Мои Конспекты
Главная | Обратная связь

...

Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Знакомство с наклонениями и залогами глаголов





Помощь в ✍️ написании работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Понятия наклонения и залога (как и вида) в начальных клас­сах, как правило, остаются лишь на ознакомительном уровне. К.Д.Ушинский давал и эти понятия, и вид. При современном плюрализме программ и учебников учителям необходимо ориен­тироваться и в этих категориях (методически).

Понятие об изъявительном наклонении (если такая тема изуча­ется) дается после изучения сослагательного (доступнее - услов­ного) и повелительного в сравнении с ними, глаголы в настоящем, прошедшем и будущем времени выражают отношение говорящего к действию как реально происходящему, или происходившему ранее, или к тому, что произойдет в будущем.

Наиболее доступно детям повелительное наклонение, часто употребляемое ими в ситуативной речи, в игре. В соответствии с принятым нами функциональным подходом могут быть исполь­зованы два варианта методики:

а) наблюдение глаголов в форме повелительного наклонения в тексте, сопоставление с другими глагольными формами и вывод как итог;

б) постановка коммуникативной задачи по ситуации: нужно выразить просьбу или приказ (лингвистический эксперимент).

Оба варианта обеспечивают осознанное усвоение темы и под­водят к выводу, к определению: повелительное наклонение выра­жает просьбу, повеление, приказ; обозначает не действие, а побу­ждение к действию. После этого ставится исследовательская зада­ча: какие лица могут быть в этом наклонении? Почему? Отказы­вая повелительному наклонению в наличии форм 1-го лица, дети (или учитель) могут процитировать слова известной песни: «...Пусть всегда буду Я!» - как особый и редкий случай. Третье лицо образуется аналитически: «Пусть несут в колоду пчелы больше меду!» (С. Маршак).

Условное наклонение детям понять труднее: в нем действие может стать реальностью лишь при каком-то условии. С этой формой наклонения можно познакомить через сравнение с про­шедшим временем:

Я пошел купаться. Я пошел бы купаться, если бы умел плавать.

Затем следует анализ текста, в котором формы сослагательно­го наклонения употреблены в разных числах и родах. После ана­лиза - исследование: как образуется сослагательное наклонение? Затем - подбор примеров употребления форм условного наклоне­ния в собственных предложениях, в своем тексте. Наконец, вывод: значение этого наклонения.

Дальнейшая работа над повелительным и условным наклоне­нием идет по ступеням:

построение таблиц спряжения в каждом из этих наклонений;

исследование этих таблиц, выделение формальных признаков, т.е. окончаний;

употребление новых форм в собственных предложениях и диа­логах;

поиск возможных орфографических трудностей и при обнару­жении таковых составление правила их проверки.

Теперь может быть составлена модель наклонений, времен:

Работая по этой схеме, необходимо:

указать, на каком этапе действует система лиц (личных форм);

пояснить, когда образуются родовые формы глагола;

объяснить значение каждой из возможных форм по этой схеме, например 2-е лицо множественного числа будущего времени;

привести примеры глаголов и перечислить, какие формы мож­но образовать от этого глагола (устно, а затем и письменно);

с каждой из образованных форм составить предложение, ибо только в употреблении можно проверить их правильное понима­ние;

показать интонирование предложений с формами повелитель­ного, условного наклонения, отдельными примерами из изъяви­тельного наклонения;

сделать сообщение по теме «Правописание форм условного и повелительного наклонения (сядь - сядьте, прочитал бы)» так, чтобы получилось связное высказывание.

Общее понятие о глагольной категории, выражающей отноше­ние действия к действительности, вызывает у детей затруднение, поэтому работу следует конкретизировать, приближая ее к ситуа­циям жизни, в которых ЭТИ формы употребляются и выполняют свою функцию в общении. Такие ситуации, как правило, не за­трудняют учащихся.

Не менее трудна и категория залога, выражающая отношения между субъектом и объектом действия. Даже в средней школе залог вводится на примере глаголов с постфиксом (частицей) -ся (-сь). Напомним, что понятие «залог» вводил вслед за К.Д.Ушинским в своих программах Л.В.Занков еще в 60-годах XX в. Возвратный (средневозвратный) понятнее других залогов: обувать-ся - обувать себя, умываться, остановиться и пр.

Понятно детям и взаимное значение - обниматься, здоровать­ся, и обозначение свойства предмета - крапива жжется, собака кусается.

Действительный и страдательный залоги связаны с понятием переходности глаголов, а также с причастиями.

В современной начальной школе эти понятия даются в системе углубленного изучения языка. У школьников формируется весьма сложная, переплетенная система глагольных форм и значений.

Практические работы учащихся на этом этапе:

анализ глаголов в тексте, например: Садовник посадил флоксы -действительный залог; Цветы посажены садовником - страдатель­ный;

спряжение глаголов средневозвратного залога, уточнение в их личных формах окончаний и места частицы -ся, включение форм их спряжения в предложения;

работа над умением различать формы инфинитива или 3-го лица: умываться ) умывается и т. п.;

постановка вопросов к глаголам, к их смешиваемым формам.

Новые понятия, новые формы и их значения включаются в ра­нее составленную модель глагольных форм, словоизменения глаголов.

 

Доверь свою работу ✍️ кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.