяснительное чтение его современники (например, И.И.Паульсон).

Требование К.Д. Ушинского, чтобы дети «при чтении не толь­ко поняли, но и почувствовали произведение» (Ушинский К.Д. пед. соч.: В 6 т. - Т. 4. ~ С. 16), ставило его метод на особое место в общей системе обучения чтению. Многие методисты XIX в. не могли разрешить противоречия: с одной стороны, дробление на части, большое количество мелких частных вопросов мешали це­лостному восприятию произведения, а значит, нарушали его эсте­тическое воздействие, с другой - прочувствовано могло быть только такое произведение, которое совершенно понятно и понято. В методике К.Д. Ушинского это противоречие разрешается требованием обязательной подготовки к восприятию произведе­ния. В ходе подготовительной беседы объясняется все непонятное, незнакомое, и произведение таким образом становится «поэти­ческим результатом беседы». При том К.Д. Ушинский считал полезным чтению художественного произведения предпослать чтение деловой статьи на близкую тему. В гаком случае снималась необходимость давать детальные объяснения при чтении художе­ственного произведения. Этому способствовал также и тематиче­ский принцип компоновки учебного материала: времена года; домашние и дикие животные; орудия груда и т.п.

К.Д. Ушинский писал о необходимости двух видов чтения - логического и эстетического. Логическое чтение требует пол­ного осознания каждого выражения, каждой мысли, понимания связи между словами, высказываниями, частями текста. Эстетическое чтение прежде всего нацелено на возбуждение чувств читающего. Благодаря такому чтению ребенок может познако­миться с разными сторонами жизни, так как «многое понимается чувством и не может быть объяснено умом».

Однако не все практикующие учителя понимали это. Желание добиться от учеников понимания читаемого текста, а также стремление посредством чтения предоставить ребенку сведения из разных областей знаний часто приводили к тому, что вопро­сы к произведению носили излишне детальный характер, при­влекалось внимание к частностям, за которыми терялось целое, а комментарии учителя уводили от истинного смысла художест­венного произведения.

Современник К.Д. Ушинского Д.Д. Семенов, например, пред­лагает такие вопросы после чтения пушкинских строк:

 

Зима! Крестьянин торжествуя

На дровнях обновляет путь.

- О ком говорится в этой мысли?

- Кого называют крестьянином?

- Что крестьянин делает?

- Что еще можно обновить?

- На чем крестьянин обновляет путь?

- Что такое дровни!

~ Как крестьянин обновляет путь?

- Что значит торжествуя!

- Почему ему весело?

(См.: Опыт дидактического руководства к преподаванию по книге «Дар слова». - СПб., 1868.)

Журнал «Учитель» (1864) предлагает своим читателям урок учителя Белявского в 1-м классе гимназии по стихотворению Дмитриева «Полевой цветок»:

 

Простой цветочек дикий

нечаянно попал

в один букет с гвоздикой...

 

Комментарии учителя: «Цветочек. Цветок. Цветком обыкновен­но называют те красивенькие, иногда голубые, розовые, белые, желтые листочки, как лепестки, с желтыми (большей частью) по­среди их стебельками (тычинками), которые, вероятно, уже не раз вы видели на различных растениях, - вроде чашечки или венчика. Если эта чашечка (или венчик) большая, то ее называют цветком, если же маленькая, то цветочком; все равно как «палка» и «палочка». Здесь говорится «цветочек», значит, он был маленький».

Таким образом учитель разбирает все стихотворение. Потом советует детям: быть знакомыми и дружить только с детьми хо­рошими, избегать дурных товарищей.

Такое узкое понимание метода объяснительного чтения полу­чило название «словотолковательное чтение» и стало рассматри­ваться как негативное явление в обучении чтению.

Против «словотолкования» в середине XIX в. выступили Л.П. Толстой, В.Я. Стоюнин, В.П. Шереметевский.

 

Доверь свою работу ✍️ кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.