Мои Конспекты
Главная | Обратная связь

...

Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Тема «Инфинитив». Неопределенная форма глагола





Помощь в ✍️ написании работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Трудность этой темы в том, что форма такого типа школьни­кам встречается впервые, к тому же ее значение трудно соотно­сится с другими - времени, лица, числа. Эти формы тесно связаны с ситуациями, с пространством речи. Инфинитив также не вполне благополучен с точки зрения орфографии.

Выясняем функции инфинитива. Первая функция - называния, казалось бы, ясна. Но эту функцию выполняет существительное. В| чем же разница: бег и бегать, игра и играть, чтение и читать. На помощь приходят вопросы: что? чтение; что делать? - чи­тать.

Вторая, грамматическая, функция - инфинитив участвует в об­разовании будущего сложного времени: Коля будет купаться. В тексте школьники отметят также сказуемое, выраженное сочетаниями глаголов в личной форме и в инфинитиве: Белочка начала; грызть шишку. Все это выясняется в ходе языкового анализа - се­мантического, грамматического.

Школьники учатся также узнавать инфинитив по его морфоло­гическому составу:

Приставка (бывает не всегда) Корень Суффикс Суффикс неопре­деленной формы
вы при брос нес и ть ти

Используемые понятия: «неопределенная форма», а также воз­можно «суффикс неопределенной формы»; возможен термин ос-3 нова неопределенной формы (от нее образуется прошедшее время - гласная перед проверяется по основе неопределенной формы).

Упражнения по теме:

обнаруживание инфинитива в тексте, анализ его значения;

анализ морфемного состава;

соотнесение форм прошедшего или настоящего времени с инфинитивом (это очень важно!). Школьники часто ошибаются: на стоящее время - ты бежишь, инфинитив - бежать, ты бегаешь бегать;

включение глаголов в неопределенной форме в текст в различ­ных ролях;

составление перечня сочетаний (с опорой на тексты), в которые входит инфинитив типа: иди гулять, хочу спать, научусь играть на фортепиано, весело танцевать, начали строить (дом) и т.п.;

составление тематических глагольных словариков;

составление перечня начальных форм изученных частей речи:

имя существительное - именительный падеж единственного числа; имя прилагательное - именительный падеж единственного числа мужского рода; глагол - неопределенная форма.

Тема «Будущее время глагола (простое и сложное)»

Впервые дети встречаются с двум вариантами одной и той же грамматической формы: это разнообразие связано с видами гла­голи, к понятию о них школьники пока только приближаются че­рез практические действия (понятие вида до сих пор признается слишком трудным для начальной школы). Одно из таких практи­ческих действий связано с темой «Будущее время глагола»: умение безошибочно спрягать глаголы и употреблять их уже давно сфор­мировалось у детей на уровне языкового чутья. Они свободно ис­пользуют в собственной речи все значения, которые передаются в русском языке видовременной системой форм глагола, но выразить все это теоретически им трудно.

К будущему времени следует идти от симметрии времен: в цент­ре - настоящий момент, до него - прошедший; зная это, нетрудно определить место будущего времени.

  Симметрия времен глагола  
Прошедшее   Настоящее   Будущее
строил   строю   буду строить

Как обычно, с новой глагольной формой дети знакомятся в тексте: читая, они находят разные временные формы глагола, вы­писывают новые формы.

В мыслящем классе, где есть исследователи, полезно начать сразу с обоих вариантов: выписать и простое, и сложное буду­щее. Эти формы можно определить как синтетическую и анали­тическую. Анализируя формы будущего времени, уместно обра­тить внимание на законченность/незаконченность действий, обозначенных глаголами в форме простого или сложного буду­щего.

Вслед за анализом идет синтез: составляется таблица (или две рядом):

Будущее время
Простое Сложное
Единственное число
1-е л. посмотрю, понаблюдаю 2-е л. посмотришь, понаблюда­ешь 3-е л. посмотрит, понаблюдает буду смотреть, буду наблю­дать будешь смотреть, будешь наблюдать будет смотреть, будет наблюдать

Множественное число

1-е л. посмотрим, понаблюдаем будем смотреть, будем наблюдать
2-е л. посмотрите, понаблюдаете будете смотреть, будете наблюдать
3-е л. посмотрят, понаблюдают будут смотреть, будут наблюдать

 

В процессе эвристической беседы школьники делают следующие выводы:

глагол имеет дна варианта будущего времени: простое и сложное;

сложная форма будущего времени образуется о помощь спрягаемого глагола быть: буду, будешь, будет, будем, будете будут и неопределенной формы заданного глагола; сам спрягаемый глагол не изменяется;

простая форма будущего времени полностью совпадает с формами спряжения глаголов в настоящем времени; оказывается, что эти глаголы не имеют настоящего времени вовсе: их форма, подобная настоящему времени, имеет значение будущего;

глаголы, которые имеют простое будущее время, содержат приставку (позже школьники заметят, что не всегда);

глаголы, которые имеют сложное будущее время, спрягаются и в настоящем времени.

В гуманитарных классах уместно будет сравнить систему вре­мен русского глагола с английским или французским.

Используемые новые понятия: «будущее время», «будущее простое и сложное», «вспомогательный глагол». Продолжается обогащение словарика терминов.

Виды упражнений:

анализ глаголов, имен существительных и прилагательных в тексте;

выяснение роли глаголов в предложении;

вопросы к глаголу и от глагола;

спряжение глаголов в разных временах с личными местоимениями и с существительными;

составление словосочетаний типа управления: купил книгу, вернешься из леса и т. п.;

выделение личных окончаний глаголов I и II спряжений, проверка безударных окончаний;

проверка гласного перед -л в прошедшем времени глагола;

перестройка предложений с изменением времени глагола;

образование инфинитива от формы будущего времени, oт форм других времен.

Виды обобщения:

построение таблиц спряжения обобщенного типа;

построение обобщенных таблиц спряжения во всех трех време­нах! .

выделение личных окончаний по временам, «опасных» в орфо­графическом отношении;

работа с алгоритмом правила проверки безударных окончаний глаголов I и II спряжений в настоящем и в будущем простом вре­мени.

Исследовательское задание - провести наблюдения системы словообразования глаголов:

образование антонимических пар типа вошел - вышел, прибе­жал - убежал;

образование приставочных глаголов с заданным корнем, на­пример: дать - отдать, выдать, передать, задать и т.п;

составление моделей полученных словарных связей;

объяснение значений каждого образованного глагола;

составление с ним предложения;

исследование семантики и возможностей формообразования следующих пар глаголов: купить - покупать, нести - унести, опустить - опускать.

Доверь свою работу ✍️ кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.