Мои Конспекты
Главная | Обратная связь

...

Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Исправление и предупреждение речевых ошибок





Помощь в ✍️ написании работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Этот вид деятельности учащихся и учителя вливается в систему культуры речи школьников. Он складывается из следующих со­ставных частей:

а) исправление речевых ошибок в тетрадях учащихся;

б) составление картотеки типичных ошибок, допущенных уче­никами преимущественно в письменной речи;

в) определение типов ошибок и их причин (диагностика);

г) классная работа над общими типичными ошибками на уро­ках обсуждения сочинений (обычно фрагмент урока длится 15-20 мин, в устной и письменной форме);

д) индивидуальная или групповая внеурочная работа над от­дельными ошибками: их обнаружение, уяснение, исправление;

е) показ и анализ образцов, противопоставляемых ученическо­му примитиву;

ж) система стилистических и иных упражнений, в которых пре­дусматриваются трудные ситуации, вероятные ошибки;

з) языковая подготовка перед сочинением, изложением или устным выступлением;

и) обучение самопроверке написанного и его редактированию;

к) стилистические акценты, где это возможно, при изучении грамматических тем; например, при изучении личных местоиме­ний сообщается их функция в тексте и т.п.

Ошибки исправляются самим учеником, с помощью учителя. Ис­правление состоит в перестройке предложения, текста, в замене слов и т.п. В трудных случаях учитель сам исправляет ошибку, а и легких использует условные знаки: П- «повтор», З.с. - «замени слово», V «пропуск», порядок слов обозначается цифрами над словами.

На уроке, посвященном анализу сочинения, прочитываются вслух лучшее работы, они обсуждаются (к этому надо приучать детей). Предмет обсуждения не только содержание, но и композиция, и язык, и ошибки, и недочеты, и исправления.

Для урока, как привило, избирается одна тема, соответствующая допущенным ошибкам. Требования к такому фрагменту урока:

а) тема формулируется и осознается школьниками, например «Замена неудачно выбранного слова»;

б) приводятся примеры выбора слова из лаборатории извест­ного писателя;

в) даются на карточках отрывки текста, содержащие ошибки; учащиеся должны их обнаружить и исправить, обосновать замену слова.

Ученик написал в сочинении: Осенью очень красиво. Деревья по­крываются желтыми листьями, и только одни ели стоят зеленые. Класс читает этот текст, предназначенным для редактирования. Не сразу, но все же обошлось без помощи учителя. Ученик (не очень уверенно) говорит: «Почему покрываются? Ведь осень, а не весна. Осенью зеленые листья пожелтели». Предлагается несколь­ко вариантов исправления: деревья пожелтели; деревья теперь оделись в золотой наряд, липы светло-желтые, клены в золоте с ру­бинами, и только ели да сосны стоят зеленые.

Покажем еще исправление ошибок и недочетов (редак­тирование) целого текста, но на основе теории сложного синтак­сического целого - ССЦ. Цель - обогащение, совершенствование внутритекстовых связей.

Работа общеклассная, коллективная. На доске записывается (или проецируется с помощью графопроектора) полный текст ученического изложения, в данном случае - по рассказу В.Бианки; для удобства работы предложения пронумерованы:

1. Охотник шел домой. 2. Он услышал треск сучьев. 3. Из чащи вышла медведица с двумя медвежатами. 4. Медведица с медвежатами подошли к речке и стали купаться. 5. Медведица взяла медвежонка за воротник и стала окунать его. 6. Охотник спрятался на дереве. 7. Медвежонок убежал, медве­дица догнала его и дала шлепков. 8. Потом они все ушли домой.

Детям предложено прочитать текст: не нужно ли что-то исправить, допол­нить, уточнить, сделать выразительнее? Учащиеся сделали следующие заме­чания: в начале изложения ничего не говорится о реке, предлагают дополнить первое предложение словами берегом лесной речки; делают исправление на доске. Во втором предложении вводят слово вдруг. Третье предложение не вызывает замечаний, зато в четвертом сразу замечают повтор: слова медведи­ца с медвежатами заменяют местоимением они. В пятом решают заменить слова за воротник на за шиворот. Шестое предложение не на месте - это за­мечают все. Сначала предлагают перенести его на третье место, но затем объ­единяют со вторым: Вдруг он услышал треск сучьев и спрятался на дереве. В седьмом предложении неясно, какой медвежонок стал убегать, и дети предла­гают добавить слово другой. В этом предложении заменяют глагол дала глаголом надавала (многократное действие). В последнем предложении добавля­ют слово довольные и заменяют слова: потом - на после купания, они - на мед­веди, домой - на в чащу леса.

Дети читают весь текст с поправками и замечают, что в пятом предложе­нии надо добавить слово одного.

В итоге получился отредактированный текст:

Охотник шел домой берегом лесной речки. Вдруг он услышал треск сучьев и спрятался на дереве. Из чащи вышла медведица с двумя медвежатами. Они по­дошли к речке и стали купаться. Медведица взяла одного медвежонка за шиво­рот и стала окунать. Другой медвежонок стал убегать, медведица догнала его и надавала шлепков. После купания медведи ушли в чащу леса довольные.

В этом тексте школьники сделали 10 исправлений, это улучши­ло связи в нем, а главное - подготовило школьников к самостоя­тельному редактированию собственных сочинений и изложений.

 

Глава 10. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ШКОЛЬНИКОВ

Доверь свою работу ✍️ кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.