Мои Конспекты
Главная | Обратная связь

...

Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Словообразование глаголов





Помощь в ✍️ написании работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Эта работа практически была начата до введения темы «Словообразование», теперь она расширяется. Глаголы образу­ются от глаголов префиксальным способом (нес-ти - унести, при­нести). Заметим, что многие глаголы изначально имеют простую, непроизводную основу: чит-а-ть, прочитать. Однако многие гла­голы образуются от других частей речи: красный ~ по-красн-е-ть.

Следует обратить внимание школьников на роль глагольного суффикса, научить их выделять суффиксы глагола -а-, -и-, -е-, -у-: чит-а-ть. Обратить внимание на значения некоторых суффиксов, например: толкать - толкнуть: суффикс -ну- имеет значение одно­кратности действия; подбросить - подбрасывать: суффикс -ыва-имеет значение многократности. Значения приставок: войти -выйти («внутрь» - «наружу»), приехать - ехатъ («удаление» - «приближение»), придвинуть - отодвинуть и пр. В словообразо­вательной работе должны иметь место семантическая и формаль­ная стороны.

Не следует забывать также образование глаголов с частицей -ся: мыть - мыться, жечь - жечься, кусать - кусаться, спать - спать­ся (Не спится что-то) и т.п., а также целые словообразователь­ные цепи: кос-а, кос-и-тъ, скос-и-тъ, обкосить (кругом), выкосить и т.п.; пахать, вспахать, перепахать, перепахивать.

Особо о приставке не-: ее необходимо отличать от отрицатель­ной частицы не, которая пишется как отдельное слово, т.е. раз­дельно. Не следует давать правило в догматической форме: «Не с глаголом пиши раздельно, т.е. в два слова». На самом деле здесь нужно видеть семантическую основу.

Отрицание не меняет смысл высказывания на противоположный: Я купался - Я не купался; Иван Иванович не любил читать книги - Иван Иванович любил читать книги. Это антонимия на уровне синтаксиса.

Но есть еще приставка не-. Разграничение частицы и приставки не с различными частями речи - одна из самых непростых тем курсе русского языка. В начальных классах дается лишь один его случай: «Не с глаголом слитно пишется лишь в том случае, когда глагол без не не употребляется: ненавидеть» и т.п. Слова «навидеть» нет в русском языке, и в слове ненавидеть ошибка ма­ловероятна. Но слово негодовать у детей вызывает затруднения: они допускают существование слова «годовать». Поэтому глаго­лы ненавидеть и негодовать следует рекомендовать для заучива­ния, как и невзвидеть, невзлюбить, недоставать, недосмотреть, недосыпать, нездоровиться, недоумевать. Обобщение по теме «Глагол» строится так:

а) анализ глаголов в тексте с учетом всего изученного в обыч­ной школе или по углубленным программам, лексико-семантическая, морфемная, категориальная и формальная, структурно-синтаксическая характеристика;

б) синтез глагольных форм, словообразование, построение предложений и текста с акцентом на глаголах;

в) прикладное использование грамматического материала по теме; правила правописания и соответствующие орфографические действия учащихся; элементы культуры речи - в точном, стили­стически адекватном использовании глаголов и их категорий, их форм;

г) моделирование: составление обобщающих таблиц и схем, отражающих как категориальную систему глагола, так и систему словообразования и формообразования, спряжения;

д) терминологический словарь, включение в него темы «Гла­гол»;

е) включение глагола в системы более высокого ранга – частей речи, всей лексики, знаковой системы - языка. И, разумеется, главного - речи, языковой прагматики.

В конце изучения такой крупной темы обычно дается прове­рочная работа в виде диктанта (орфографическая цель), сочине­ния или изложения (речевая, коммуникативная цель), письменных аналитико-синтетических упражнений, построения моделей (конструктивная цель).

 

Глава 10. РАЗНЫЕ ТЕМЫ КУРСА МОРФОЛОГИИ

Доверь свою работу ✍️ кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.