Мои Конспекты
Главная | Обратная связь

...

Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Имена существительные Имена прилагательные





Помощь в ✍️ написании работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

красотакрасивый

высотавысоки

терпение терпеливый

дальдалекий и т. п.

Задача учащихся - объяснить разницу, признаки - лексические грамматические, помогающие разграничить эти слова по частя: речи.

Придет время, и они будут разграничивать еще и глаголы: жизнь - живой - живет.

Различая части речи, дети используют:

а) признаки конкретного лексического значения;

б) признаки обобщенного значения: для существительных
предметность, для прилагательного - признак, свойство;

в) грамматические значения как признаки частей речи;

г) формально-грамматические признаки, в первую очередь
окончания.

В данных примерах первый признак не столько разграничивает части речи, сколько их сближает; но второй, третий и четвертый - разграничивают. Второй аспект словообразовательной работы связан с разделом лингвистики: перед учащимися раскрываются механизмы морфемного способа образования новых слов, сначала без строгого выделения аффиксов: снег - снеговик - снеговой - снегопад, и затем и модельное, более строгое рассмотрение словообразова­тельных цепочек: дом - домик; сад - садовый; чудо - чудесный; пре-исть - прелестный; полет - летный; учение - учебный и т.п.

При таком подходе выделяются суффиксы (чаще) и приставки (реже).

Можно сказать, что словообразование стучится в современ­ную школу и его можно связывать как с разделом «Состав сло­на» («Морфемика»), так и с частями речи. Этот материал соответствует современным тенденциям развивающего обучения.

Понятий «производящая основа» и «способы словообразова­ния» можно пока не вводить, но понятие «словообразование» по­степенно наполняется содержанием. Практическая направлен­ность словообразования требует образцов, а на продвинутых эта­пах обучения - моделей:

образцы: сталь - стальной, медь - ?, железо - ? и т. п.;

модели: имя существительное без суффикса + суффикс прилага­тельного: рис -рис-ов-ый; лун-а -лун-н-ый; писъ-мо - писъ-мен-н-ый;

образование существительных от основы прилагательного: чнст-ый - чист-от-а; даль-н-ий - даль; зелен-ый - зелень;

словообразовательная цепочка: вод-а - вод-н-ый - вод-ник; сад -сад-ов-ый - сад-ов-ник;

игра-соревнование: образовать ряды родственных слов, объяс­нить их значения (чей ряд полнее, кто лучше объяснит).

Нетрудно заметить, что описанная работа учащихся опирается на практическое знание языка, на чутье языка, сформировавшееся еще до школы на основе аудирования и говорения. Ребенок на уровне внутренних обобщений усваивает модели словообразова­ния, как и формы склонения.

Исследовательские задания:

попытаться объяснить происхождение географических назва­ний: Новгород, деревня Камышино, станция Лесная, река Шуя, ули­ца Тверская;

каково образование фамилий: Кузнецов, Поляков, Смоленский, Воронов', Медведев, Соловьев, Павлов, Павленко, Павлюк, Мюллер, Фишер, Шмидт, Богаче в, Хитрое, Казаков.

Глава 9. ГЛАГОЛ

Доверь свою работу ✍️ кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.