Мои Конспекты
Главная | Обратная связь

...

Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Коммуникативные методы





Помощь в ✍️ написании работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Следующая, вторая, закономерность, которую методика берет за основу второй группы методов, определяет назначение, функ­цию языка быть средством общения, коммуникации, а также самовыражения.

Если язык - средство общения, то речь - само общение с по­мощью языка. Если язык - средство внутреннего диалога, само­выражения, то «речь для себя» и есть самовыражение, творчество.

В данном случае «коммуникация» понимается в широком смысле: это и связь поколений, и связь времен...

Из коммуникативной функции языка выводится вторая группа методов обучения речи, вернее - развития речи учащихся: ком­муникативные методы.

Требования, установки этих методов:

во-первых, любое высказывание учащегося, устное или пись­менное, как и взрослого, разумеется, мотивировано: вытекает из потребности что-то сказать или написать, с кем-то вступить в контакт, поделиться своими мыслями и чувствами. Эта потреб­ность, в свою очередь, вытекает из так называемой речевой ситуации, сложившейся в жизни или созданной искусственно, с педагогической целью. Предпочитая естественные ситуации, ком­муникативные методы допускают в учебных целях и создание ис­кусственных: диалогов, споров, обсуждений, ролевых игр, пере­писки, бесед на прогулках и экскурсиях.

Даже в искусственных ситуациях мотивация резко повышает самостоятельность учащихся в речевой деятельности;

во-вторых, говорящий или пишущий должен быть в достаточ­ной мере подготовлен к содержательному высказыванию, т.е. ему необходимо располагать обширным, достоверным, значимым (личностно или социально) материалом для своего выступления. Этот материал, как правило, никто ему не подсказывает (как в имитативной методике). Без свободного владения материалом школьник не сможет осуществить акт коммуникации, ее цель не будет достиг­нута: Сам материал должен быть подвергнут систематизации, структурированию, должен быть отобран. Содержание должно быть подчинено авторскому замыслу, выражать авторский взгляд, должно быть расположено логично, по продуманному плану;

в-третьих, коммуникативная цель будет достигнута лишь в том случае, если учащийся достаточно владеет языковыми средствами: богатым и хорошо активизированным словарным запасом, спо­собностью быстро и безошибочно образовывать грамматические формы, строить предложения и связывать их в тексте, если он умеет выбирать наилучшие средства языка для данной коммуни­кативной ситуации;

в-четвертых, речь учащегося, его рассказ или сочинение дейст­вительно играют свою роль в общении, в жизни. Если это вопрос - на него должен быть дан ответ; если это рассказ - он дол­жен быть прочитан или выслушан классом, на него должен быть дан отклик; сочинение должно быть прочитано хотя бы одним че­ловеком; выраженные мысли должны быть обсуждены, приняты или отвергнуты; если это письмо оно прочитывается адресатом, пишет­ся ответ; если это статья, заметка она должна быть помещена в га­зете, в журнале или мотивированно отвергнута. Даже обычный ответ ученика на уроке, с точки зрения коммуникативного метода, явля­ется мотивированным высказыванием, которое будет эффективно, если включено в систему познавательной деятельности всего класса.

Коммуникативные методы опираются па теорию речевой дея­тельности, в частности на анализ речевого акта: метод учитывает все его ступени - и ситуативную, и мотивационную, и воспри­ятие собеседником, и обратную связь.

Коммуникативные методы имеют свой набор приемов, средств обучения, типов заданий упражнений:

создание речевых ситуаций или выбор их из потока жизни;

ролевые игры, труд, походы и экскурсии, картины, специально организованные наблюдения, другие способы накопления мате­риала, впечатлений;

любые виды деятельности, которые могут вызвать потребность высказываний;

рисование картин, ведение записей и дневников;

создание сюжетов по воображению, в том числе сказочных;

выбор разнообразных жанров - докладов, выступлений по ра­дио, телепередачи, рекламы;

наконец, «пробу пера» - литературно-творческие попытки в прозе, в стихах, в драматических жанрах. По последней причине метод нередко называют коммуникативно-творческим.


Рассматриваемый метод предполагает систему умений учащихся, реализуемых (и формирующихся) в процессе различно­го рода письменных и устных речевых упражнений - сочинений и пр. Обычно выделяют семь групп таких умений, в своей последо­вательности создающих методику:

умения, связанные с темой сочинения, с ее пониманием, опре­делением ее границ, субординацией тем, раскрытием темы;

умение подчинить, свое сочинение определенному замыслу, вы­разить в нем свою мысль, свою позицию, свои эмоции, отношение к лицам, их поступкам и пр.;

умения собирать, накапливать материал, отбирать важное, главное и второстепенное в соответствии с темой и замыслом;

умение систематизировать материал, располагать его, обдумы­вать и составлять план, работать над композицией - началом, за­вершением;

умения в области языковой подготовки текста: подготавливать словарь в соответствии с темой, выбирать слова, сочетания, фра­зеологию, образы; подготовка фрагментов будущего текста, в устном варианте - обдумывание интонаций, обращений и пр.;

умение составлять текст, в устной речи - импровизировать, в письменной - записывать без ошибок, располагать текст на лис­тах, делить его на абзацы (в старой риторике этот этап называли акцио - исполнение);

умение совершенствовать написанное, редактировать (устное слово вылетело не поймаешь), проверять орфографию, пунктуа­цию.

Добавим к сказанному: умение критически анализировать свою и чужую речь, элементарно рецензировать сочинения других учащихся, а также объяснять допущенные ошибки, выявлять их причины, способы проверки.

Нельзя забывать, что сочинения, рассказы обладают огромной воспитательной силой, это самовыражение личности ученика. Со­чинение есть способ включения детей в социальную жизнь, в об­щение. Немалую роль играет и выбор тем: о России, ее истории, о природе, о людях, на литературные темы, о добром и прекрасном, о труде и познании.

Казалось бы, два метода - «по образцам» и коммуникативный -в достаточной степени обеспечивают практику развития речи детей. Но для полноты нужен еще один метод, который опирал­ся бы на закономерности языка (напомним, что первый метод опирается на литературные образцы, второй - на потребность общения), на изучаемый в школе материал, который ученики могли бы сознательно применить, конструируя предложения и текст.

 

Доверь свою работу ✍️ кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.