Мои Конспекты
Главная | Обратная связь

...

Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Критика метода объяснительного чтения передовыми методистами XIX в.





Помощь в ✍️ написании работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Как видим, и К.Д. Ушинский, и Л.Н. Толстой не просто про­возглашают обязательность сознательного чтения на самых на­чальных стадиях обучения, но и заботятся о научении ребенка чтению художественных произведений (эстетическому чтению, как говорил К.Д. Ушинский).

Таким образом, к концу 70-х - началу 80-х годов XIX в. созна­тельность как неотъемлемое качество чтения общепризнана веду­щими методистами, и в эти годы выкристаллизовывается новое противоречие между формируемым умением читать с пониманием и необходимостью учить детей проникать в подтекст произведения.

Попытки разрешить это противоречие связаны прежде всего с острой критикой метода объяснительного чтения. В.Я. Стоюнин в работе «Руководство для преподавателей русского языка в млад­ших классах» (1876) говорит о недостатках метода, указывая на то, что мелкими вопросами убивается впечатление от произведения, разрушается целостная образная картина, созданная автором. В.Я. Стоюнин говорил, что принцип сознательности должен проявляться не в анализе отдельных слов, а в анализе обрати Пронин? дения, его содержания, в выявлении идеи читаемого. Л чтобы ГИК01 чтение было по силам ученикам начальной школы, нужно дли чте­ния отбирать короткие рассказы, насыщенные движением и действием, в которых описываются знакомые ребенку предметы и знакомые чувства.

Идеи К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, В.Я. Стоюнина о необхо­димости раскрыть особый мир художественного произведения на­шли свое продолжение в позиции В.П. Шереметевского, высказан­ной им в докладе «Слово в защиту живого слова в связи с вопросом об объяснительном чтении» (19 февраля 1886 г.). В.П. Шереме­тевский выступал не против объяснительного чтения как метода обучения, а против тех уродливых форм, которые оно принимало в школьной практике. В первую очередь недостатком преподавания В.П. Шереметевский считал экзаменационный стиль вопросов, ко­торые сопровождали классное чтение. Он указывал, что вопросы должны носить предупредительный характер, т.е. сообщаться зара­нее, чтобы дома, читая текст, дети могли подготовиться к объясне­нию прочитанного, а в классе ответы на вопросы послужили бы началом беседы по произведению. Объяснительному (остановочному) чтению коротких статей и рассказов В.П. Шереме­тевский противопоставил чтение курсорное (безостано­вочное) произведений, значительных по объему. При курсорном чтении деятельность учителя в классе, по мысли В.П. Шере­метевского, должна напоминать деятельность матери, читающей детям в семейном кругу. Такое чтение должно сопровождаться об­меном мыслями, свободной беседой, вопросами, рожденными со­вместными размышлениями и переживаниями прочитанного. Кур­сорное классное чтение должно послужить образцом для са­мостоятельного внеклассного чтения (термин, введенный В.П. Шереметевским, для обозначения чтения детьми произведений дома, вне школы). По мнению В.П. Шереметевского, внеклассное чтение должно иметь место уже на ранних стадиях обучения. Такая система работы в классе и вне класса должна способствовать осмыс­ленному восприятию литературного произведения.

Доверь свою работу ✍️ кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.