Мои Конспекты
Главная | Обратная связь

...

Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Имитативные методы





Помощь в ✍️ написании работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Во второй главе данного раздела уже отмечалось, что для овла­дения речью ребенок нуждается в речевой среде. Это - во-первых, а во-вторых, необходима речевая активность самого субъекта, уча­щегося. Эта закономерность действует на протяжении всей жизни человека, и естественно, что в детстве она заметнее.

Из этой закономерности выводится первый метод (точнее -группа методов), который получил название имитативного, или обучения по образцам. В наши дни под влиянием возросшего ав­торитета развивающих методик к имитации (подражанию) сло­жилось отрицательное отношение, как к чему-то антиразви-вающему, по мнению некоторых дидактов. Но автор покажет со­держание, наполнение этой группы методов и убедит, что такое понимание неверно, незаслуженно. Тем более что сам метод «де­лай, как я» традиционен, имеет свою историю, свои обоснования.

В рамках имитационных методов находят место и анализ об­разцовых текстов, и синтез собственных языковых конструкций (весьма сложных), и поисковая деятельность - выбор слов и дру­гих средств языка, и моделирование образцовых текстов, и конст­руирование по этим моделям предложений и текста, и обобщение, вывод правил, и даже творчество - пересказы и письменные изло­жения с творческими дополнениями или изменениями, инсцени­рование, драматизация, художественное чтение и рассказывание, подражательное и собственное литературное творчество.

Нужно отличать самостоятельную работу учащихся «по об­разцу» от неосознанного заучивания, т.е. от догматического ме­тода. Впрочем, заученные наизусть стихи, проза, афоризмы, фра­зеологизмы, поговорки весьма полезны, они обогащают речь, способствуют ее развитию. Они не только обогащают речь учащихся, но укрепляют память, дают основу для отработки выразительности, для участия в социальной деятельности, в концертных выступлениях, т.е. в преддверии искусства.

Не следует забывать, что «образцовые тексты» - это отрывки из произведений лучших писателей, специально подобранные и введенные в учебники «Русский язык» и в различные пособии, хрестоматии, сборники текстов для изложения. Такова традиция, идущая от Буслаева, Ушинского, Чернышева, Рыбниковой, - все языковые занятия проводить на материале лучших, образцовы произведений литературы. Эта традиция связывает искусство сло­ва с другими искусствами - изобразительным, театральным, му­зыкой, хореографией.

Методы обучения речи «по образцам» имеют свой обширный набор приемов, типов ученических работ: это многочисленные виды пересказа прочитанных текстов (близкий к тексту образца, сжатый, выборочный, с творческими дополнениями и изменения­ми, с делением текста на части, озаглавливание частей, составле­ние плана прочитанного рассказа, то же в письменном варианте), письменные изложения разнообразных типов: с языковым разбо­ром текста, с иллюстрированием, с изменением жанра (рассказ перестраивается в пьесу, в произведение, предназначенное для сценического воплощения). В арсенал методов «по образцу» вхо­дят и более мелкие, частные упражнения: составление предложе­ний или компонентов текста по типу данного или по модели, ко­торая тоже, возможно, составлена учащимися; отработка произ­ношения, интонаций, пауз, ударений по примеру исполнения учи­телем, и особенно - по пониманию замысла автора писателя или на основе артистического исполнения (по фонохрестоматии); раз­личные рассказы и письменные сочинения по аналогии с прочи­танным, а в литературно-творческих кружках - переводы, подра­жания, пародии.

«По образцам» школьники работают над типами речи (текста) и над различными жанрами, принятыми в литературе и в общест­венной жизни: над описанием, повествованием, рассуждением; над стилистическими, композиционными, содержательными осо­бенностями рассказа, очерка, газетной заметки, отзыва о прочи­танной книге или о спектакле, характеристики, а также над со­ставлением так называемых «деловых бумаг» - объявления, заяв­ления, делового письма, телеграммы, дневниковых записей. Не­малую роль играет образец и в усвоении форм речевого этикета: приветствия, прощания, извинения, благодарности, приглашения и мн. др.

В использовании имитационных методов наблюдается тенден­ция к повышению самостоятельности и познавательной активности учащихся. Это сказывается и в выборе авторов и произведе­ний литературы, и в предварительном языковом анализе, и в ло­гической работе (сжатие текста, выборочная его передача, составление плана, деление текста на части), и особенно в составлении собственного текста.

Образцовый текст выполняет роль основного составляющего вобщем широком потоке языковых влияний на детей - влияний речевой среды на их формирующееся языковое чутье.

Имитационный метод при всей его популярности сам по себе не может быть достаточным: обучение «по образцам» лишь под­готавливает учащихся к другим методам развития речи.

 

Доверь свою работу ✍️ кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.